|
Программа по химии для 10 класса (профильный уровень) Пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 10 класса (профильный уровень) Пояснительная записка.
Всего 208 часов, 6 часов в неделю.
При создании данной программы была использована первоначально Программа курса химии для VIII – XI классов среднего (полного) общего образования, построенная на основе линейной концепции школьного химического образования (2001 год), которая разработана в лаборатории химического образования Института РАО. В 2004 г. она была уточнена в соответствии с Программой курса химии О.С. Габриеляна, т. к. в процессе обучения использовался учебник этого автора. В программе сохранился линейный принцип преподавания предмета, который предусматривает непрерывное обязательное среднее (полное) образование, т.к. выпускник должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
В 10-ом классе подробно рассматриваются основные теоретические положения раздела науки химии – органическая химия, а на их основе гомологические ряды углеводородов и кислородсодержащих соединений. В 11-ом классе рассматриваются остальные органические соединения как объект изучения другой химии – биологической.
Программа составлена для групп естественно-научного профиля и учитывает содержание не только базовой программы по химии, но и содержание КИМов единого экзамена по курсу органической химии и представляет собой концентрическое изложение материала по трём этапам. 1 этап: первичное изложение теоретических вопросов и положений теории строения органических соединений. Большое количество часов учебного времени необходимо для усвоения первичной информации об органических соединениях, глубокого и сознательного овладения понятиями и специфическим языком науки. Полученные и усвоенные теоретические знания позволяют учащимся на 2-ом этапе применять их при объяснении конкретных фактов, когда будут рассматриваться определённые гомологические ряды. 3-ий этап – систематизация и обобщение материала, позволит сформировать целостное представление о классах о/с, их единстве, взаимосвязи, а также выделять как общее, так и индивидуальное, характерное только для данного вещества. За счёт увеличения количества часов программа расширена вглубь (все процессы рассматриваются с точки зрения электронных представлений и объясняются на основе изложения теории строения) и вширь (включаются интересные классы соединений, играющие важную роль в практической жизни, народном хозяйстве и природе). Тем самым подчёркивается многообразие о/с и их роль. Изучение гомологических рядов и конкретных веществ даётся по единому плану во взаимосвязи: строение свойства применение.
Естественно-научный профиль, 6 недельных часов. Всего 208
Медицинский профиль,5 недельных часов. Всего 174.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный профильный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования. Этого времени недостаточно для отработки навыков самостоятельной работы учащихся, совершенствования межпредметных умений, навыков и способов деятельности, формирования ключевых компетенций и выработки универсальных способов деятельности. Приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Немаловажную роль играет высокая мотивация к получению прочной и логически выстроенной системы знаний, что продолжает формироваться в 10 классе, а окончательный результат - в 11 классе.
Программа естественно-научного профиля отличается глубоким теоретическим обоснованием всех процессов и особенно производственных, большей практической направленностью, больше времени отводится на решение задач – расчётных и практических, интеграции с курсами физики и математики. Учащиеся этого профиля выбирают специальности, связанные с нанотехнологиями, экологией, химией, нефте-газовыми .
Программа медицинского профиля направлена на влияние соединений на живые организмы, установление логических связей внутри предмета и интеграции с биологией. Учащиеся профиля выбирают медицинские специальности. Учебно – методический комплекс
Учебники
КЛАСС
| АВТОР
| НАЗВАНИЕ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО, ГОД ИЗДАНИЯ
| 10
| О.С. Габриелян, ф. Н. Маскаев, С.Ю. Пономарёв, В.И. Теренин
| Химия, 10 класс
| М., Дрофа, 2012 г.
| 10,11
| Л.А. Цветков
| Органическая химия, 10-11 кл.
| М., Владос, 2013г.
|
Содержание программы учебного курса, естественно-научный профиль.
Тема 1. Теория строения органических соединений(64 часа).
Введение. Предмет органической химии. Становление её как науки. Доструктурные теории (типов, радикалов). Создание теории химического строения А.М. Бутлеровым: необходимость, основные положения. Прошлое и настоящее т. х. с., значение.
Современный этап развития органической химии: стереохимия (оптическая и геометрическая изомерия), электронные представления (электронные эффекты, способы разрыва связи, гибридизация).
Повторение: строение атомов, виды химической связи.
Классификация углеводородов, кислородсодержащих о/с, общие правила номенклатуры (на примере алканов, алкенов и спиртов).
Структурная и функциональная номенклатура.
Рациональная номенклатура.
Особенности химической связи в о/с. свойства ковалентной связи. Объяснение связи с точки зрения методов валентных схем и молекулярных орбиталей.
Суть гибридизации атома углерода, валентные состояния его в о/с, взаимосвязь пространственного строения молекул и типа гибридизации.
Классификация реакций по способу разрыва связи, по реагентам и продуктам (нуклеофильные, электрофильные, радикальные).
Суть и механизм реакций замещения, присоединения. Особенности протекания их у алканов, непредельных и циклических углеводородов.
Функциональные группы и взаимосвязь их строения со свойствами.
Решение качественных задач и задач на вывод формул.
Практическая работа №1: «Определение С, Н и С! в о/с». Практическая работа №2: «Свойства функциональных групп».
Контрольная работа №1, её анализ. Работа над ошибками, коррекция знаний.
Тема 2. Углеводороды(62 часа).
Общий обзор углеводородов. Классификация производных (галогено-, нитро-, амино-, кислородсодержащие и т.д.).
Особенности химической связи в углеводородах, связь типа гибридизации атома «С» и пространственного строения молекул.
Метан. Алканы. Особенности реакций замещения у предельных и производных. Рациональная и систематическая номенклатура.
Нафтены (алкены). Особенности строения, свойств, номенклатуры.
Этилен. Алкены. Особенности реакций присоединения, реакции полимеризации.
Ацетилен. Алкины. Особенность – проявление кислотных свойств.
Бензол. Правила ориентации. Гомологи, взаимное влияние в молекуле толуола. Многоядерные арены.
Протекание реакций окисления углеводородов, продукты.
Индукционный и мезомерный эффекты. Галогенопроизводные.
Генетические связи гомологических рядов углеводородов; углеводородов и кислородсодержащих.
Решение расчётных задач разных типов.
Практическая работа №3: «Получение этилена».
Практическая работа №4: «Определение углеводородов».
Контрольная работа №2.
Анализ контрольной работы.
Тема 3. Природные источники углеводородов(12 часов).
Газ: месторождения, переработка, состав.
Нефть: месторождения, состав, первичная и вторичная переработка.
Нефтепродукты. Бензин как топливо, октановое число.
Нефтехимическая промышленность. Основы органического синтеза.
Коксование каменного угля, продукты и их применение.
Решение задач производственного содержания.
Топливно – энергетические ресурсы Земли, проблемы их использования и экологические проблемы.
Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения(55 час.)
Общий обзор важнейших гомологических рядов: классификация номенклатура, изомерия. Функциональные группы и свойства.
Классификация, номенклатура, изомерия спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот.
Строение функциональных групп и влияние на свойства.
Одноатомные, многоатомные спирты. Представители. Сходство, различие, токсичность. Получение метанола, этанола., фенола. Ароматические спирты (обзор).
Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Сходство, различие, межклассовая изомерия. Формальдегид, ацетальдегид, ацетон.
Карбоновые кислоты: одноосновные предельные (муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая), непредельные (акриловая, метакриловая, олеиновая, линолевая, линоленовая), двухосновные (щавелевая), ароматические (бензойная), оксикислоты(молочная).
Роль и значение кислот в природе и живых организмах.
Производные карбоновых кислот. Простые и сложные эфиры.
Генетическая связь между гомологическими рядами, магний – органические синтезы.
Практическая работа №5 «Получение сложного эфира»
Практическая работа №6 «Свойства карбоновых кислот»
Практическая работа №7 «Определение о/с»
Контрольная работа №3.
Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
Тема 5. Высокомолекулярные соединения(15 часов).
Общие понятия о строении, составе и свойствах ВМС. Особенности получения: реакции полимеризации и поликонденсации.
Пластмассы: термопластичные и термореактивные.
Каучук: природный (натуральный) и синтетический.
Решение задач.
Практическая работа №8 «Пластмассы»
Практическая работа №9 «Каучуки»
Содержание программы учебного курса, медицинский профиль.
5 недельных часов. Всего 174.
Тема 1. Теория строения органических соединений(55 часов).
Введение. Предмет органической химии. Становление её как науки. Доструктурные теории (типов, радикалов). Создание теории химического строения А.М. Бутлеровым: необходимость, основные положения. Прошлое и настоящее т. х. с., значение.
Современный этап развития органической химии: стереохимия (оптическая и геометрическая изомерия), электронные представления (электронные эффекты, способы разрыва связи, гибридизация).
Повторение: строение атомов, виды химической связи.
Классификация углеводородов, кислородсодержащих о/с, общие правила номенклатуры (на примере алканов, алкенов и спиртов).
Структурная и функциональная номенклатура.
Рациональная номенклатура.
Особенности химической связи в о/с. свойства ковалентной связи. Объяснение связи с точки зрения методов валентных схем и молекулярных орбиталей.
Суть гибридизации атома углерода, валентные состояния его в о/с, взаимосвязь пространственного строения молекул и типа гибридизации.
Классификация реакций по способу разрыва связи, по реагентам и продуктам (нуклеофильные, электрофильные, радикальные).
Суть и механизм реакций замещения, присоединения. Особенности протекания их у алканов, непредельных и циклических углеводородов.
Функциональные группы и взаимосвязь их строения со свойствами.
Решение качественных задач и задач на вывод формул.
Практическая работа №1: «Определение С, Н и С! в о/с». Практическая работа №2: «Свойства функциональных групп».
Контрольная работа №1, её анализ. Работа над ошибками, коррекция знаний.
Тема 2. Углеводороды(52 часа).
Общий обзор углеводородов. Классификация производных (галогено-, нитро-, амино-, кислородсодержащие и т.д.).
Особенности химической связи в углеводородах, связь типа гибридизации атома «С» и пространственного строения молекул.
Метан. Алканы. Особенности реакций замещения у предельных и производных. Рациональная и систематическая номенклатура.
Нафтены (алкены). Особенности строения, свойств, номенклатуры.
Этилен. Алкены. Особенности реакций присоединения, реакции полимеризации.
Ацетилен. Алкины. Особенность – проявление кислотных свойств.
Бензол. Правила ориентации. Гомологи, взаимное влияние в молекуле толуола. Многоядерные арены.
Протекание реакций окисления углеводородов, продукты.
Индукционный и мезомерный эффекты. Галогенопроизводные.
Генетические связи гомологических рядов углеводородов; углеводородов и кислородсодержащих.
Решение расчётных задач разных типов.
Практическая работа №3: «Получение этилена».
Практическая работа №4: «Определение углеводородов».
Контрольная работа №2.
Анализ контрольной работы.
Тема 3. Природные источники углеводородов(10 часов).
Газ: месторождения, переработка, состав.
Нефть: месторождения, состав, первичная и вторичная переработка.
Нефтепродукты. Бензин как топливо, октановое число.
Нефтехимическая промышленность. Основы органического синтеза.
Коксование каменного угля, продукты и их применение.
Решение задач производственного содержания.
Топливно – энергетические ресурсы Земли, проблемы их использования и экологические проблемы.
Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения(45 час.)
Общий обзор важнейших гомологических рядов: классификация номенклатура, изомерия. Функциональные группы и свойства.
Классификация, номенклатура, изомерия спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот.
Строение функциональных групп и влияние на свойства.
Одноатомные, многоатомные спирты. Представители. Сходство, различие, токсичность. Получение метанола, этанола., фенола. Ароматические спирты (обзор).
Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны. Сходство, различие, межклассовая изомерия. Формальдегид, ацетальдегид, ацетон.
Карбоновые кислоты: одноосновные предельные (муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая), непредельные (акриловая, метакриловая, олеиновая, линолевая, линоленовая), двухосновные (щавелевая), ароматические (бензойная), оксикислоты(молочная).
Роль и значение кислот в природе и живых организмах.
Производные карбоновых кислот. Простые и сложные эфиры.
Генетическая связь между гомологическими рядами, магний – органические синтезы.
Практическая работа №5 «Получение сложного эфира»
Практическая работа №6 «Свойства карбоновых кислот»
Практическая работа №7 «Определение о/с»
Контрольная работа №3.
Анализ контрольной работы, работа над ошибками.
Тема 5. Высокомолекулярные соединения(12 часов).
Общие понятия о строении, составе и свойствах ВМС. Особенности получения: реакции полимеризации и поликонденсации.
Пластмассы: термопластичные и термореактивные.
Каучук: природный (натуральный) и синтетический.
Решение задач.
Практическая работа №8 «Пластмассы»
Практическая работа №9 «Каучуки»
Учебно – тематический план Естественно научный профиль
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Самост. работы
| К.Р.
| П.Р.
| Лаб. р.
| 1
| Теория строения о/с
| 64
| 1
| 2
|
| 28
| 2
| Углеводороды
| 62
| 1
| 2
| 2
| 25
| 3
| Природные источники углеводородов
| 12
|
|
|
| 7
| 4
| Кислородсодержащие соединения
| 55
| 1
| 3
| 7
| 24
| 5
| Высокомолекулярные соединения
| 15
| 1
| 2
|
| 6
|
| Итого:
| 208
| 4
| 9
| 9
| 90
|
Медицинский профиль
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Самост. работы
| К.Р.
| П.Р.
| Лаб. р.
| 1
| Теория строения о/с
| 55
| 1
| 2
|
| 33
| 2
| Углеводороды
| 52
| 1
| 2
| 2
| 27
| 3
| Природные источники углеводородов
| 10
|
|
|
| 6
| 4
| Кислородсодержащие соединения
| 45
| 1
| 3
| 7
| 26
| 5
| Высокомолекулярные соединения
| 12
| 1
| 2
|
| 7
|
| Итого:
| 174
| 4
| 9
| 9
| 99
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик 10 класса должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, окисление и восстановление, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления углерода в о/с, тип химической связи, пространственное строение молекул, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;
характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, );
объяснять: природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; особенности протекания реакций в о/х; механизм протекания;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
|
|