Главная страница

Упражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников



НазваниеУпражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников
Дата03.07.2016
Размер48.7 Kb.
ТипДокументы

Фаррахова Г.Н

г. Набережные Челны

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик»

Упражнения для профилактики и снятия агрессивного поведения у дошкольников.

Проблема агрессивности одна из самых значимых проблем. Часто по средствам массовой информации говорят о том, что родители избивают своих собственных детей. Сегодня мир стал опасным во многих отношениях. Развитие технологической цивилизации привело к пересмотру основных ценностей и идеалов, которые в прошлом выступали в качестве ограничителей агрессивных эксцессов, и способствовали упорядочиванию человеческих отношений. Поэтому ученые всего мира по-прежнему проявляют интерес к изучению различных аспектов феномена агрессии.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, и т.п.)».

Агрессивным чаще называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

Как распознать агрессию?

Это мимическое (выражение лица), поведенческое (действия, поступки), вербальное (слова) выражение гнева и агрессии.

Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как это случается без какой либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье с первых дней жизни ребенка.

Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка. Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (например «бросалок», «кричалок») - способствуют выпуску разрушительной энергии в социально приемлемой форме. В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться.

Успешная работа по коррекции и предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. Наблюдение показало, что основная причина конфликтов, проявлений агрессивности - неблагополучные, конфликтные отношения в семье, кризисные проявления, чрезмерно высокая или заниженная самооценка.

На основе полученных данных были разработаны комплексы игр и упражнений, направленных на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников.

При помощи следующих упражнений дети выражают гнев:

- «Мешочек гнева». Возьмите воздушный шарик и наполните его мукой, песком или мелкой крупой (где-то полстакана), крепко завяжите. Объясните ребенку, что «мешочек гнева» можно использовать тогда, когда на кого-то злишься, его можно кидать, мять, бить.

- «Корм для цыплят». Предложить мелко-мелко разорвать листок бумаги- «корм для цыплят».

- «Выбиваем пыль». Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

- «Подушка для пинаний». Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.

Обучаем самоконтролю при помощи следующего упражнения:

- «Посчитал до десяти и решил...». Во время гнева попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.

Формируем конструктивные навыки общения агрессивного ребенка при помощи следующих упражнений:

- «Словарик добрых слов». У агрессивных детей бедный словарный запас. Заведите с ребенком особый словарь, где будете по алфавиту записывать различные прилагательные, причастия и существительные, для описания характера или внешности человека. Но все слова должны быть добрыми, вежливыми.

- «Слепой и поводырь» даст ребенку опыт доверия окружающим. Один из них будет слепым — ему завязывают глаза. Второй — его поводырем. Поводырь водит по комнате слепого.

- «Портрет агрессивного человека». Это упражнение поможет им увидеть себя со стороны. Попросите ребенка представить себе агрессивного человека: как он выглядит, как ведет себя, как разговаривает. И пусть нарисует эти представления на бумаге. После поговорите о рисунке.

С детьми проводятся релаксационные настрои по Т. Ломтевой: «Волшебное путешествие», «Водопад света» и т.д.

Используется методика для снятия психоэмоционального напряжения у детей по Н. Кряжевой «Путешествие на голубую звезду» «Полет птицы», «Очищение от тревог».

Очень полезны для снятия агрессии игры с песком, тестом: летом на улице можно лепить из песка.

Конечно же, необходимо уделить внимание родителям и педагогам детского сада через беседы, консультации, наглядную информацию на стендах и в родительских уголках. Так как лучшие результаты появляются при сплоченной работе. Для преодоления детской агрессии, родители и педагоги должны иметь в своем арсенале внимание, сочувствие, требовательность, терпение, ласку, заботу, чувство юмора и такт.

После проведения 12 занятий (2 раза в неделю по 30 минут) с детьми в детском саду. Были получены следующие результаты. Дети в группе вели себя более спокойно, стали менее агрессивны по отношению к сверстникам благодаря тому, что научились контролировать свое поведение, расслабляться.

Можно сделать следующий вывод, результаты, полученные до занятий и после занятий, отличаются в лучшую сторону.

В заключение хотелось бы отметить, что от того, какие условия для детей создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие. Полноценно развивается только тот ребенок, который воспитывается в условиях принятия, одобрения и любви.

Список литературы:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2006.

  2. Кряжева Н. Радуемся вместе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

  3. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей (учимся понимать своего ребенка от 0 до 14 лет). - М.: Дрофа плюс, 2005.

  4. Микляева А. Я – подросток. Мир эмоций (программа уроков психологии). - СПб.: Речь, 2003.

  5. Осипова А.А Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2007.

  6. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. - М.: Владос, 2004.

  7. Шишова Т. Страхи – это серьезно. (Как помочь ребенку избавиться от страхов). - М.: Искатель, 1997.