|
«Профессионально-личностное становление и развитие педагога» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессионально-личностное становление
и развитие педагога»
Подготовила
учитель начальных классов
Брянцева Любовь Сергеевна
Подольск, 2012
Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
Основу педагогической подготовки учителя составляет базовое педагогическое образование, которое реализуется профессионально-образовательными программами двух уровней. Они предоставляют обучающимся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных знаний по избранному направлению. Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям. Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах,вузах). В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого-педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними. Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Не секрет, что результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения тому или иному учебному предмету. Но главное - учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического образования являются самообразование студентов и их практическая деятельность. Самообразование в широком смысле слова - это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям. Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности. Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества. После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности. Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников. Самовоспитание педагога - сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Постановку целей мы понимаем как часть самопроектирования, выступающего в качестве мощного стимула развития. Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные приемы, среди них выделяются три группы: самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация. Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей. Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Организация процесса самовоспитания начинается с самоконтроля (самонаблюдение, самопроверка, самоотчет, самоанализ, самоинструктаж): "надо проявлять хладнокровие", "надо проявлять остроумие", "надо предъявлять требования к себе" и т.д. Судить о профессиональных качествах учителя можно на основании результатов изучения мнения учащихся, коллег, родителей. Введение рейтинговой системы (оценка качеств учителя по балльной системе, ранжирование предметов по значимости, выявление стилей деятельности) предполагает активное участие в учебно-воспитательном процессе не только учителей, но и родителей. Рейтинговую систему можно представить в виде цепочки: исследование-вычленение проблемы - коррекционная работа - результат. Для наблюдения за ростом профессионального мастерства учителя исследования необходимо повторять, сравнивая результаты. Выявляя способности учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова и Н. И. Калиниченко установили, что больше всего педагоги ценят уверенность в своих силах и интерес к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития. Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного. Однако зафиксированное состояние может закрепиться, если не вызовет стремления к преодолению его как недостатка; следующий этап - выработка установки на самосовершенствование, поиск способов преодоления недостатка. Среди них можно назвать использование примера. Задав себе вопрос: "Как бы на моем месте почувствовал себя педагог, являющийся для меня примером (идеалом)?" - студент входит в роль и действует по образцу воображаемого поведения. Воображаемые педагогические ситуации помогут учителю прочувствовать состояние других людей: учеников и их родителей, коллег по работе. Саморазвитию педагога помогает использование ролевой гимнастики, сущность которой заключается в умении входить в образ любого персонажа: кассира на рабочем месте, руководителя, жокея, пчелы на цветке и т.п. Продолжением этих техник являются психотехнические упражнения, приемы театрального мастерства, элементы психодрамы, ролевые игры. Говоря о профессиональных качествах учителя, нельзя не сказать о личностных, важнейшие из которых - любовь к детям, уважение к ним. В общении с учениками каждый педагог сознательно, а чаще бессознательно, ориентируется на определенный тип общения: материнский - перенесение комплекса чувств любви и симпатии, или отцовский, с его чувствами уважения и почтения. Так, например, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский любили своих воспитанников, но каждый по-своему. Взыскательность, требовательность "отцовской" любви четко прослеживается в высказываниях самого А. С. Макаренко: "Коммунары любили меня так, как можно любить отца, и в то же время я добивался того, чтобы никаких нежных слов, нежных прикосновений не было". Со своей стороны, В. А. Сухомлинский заявлял: "Мне кажется странным и непостижимым: как может педагог рассчитывать на доверие, откровенность, чистосердечность ребенка, если он не стал для него любимым человеком". Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой". Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них. Важным показателем уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна широта увлечений. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания. В дальнейшем учитель формирует свое "педагогическое видение" и самоопределение в деятельности. При этом происходит осмысление целей деятельности, рождается самостоятельный почерк, вырабатывается педагогическая "Я- концепция", закладываются основы творческой индивидуальности педагога. При выполнении всех этих условий начинается полноценная реализация таланта учителя. Он переживает свою деятельность как свободу проявления внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствоваться. Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов. Так какого же учителя можно считать истинным профессионалом? Того, кто глубоко владеет предметными знаниями? Конечно, да. Но почему люди, наделенные глубокими и обширными знаниями, нередко не могут состояться в качестве школьного учителя? Существует ряд требований к личности педагога, важнейшее из которых - профессиональная готовность к педагогической деятельности. Это понятие очень емкое и подвижное. Оно выражает, с одной стороны, физическую и психическую готовность, а с другой - теоретическую и практическую готовность учителя, его компетентность и профессионализм. Содержание профессиональной готовности отражается в профессиограмме учителя. Она представляет собой описательную модель, является паспортом, который включает ряд личностных качеств, педагогических знаний и умений, необходимых учителю. Профессиограмма носит эталонный характер, а сравнение своих реальных качеств с идеалом становится движущей силой в развитии профессиональных качеств, позволяет ему выявлять слабые места, пробелы в своей профессиональной подготовке. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога. С нашей точки зрения, если рассматривать профессиограмму с позиции системного подхода, структура ее будет следующей:
знание профессии учителя, понимание ее социальной сущности;
профессионально-педагогическая подготовка;
совокупность основных признаков, характерных для профессии учителя;
виды деятельности педагога;
особенности педагогической профессии;
условия труда педагога;
основные требования к профессии учителя;
перспективы профессионального роста.
Все указанные личностные и профессиональные качества составляют модель "идеального" или приближенного к идеалу учителя. Эти качества сами по себе привлекательны в любом человеке, но для педагога они являются еще и профессионально значимыми. Путь к этому идеалу проходит через постоянную самооценку, преодоление своих слабостей и недостатков. Для анализа мы предлагаем педагогу одну из "идеальных моделей учителя", которую необходимо дополнить или сократить в соответствии со своими представлениями: гуманность, дипломатичность, доброта, интеллигентность, трудолюбие, честность, чувство собственного достоинства, гибкость ума, разумная требовательность, чуткость, внимательность, ответственность за свое дело, аккуратность, самокритичность, эрудированность, коммуникабельность, выдержка, тактичность, любовь и уважение к детям, чувство долга, принципиальность, творческое мышление, целеустремленность, душевная щедрость, уравновешенность, работоспособность, прозорливость, интеллектуальность, физическое здоровье, профессиональный кураж, способность к риску, креативность, объективность в отношениях и оценках, компетентность, высокий профессионализм, ораторские способности, эстетический вкус, чувство юмора, артистичность, четкая дикция, решительность, идейность, терпение, скромность. Нужно знать трудности учителя, их выявлять, а затем постоянно помогать учителям их преодолевать, а еще лучше предупреждать профессиональные затруднения. Система обучения педагогов должна быть основана на двух принципах: свободе учиться - только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми (К. Роджерс); развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить (А. Дистервег). Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов:
самооценка (объективная);
определение целей, планирование результатов;
программа действий в соответствии с целями;
поэтапное подведение итогов самосовершенствования и самоанализ;
последующее планирование. Программа саморазвития будущего учителя может начинаться с первых шагов по самосовершенствованию и должна отражать основные требования к педагогической профессии, к тому, что составляет в ней общее, особенное и индивидуальное. За основу такой программы можно взять пять первых шагов самоусовершенствования, предложенных В. Леви. Шаг первый. Самооздоровление. Суть не только и не столько в результатах, а в том, как и зачем их добиваться. Физическое здоровье - не самоцель, но одно из средств одухотворения жизни. Шаг второй. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление кредо. Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо". Шаг третий. Развитие самобытности. ...Истинная самобытность достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть собой - возделыванием своего жизненного участка. Необязательно быть дипломированным ученым, прыгать выше других, писать стихи. Оригинальность возникает сама, самобытность развивается и цветет, когда человек становится поэтом, исследователем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней формой существования. В этом и только в этом случае человек становится воистину интересным. Шаг четвертый. Самообразование. Необходимо спросить себя: все ли возможное ты делаешь для своего образования? Питаешь ли свой дух регулярно и полноценно, умеешь ли выбирать?.. Шаг пятый. Выход из одиночества. Есть только один путь выхода из одиночества. Есть только один способ найти настоящих друзей. Способ заключается в том, чтобы самому стать таким человеком, которого хотелось бы иметь другом..." Подытоживая все сказанное, мы можем констатировать, что фактором профессионального развития становится не только функциональное совершенствование своих способностей, умений, навыков, но и субъективный смысл достигнутых результатов. Если человек их переживает как индивидуальное достижение, успех, радость, они становятся точкой для последующего роста. Литература 1. Курдюмова И. М., Калиниченко Н. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. N 3. 2. Шиян О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999. N 1. 3. Макаренко А. С. О воспитании // Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 5. 4. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев, 1998. 5. Сорока-Росинский В. Н. Школа им. Достоевского // Пед. соч. М., 1991. 6. Леви В. Разговор в письмах. СПб., 1993.
|
| |
|
|