|
Программные требования для всех групп детского сада, подразделять детей для занятия на подгруппы, подбирать для каждой подгруппы содержание обучения, соответствующее уровню развития детей Организация совместной образовательной деятельности
в разновозрастной группе Мельницкая Н.В.
Мне бы хотелось остановиться на особенностях организации совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе детей.
Обучение – процесс двусторонний и включает в себя активную обучающую деятельность педагога и учебную деятельность детей, усвоение ими того, что предлагает педагог. Поэтому, в ходе занятий очень важно правильно организовать дидактический процесс, заботиться о развивающем характере обучения, об активном усвоении знаний детьми, о предоставлении им возможности проявлять творчество, умение использовать свой опыт и разные способы решения поставленных задач. Правильно организованное обучение, решение детьми доступных умственных задач в разных областях действительности, развитие у них умственной активности обеспечивает не только усвоение программных знаний, но и имеет значительный воспитательный эффект. У детей воспитывается дисциплинированность, организованность умственной работы и всего поведения, устойчивость интересов, целенаправленность действий.
В силу неоднородного состава детей дидактический процесс в разновозрастных группах организуется в значительной степени по-иному.
В чем это своеобразие, на что надо обратить особое внимание воспитателю разновозрастной группы при организации занятий?
Разновозрастной состав детей в группе обязывает педагога знать программные требования для всех групп детского сада, подразделять детей для занятия на подгруппы, подбирать для каждой подгруппы содержание обучения, соответствующее уровню развития детей.
В определении программного содержания занятий в смешанной группе надо исходить из реального учета того, что дети каждой возрастной подгруппы на сегодня знают, умеют и, наоборот, чего не знают. Может быть так, что эти знания не всегда согласуются с программой. Опыт показывает, что в условиях смешанной группы младшие дети развиваются лучше, быстрее, иногда обгоняют требования программы. Зато в развитии старших наблюдаются отставания. Во всех случаях надо отталкиваться от опыта, знаний детей и стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия содержал что – либо новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста.
Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы организуется главным образом в форме трёх типов занятий:
Общее занятие для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные)
Общее занятие для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные)
Занятие с одной возрастной подгруппой
Наиболее распространены в практике занятия первого типа - однотемные. Они проводятся по всем разделам программы.
Рассмотрим несколько примеров, показывающих пути распределения программного материала для возрастных подгрупп.
1. Рассказывание по картинке.
Младшим — узнать, назвать знакомые предметы, отвечать на вопросы: кто это? что это? (иногда: какой? что делает?).
Средним — рассказать о виденном на картине, описать предметы, пересказать по вопросам содержание картины.
Старшим — последовательно рассказать об изображенном на картине без помощи воспитателя.
2. Рисование,
Младшим — уметь проводить прямые линии в одном направлении (дорожки, ленточки, дождик).
Средним — уметь проводить прямые линии вертикально и горизонтально (клетка, платочек, скатерть).
Старшим — закрепить умение проводить прямые линии, правильно размещать части предмета, соблюдать пропорции (дом).
Педагогу легче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Такие занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если старший ребёнок слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для младших детей. И наоборот, если младший ребёнок проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей младшей подгруппы, старшие дети привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи старшие дети проверяют, как их младшие товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах - названиях предметов. Система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре на однотемных занятиях рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев — друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями.
Или: на физкультурном занятии четырехлетние дети отрабатывают навыки ходьбы на носках и между рейками, положенными на пол. На следующий год они учатся ходьбе в колонне, перестроению в 3 колонны; и на следующем возрастном этапе эти умения закрепляются, но особый акцент делается на ходьбе в 3 колонны.
Основным недостатком проведения таких занятий в практике малокомплектных детских садов является неумение многих воспитателей обеспечить одновременную активность всех занимающихся детей. Проводя общее занятие, воспитатели чаще всего устанавливают своеобразную очередность активных действий разных подгрупп: «Сейчас мне ответят младшие...» (следует целая серия вопросов, проходит 5—7 минут), «Теперь я спрошу средних...» и т. д. В таких случаях детям среднего и старшего возраста приходится быть пассивными слушателями, они утомляются, ожидая своей очереди, начинают шалить. Да и времени для занятия со старшими остается мало.
Необходимо умело руководить детьми на занятии, обеспечивать активность каждого ребенка. Свои указания, вопросы нужно обращать ко всем детям, требовать внимания всех детей, привлекать старших к помощи и уточнению ответов младших. На протяжении занятия воспитатель должен вызывать и младших и старших детей, но задавать им вопросы различной сложности в соответствии с программными требованиями для детей соответствующего возраста. Например, рассматривая с детьми картину, воспитатель спрашивает у младшего ребенка: «Кто нарисован на картине?» (Девочка.) «Как она одета?»; у старшего: Как ты думаешь, почему она так одета?» И т. д.
Еще один пример умения задавать вопросы разной степени трудности об одном объекте. Дети рассматривают фрукты, овощи. Педагог на вопрос «Что это?», обращенный ко всей группе, просит ответить 3-летнего ребенка. (Помидор.) О форме и цвете помидора отвечают 4—5-летние дети на вопросы: «Всегда ли помидор бывает красным? Какой помидор бывает красным?» (Спелый.) Действуя таким образом, педагог поддерживает активность всех детей, дифференцирует степень умственной нагрузки в соответствии с их возрастом. В ответах маленьких детей он опирается на конкретные знания, восприятие предмета, при ответах старших требует понимание закономерности между окраской и степенью зрелости овоща, что очень важно для умственного развития детей.
Очень эффективно на однотемных занятиях сотрудничество младших и старших дошкольников. Например, дети среднего и старшего дошкольного возраста объединяются в пары для прокатывания друг другу большого мяча. Старший ребенок не только контролирует действия младшего, но и подсказывает, как правильно оттолкнуть от себя мяч. Младший старательно учится, поскольку выигрыш одинаково важен для обоих. Воспитатель вслух оценивает, какая пара работает быстрее и результативнее. Своеобразный характер носит сотрудничество разных по возрасту детей на занятиях по изобразительной деятельности. Ряд занятий построен так, что общий результат может быть достигнут только усилиями всех (или нескольких) детей. Например, каждый ребенок рисует веточку с листьями, затем все веточки компонуются на полотне и получается сказочное дерево. В некоторых случаях предусматривается композиционное объединение готовых работ двух сидящих рядом детей, которые заранее договариваются, кто что будет рисовать (например, старший ребенок — курочку Рябу, младший — золотое яичко). Педагог оценивает сюжет в целом.
Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.
Воспитатель смешанной группы не может ограничиться проведением только занятий рассмотренного типа. Несовпадение по подгруппам количества занятий в течение дня, их видов по определенным разделам программы, а также поиск лучших условий для обучения новому делают необходимыми так называемые комбинированные занятия, когда одновременно дети занимаются разными видами деятельности: одни считают, другие делают аппликацию (следует иметь в виду, что такие занятия можно проводить лишь с двумя подгруппами).
В подборе удобного сочетания работы для подгрупп надо учитывать характер деятельности детей. Комбинированные занятия можно проводить в тех случаях, если деятельность детей одной подгруппы не будет отвлекать внимания других. Нельзя, например, с одной подгруппой заниматься пением, а двум другим в это время дать рисование или сочетать занятие по родному языку с занятием гимнастикой.
Планируя занятия этого типа, следует учитывать и характер деятельности воспитателя. Он не может одновременно вести два занятия, если в том и другом случае от начала до конца требуется его непосредственное участие. Нельзя, например, проводить беседу с одной подгруппой, гимнастику с другой. И, наоборот, правильно сочетаются задачи в таком построении занятия: младшие дети разучивают стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?, старшие лепят по собственному замыслу.
Здесь учитывается то, что старшие дети уже владеют навыками лепки, умеют правильно использовать пластилин, осуществлять свой замысел и не будут отвлекаться. Стихотворение они уже знают наизусть.
Характерной особенностью комбинированных занятий, в отличие от однотемных занятий, является поочерёдность работы воспитателя с подгруппами. Обычно преимущественное внимание уделяют одной подгруппе, в занятии с другой подгруппой – опираются на самостоятельную деятельность, на использование полученных знаний и умений.
Во время занятий описанных видов воспитатель должен тщательно продумывать организацию детей. В соответствии с программой продолжительность занятий в каждой возрастной группе разная. Следовательно, младшие дети или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них.
Педагог должен заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8—12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом.
Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или изолированную раздевальную комнату, где они будут играть под присмотром помощника воспитателя. Следует подбирать игрушки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении, но не создающие излишнего шума, например настольно-печатные игры спортивного характера: «Футбол», «Баскетбол» и др., а также игры типа «Подлезь под ворота», «Проведи поезд».
Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними.
Педагогу разновозрастной группы важно научиться владеть не только словом, интонацией, но и жестом, мимикой. Например, жестом можно разрешить приступить к выполнению задания или попросить ребенка помолчать, не подсказывать товарищу, с помощью мимики -выразить свое одобрение или огорчение по поводу правильного или неудачного ответа и т. д.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, развитию речи необходимо использовать любой благоприятный момент, позволяющий детям сменить позу (пригласить ребенка к доске, попросить что-нибудь принести и т. п.); там, где можно, вводить разнообразные физкультурные минутки.
В разновозрастной группе успех многих занятий зависит от наличия раздаточного дидактического материала. Например, для занятий по формированию элементарных математических представлений нужны раздаточные карточки, наборы геометрических фигур, комплекты предметов, одинаковых по названию, но разных по цвету или величине. Хотя эти пособия необходимы на занятиях в дошкольном учреждении любого типа, в малокомплектном детском саду их роль особенно велика: наглядный материал поддерживает внимание и работоспособность, а главное — позволяет педагогу в любой момент занятия дать той или иной подгруппе задание для самостоятельного выполнения.
Занятия третьего типа – обучение одной возрастной подгруппы – проводятся по обычной традиционной методике, в соответствии с программным содержанием и возрастом занимающихся.
Опыт показывает, что использование в процессе обучения занятий всех трёх типов позволяет воспитателю разновозрастной группы успешно выполнять программные требования по отношению ко всем детям группы. Если занятия с детьми разного возраста проводятся правильно, они воспитывают у детей навыки поведения, расширяют кругозор, формируют навыки учебной деятельности. Литература:
Байбородова Л.В. « Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся»-М., Академия развития, 2007
О.Л.Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999
3. Батуриной Е.В. автореферат «Особенности игры дошкольников в разных образовательных
программах»
4. Загвоздкин В. В созвучии с природой ребёнка. – С-Пб, Деметра, Просвещение, 2005. |
|
|