Главная страница

Программа по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка
Угриновича Н.Д
Дата13.04.2016
Размер337 Kb.
ТипПрограмма

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс Угринович



Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

 Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

  

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

·  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

 Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся


Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.
Содержание курса информатики и ИКТ

1. Информация и информационные процессы – 10 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 
3. Коммуникационные технологии – 13 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

4. Итоговое повторение 1 ч

 

Формы и средства контроля

Тематический контроль



Тематика

Вид

Форма

8 класс

1

Информация и информационные процессы

Контрольная работа, вводный контроль

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

 

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

 

4

Итоговое повторение

контрольная работа

 



 Практические работы

 В учебнике 8 класса Угринович Н.Д.  представлены тексты практических работ.

Требования к подготовке выпускников в области информатики и ИКТ в 8 классе
В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в базе данных;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 Перечень учебно-методических средств обучения

 1.     Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

·          Компьютер

·          Проектор

·          Принтер

·          Модем

·          Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

·          Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

·          Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

·          Операционная система – Windows XP, Linux.

·          Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

·          Антивирусная программа.

·          Программа-архиватор.

·          Клавиатурный тренажер.

·          Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

·          Простая система управления базами данных.

·          Простая геоинформационная система.

·          Система автоматизированного проектирования.

·          Виртуальные компьютерные лаборатории.

·          Программа-переводчик.

·          Система оптического распознавания текста.

·          Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

·          Система программирования.

·          Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

·          Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

·          Программа интерактивного общения.

·          Простой редактор Wеb-страниц.


Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.

(1 ч. в неделю, 34 ч. в год) 



Тема урока

Кол. час.

Д/з

Сроки

план

факт

Информация и информационные процессы.

10

 







1

Техника безопасности на уроках информатики.

1

ТБ на уроках и.







2

Информационные процессы в неживой природе.

1

1.1.1







3

Информационные процессы в живой природе.

1

1.1.2







4

Информация и информационные процессы в технике

1

1.1.3







5

Знаки: форма и значение

1

1.2.1







6

Знаковые системы

1

1.2.2







7

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»

1

1.2.2







8

Кодирование информации.

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с помощью клавиатуры»

1

1.2.3







9

Решение задач на кодирование информации

1

1.2.3







10

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1

 







Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

10

 







11

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

2.1
2.2.1







12

Устройства ввода и вывода информации.

1

2.2.2, 2.2.3







13

Оперативная память. Долговременная память.

1

2.2.4

2.2.5







14

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

2.3.1
2.3.2







15

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

1

2.3.3







16

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

1

2.4

2.4.1







17

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

1

2.4.2







18

Графический интерфейс операционных систем.

1

2.5,2.6







19

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

2.7, 2.8







20

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.»

1

2.7, 2.8







Коммуникационные технологии.

13

 







21

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

1

3.2







22

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1

3.3

3.3.1







23

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета».

1

3.3.2

3.3.3







24

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

1

3.4

3.4.1







25

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

1

3.4.2







26

Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1

3.4.3







27

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1

3.5







28

Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.

1

3.6, 3.4.4







29

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

3.7.1

3.7.2







30

Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

3.7.3







31

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

1

3.7.4

3.7.5







32

Списки и интерактивные формы на Web-страницах

1

3.7.6

3.7.7







33

Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».

1

3.7.6

3.7.7

повтор.







 

Итоговое повторение

1

 







34

Повторение материала. Решение упражнений. Обобщающее повторение

1

 







ИТОГО:

34

 









Календарно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ в 9 классе.

(2 ч. в неделю, 68 ч. в год) 



Тема урока

Кол. час.

Д/з

Сроки

план

факт

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

14

 







1

Техника безопасности на уроках информатики.

1

ТБ на уроках и.







2

Формы представления информации в ПК

1










3

Кодирование графической информации Практическая работа 1.1. «Кодирование графической информации».

1










4

Растровая и векторная графика.

1










5

Кодирование графической информации

1










6

Рисование графических примитивов в растровых и векторных редакторах

1










7

Практическая работа 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

1










8

Работа с объектами в векторных графических редакторах

1










9

Практическая работа 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

1










10

Растровая и векторная анимация.

1










11

Практическая работа 1.4. «Анимация».

1










12

Решение задач на нахождение количества информации

1










13

Практическая работа 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации».

1










14

Цифровое фото и видео.

Зачёт №1 по теме «Информация и информационные процессы»

1










Кодирование и обработка текстовой информации.

11

 







15

Кодирование текстовой информации.

1










16

Создание документов в текстовых редакторах

Практическая работа 2.1. «Кодирование текстовой информации».

1










17

Сохранение и печать документов.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией.

1










18

Сохранение документов в своей папке. Печать документа. Ввод и редактирование.

1










19

Форматирование документа.

Практическая работа 2.2. «Вставка в документ формул».

1










20

Форматирование символов.

Практическая работа 2.3. «Форматирование символов и абзацев».


1










21

Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.

1










22

Таблицы. Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными.

1










23

Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

1










24

Практическая работа 2.7. Сканирование и распознание «бумажного» текстового документа.


1










25

Зачёт №2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации».

1










Кодирование и обработка числовой информации

10

 







26

Кодирование числовой информации.

1










27

Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

1










28

Электронные таблицы. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

1










29

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1










30

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.

1










31

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов.

1










32

Базы данных в электронных таблицах.

1










33

Представление базы данных в виде таблицы и формы

1










34

Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

1










35

Зачёт №2 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1










Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

16

 







36

Алгоритм и его формальное исполнение.

1










37

Свойства алгоритма и его исполнители

Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно - ориентированного программирования.

1










38

Блок-схемы алгоритмов.

1










39

Выполнение алгоритмов компьютером

Практическая работа 4.2. Проект «Переменные».

1










40

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно — ориентированного и процедурного программирования.

Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор».

1










41

Линейный алгоритм.

Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».

1










42

Алгоритмическая структура «ветвление»

Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».

1










43

Алгоритмическая структура «выбор»

Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».

1










44

Алгоритмическая структура «цикл»

Практическая работа 4.7. Проект «Отметка».

1










45

Переменные: тип, имя, значение

Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов».

1










46

Арифметические, строковые и логические выражения

Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнений».

1










47

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1










48

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

1










49

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005 Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевёртыш».

1










50

Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор».

1










51

Зачёт №3 (Защита проектов)

1










Моделирование и формализация

13

 







52

Окружающий мир как иерархическая система.

1










53

Моделирование, формализация, визуализация.

1










54

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1










55

Построение и исследование физических моделей.

1










56

Приближённое решение уравнений.

1










57

Экспертные системы распознавания химических веществ.

1










58

Практическая работа 4.11 «Проект «Системы координат»

1










59

Практическая работа 4.12 «Проект «Анимация»

1










60

Практическая работа 5.1 Проект «Бросание мячика на площадку»

1










61

Практическая работа 5.2 Проект «Графическое решение уравнения»

1










62

Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений».

1










63

Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления».

1










64

Зачёт №4 Защита проектов

1










 

Информатизация общества

3










65

Информационное общество.

1










66

Информационная культура.


1










67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

1










 

Итоговое повторение

1










68

Повторение материала. Решение упражнений. Обобщающее повторение

1










ИТОГО:

68