|
Программа кружка «Органические вещества на службе у человека»
ПРОГРАММА
кружка «Органические вещества на службе у человека»
для обучающихся 10 классов
на 2012-2013 учебный год
(всего 34 часа, 1 час в неделю) Дуванова Т.В., учитель химии МОУ «СОШ № 73»
Пояснительная записка
Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека.
Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.
Программа кружка «Органические вещества на службе у человека» рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 занятия). Программой предусмотрено проведение лабораторных работ, практических занятий, конференций, экскурсий.
Цели курса:
углубление знаний обучающихся о свойствах и применение органических веществ;
формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся:
формирование экологической грамотности обучающихся;
формирование ориентации на будущую профессиональную карьеру.
Содержание курса Введение. Из истории органической химии (1 час).
Тема 1. Химия и косметика (8 часов).
Из истории применения душистых веществ и мыла. Состав туалетного мыла. Химия поддержания чистоты.
Кожа - наша защита. Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Защита кожи от солнца. Значение витамина D и фотохимия.
Волосы. Белковый состав. Уход за волосами. Шампуни. Краска для волос. Обесцвечивание волос. Понятие о сущности превращений в ходе химической завивки. Гель для укладки волос.
Дезодоранты, их дезинфицирующее действие, предотвращающее развитие микроорганизмов. «Фреоновая опасность », заменители фреонов в аэрозольных упаковках. Шариковый дезодоранты.
Декоративная косметика. Пудры, карандаши, тушь для ресниц, тени для век. Губная помада. Духи, Эфирные масла.
Средства ухода за зубами.
Тема 2. Химия и медицина (8 часов).
Лекарства и яды в древности и средневековье.
Фенол – первое средство дезинфекции.
Первые лекарственные препараты против сифилиса и малярии. Создание сульфаниламидных препаратов. Синтез антибиотиков.
Проблемы диабета и инсулина.
Проблема химиотерапии вирусных заболеваний. Интерферон. Поиск препаратов протии СПИДа.
Полимеры в медицине.
Домашняя аптечка.
О правилах приема лекарственных препаратов. Тема 3. Химия и питание (8 часов).
Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации.
Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Виды питания.
Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества; ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты.
Биологическая роль белков, углеводов, жиров, их пищевая ценность.
Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании.
Сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин.
Консервирование продуктов. Основные консерванты. Ароматизаторы. Красители.
Чай и кофе: вещества, входящие в их состав.
Органические кислоты не кухне.
Пищевые добавки.
Способы приготовления пищи, химические процессы, происходящие при этом.
Проблема синтетической пищи.
Тема 4. Химия в вашем доме (8 часов).
Чистота дома: чтобы полы блестели; ваша мебель; на кухне и в ванной; дезинфекция дома; дезодорация.
Пришло время ремонта: окраска стен, потолков, полов, окон, дверей, мебели. Герметизация щелей, трещин, дверных и оконных проемов.
Все можно склеить: склеивание бумаги, картона, древесины, металлов, стекла, фарфора, керамики, кожи, резины, пластмассы, тканей, кино – и фотопленки.
Сегодня у нас стирка: виды волокон и тканей; моющие средства, отбеливатели; подсиневание, подкрахмаливание; антистатическая обработка.
Химчистка и крашение: удаление пятен; химчистка дома; окраска одежды и тканей.
Химия приходит на помощь: средства защиты растений . Инсектициды и репелленты: против ползающих; репелленты – отпугивающие средства; уничтожение мух, муравьев; антимольные препараты; борьба с грызунами.
Что надо знать о правилах и условиях использования препаратов бытовой химии.
Итоговое занятие Перспективы развития химии как основы благосостояния общества (1 час).
Ресурсы:
Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 560 с., ил
М.Д. Машковский. Лекарственные средства: В 2-х томах, Т.1.Т.2 – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – 624 с. и 576 с.
А.Т.Солдатенков. Основы органической химии лекарственных веществ / А.Т.Солдатенков, Н.М.Колядина, И.В. Шендрик. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Химия. 2003. – 192 с.
Тулиева Н.И. Химия 10-11 классы. Практикум по органической химии. – В.: 2006
Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1989
Муравин Э.А. Агрохимия: учебник / Э.А.Муравин. – М.: Колос С., 2004. – 383 с. – (Учебники и учеб. пособия для студентов ср. спец. учеб. заведений).
Лифляндский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. – М.: ТЕРРА, 1996. – 544 с. – (Русский дом).
Химия в быту. Смоленск.: - Русич, 1996
Вилламо Х. Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир, 1990. – 288 с., ил.
Учебно-тематический план №
| Тема занятия
| Часы
| Формы
работы
| Образовательный продукт
| 1
| Введение
| 1
| Беседа
| Записи в тетради
| Химия и косметика
| 2
| Из истории применения душистых веществ и мыла. Состав туалетного мыла. Химия поддержания чистоты.
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 3
| Приемы ухода за кожей. Меланин. Механизм загара. Защита кожи от солнца. Значение витамина D и фотохимия.
| 1
| Лекция с презентацией.
Лабораторная работа
«Сравнение средств
защиты от солнца»
| Опорный конспект
Результаты занятия - практикума
| 4
| Волосы. Белковый состав. Уход за волосами. Шампуни
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 5
| Краска для волос. Обесцвечивание волос. Понятие о сущности превращений в ходе химической завивки
| 1
| Практическая работа № 1 «Химия волос»
| Результаты занятия - практикума
| 6
| Дезодоранты, их дезинфицирующее действие, предотвращающее развитие микроорганизмов
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 7
| « Фреоновая опасность », заменители фреонов в аэрозольных упаковках.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 8
| Декоративная косметика.
| 1
| Занятие-исследование
| Реализованный
проект
| 9
| Средства ухода за зубами.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| Химия и медицина
| 10
| Лекарства и яды в древности и средневековье
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 11
| Первые лекарственные препараты против сифилиса и малярии. Создание сульфаниламидных препаратов
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 12
| Синтез антибиотиков
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 13
| Проблемы диабета и инсулина.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 14
| Проблема химиотерапии вирусных заболеваний. Интерферон. Поиск препаратов протии СПИДа.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 15
| Полимеры в медицине
| 1
| Занятие-исследование
| Реализованный
проект
| 16
| Домашняя аптечка
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 17
| О правилах приема лекарственных препаратов.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| Химия и питание
| 18
| Питание и культура. Решение проблемы питания в прецессе развития цивилизации
| 1
| Лекция с презентацией
| Опорный конспект
| 19
| Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Виды питания.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 20
| Состав пищи. Биологическая роль белков, углеводов, жиров, их пищевая ценность.
| 1
| Практическая работа № 2 «Анализ пищевых
продуктов»
| Результаты занятия - практикума
| 21
| Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании.
| 1
| Лекция. Лабораторная работа «Изучение действия ферментов»
| Опорный конспект,
Результаты занятиия-практикума
| 22
| Сахароза: умеренность и осторожность. Заменители сахара: аспаркам, цикламат, сахарин
| 1
| Лекция. Лабораторная работа «Кислотный и ферментативный гидролиз сахарозы»
| Опорный конспект Результаты занятиия-практикума
| 23
| Консервирование продуктов. Основные консерванты. Ароматизаторы. Красители
| 1
| Занятие-исследование
| Реализованный
проект
| 24
| Чай и кофе: вещества, входящие в их состав.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 25
| Способы приготовления пищи, химические процессы, происходящие при этом.
| 1
| Лекция. Лабораторная работа «Денатурация белка»
| Опорный конспект
Результаты занятиия-практикума
| Химия в вашем доме
| 26
| Чистота дома: чтобы полы блестели; ваша мебель; на кухне и в ванной; дезинфекция дома; дезодорация.
| 1
| Семинарское занятие
| Результаты семинарского занятия
| 27
| Пришло время ремонта
| 1
| Эвристическая беседа
| Записи в тетради
| 28
| Все можно склеить
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 29
| Сегодня у нас стирка
| 1
| Лекция. Лабораторная работа «Сравнение способности к пенообразованию мыла и СМС в различных типах вод»
| Опорный конспект
Результаты занятиия-практикума
| 30
| Химчистка и крашение.
| 1
| Лекция. Лабораторная работа «Выведение пятен с одежды в домашних условиях»
| Опорный конспект.
Результаты занятиия-практикума
| 31
| Средства для борьбы с бытовыми насекомыми
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 32
| Химия приходит на помощь: средства защиты растений.
| 1
| Лекция
| Опорный конспект
| 33
| Что надо знать о правилах и условиях использования препаратов бытовой химии.
| 1
| Эвристическая беседа
| Записи в тетради
| 34
| Итоговое занятие
| 1
| Конференция «Перспективы развития химии как основы благосостояния общества».
| Представление результатов реализованных проектов.
| |
|
|