Главная страница

Развитие экологической культуры детского дошкольного возраста по средствам сказкотерапии. Балашова Валерия Валерьевна мбдоу дс ов №416



Скачать 33.24 Kb.
НазваниеРазвитие экологической культуры детского дошкольного возраста по средствам сказкотерапии. Балашова Валерия Валерьевна мбдоу дс ов №416
Дата14.04.2016
Размер33.24 Kb.
ТипДокументы

Развитие экологической культуры детского дошкольного возраста по средствам сказкотерапии.

Балашова Валерия Валерьевна МБДОУ ДС ОВ № 416
Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Они, конечно же, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но как пройдёт эта адаптация? И как это повлияет на их будущее надо думать уже сегодня. В первом дошкольном опыте, дети получают не только информацию об окружающем мире, но и учатся в нём жить.

Основная цель нашей работы – развитие психологического здоровья ребенка с использованием сказкотерапии.

Для решения задач воспитания экологической культуры в нашей работе за основу взяли“ Сказкотерапию”, как один из методов расширения сознания, не забывая, что дети очень любят волшебные сказки. Мы взяли не просто сказкотерапию, а игровую сказкотерапию один из методов здоровье сберегающей технологии. Ведь в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности.

Главная задача экологической работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Мы сочиняем экологические сказки, придумываем новые сказочные истории /дописываем, переписываем и даже делаем салат из разных сказок/. Например, берём народные (мудрые древние сказки с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) и добавляем элементы поведения в природе, отражая экологические проблемы ближайшего окружения, мы призываем беречь природу.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. В сказке Добро всегда побеждает Зло! Конечно, детям еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии.

В индивидуальной работе применяем:

- коррекционные сказки (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

- психотерапевтические (“для лечения души”, с образом доброго волшебника), моделируем знакомые сказки эколого-познавательного характера, рассказываем или придумываем вместе с детьми по кругу уже известную сказку.

В младшем дошкольном возрасте дети, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, учить сочувствовать, сопереживать.

Можно предложить детям “превратиться” в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают, а после этого рисуют, то, как чувствовали себя в том или ином образе, в той или иной ситуации, и о чем могли бы попросить людей.

Для решения задач воспитания экологической культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему ещё и возможность проиграть различные типы поведения в разных ситуациях.

Рисуя сказку, мы как бы совмещаем сказочную природу с настоящей, так как в это время дети учатся понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому.

В практике рисование применяется там, где ребенку трудно рассказать, что происходит и оказывается сначала легче нарисовать. Язык искусства становится ребенку доступным достаточно рано, иногда раньше, чем обычная речь.

Мы не навязываем ребёнку процесс рисования, а стараемся увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца: “Ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Дети, воспитатели и родители рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и только потом, мы ставим спектакли.

С помощью сказок мы знакомимся с природой родного края, и его достопримечательностями, следим, чтобы материал соответствовал возрастным особенностям и был эмоциональным. Начинаем работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний.

При восприятии природы дошкольники накапливают яркие, незабываемые впечатления. Постепенно у них формируется эстетическая восприимчивость, которая проявляется в умении видеть и ценить красоту в природе. В будущем эта способность послужит основой для глубоких переживаний, возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.

С помощью сказкотерапии мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива, хрупка и насколько ранима природа, а также как ее можно и нужно беречь. Сказкотерапия является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.