|
Протокол № от 2013г. Воспитатели: Егорова Дина Михайловна Кузьмина Екатерина Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №25 «Умка» МО г. Саяногорск УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ д/с №25___________Н.В.Астапова
Приказ № __ от «__»__________2013г
ПРОЕКТ
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» ПРИНЯТО
на Методическом совете
Протокол № __ от «__»__________2013г.
Воспитатели:
Егорова Дина Михайловна
Кузьмина Екатерина Сергеевна
Г. Саяногорск 2013 г.
Актуальность: для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России. Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа. Задачи проекта:
Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.
Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой.
Познакомить с русскими народными играми.
Воспитывать уважения к труду взрослых.
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Привлечь родителей к созданию мини-музея.
Ожидаемые результат:
- дети знают 2-3 потешки, сказки, загадки, песенки,
- называют 2-3 героев сказок,
- называют предметы быта русского народа,
- дети знают правила 2-3 русских народных игр,
- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами.. Программа реализации педагогического проекта:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
Изучение традиций народного семейного воспитания.
Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.
Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.
Знакомство с художественной литературой».
Система работы с родителями:
Создание мини-музея.
Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
Консультации для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Механизм оценки результатов:
Мониторинг знания детей традиций и культуры русского народа. Тематический план
Месяц
| Тема занятия
| Содержание
| ноябрь
| Создание мини-музея
| Приобщение родителей к созданию мини-музея
| Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»
| Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной
теме
| декабрь
| «Милости просим, гости дорогие»
| Первое посещение детьми «избы» и знакомство с ее Хозяйкой
| январь
| «Как у нашего кота»
| Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»
| февраль
| «Девочка и лиса»
| Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу)
| март
| «Чудесный сундучок»
| Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок
| апрель
| «Ходит сон близ окон»
| Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями
|
| «Здравствуй солнышко-колоколнышко!»
| Разучивание потешки про солнышко
| май
| Прощание с «избой»
| Д/и «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени.
|
Список литературы:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
«Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
«Обруч» №5 2009 г.
«Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива
|
|
|