Главная страница

Протокол № от 2014г. Согласована на нкмц протокол № от 2014 г



НазваниеПротокол № от 2014г. Согласована на нкмц протокол № от 2014 г
страница3/3
Дата16.03.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПротокол
1   2   3




Тема 4. Подгруппа азота 10 часов

Основные задачи изучения темы:

углубить и расширить знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов, строении атомов на примере характеристики элементов пятой группы главной подгруппы, строении и свойствах: простых веществ к соединений, образованных азотом и фосфором.

Продолжить формирование знаний об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных реакциях на примере свойств соединений азота и фосфора, показать зависимость свойств о веществ от строения. Закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента. Способствовать даль­нейшему закреплению навыков в решении расчетных задач (определение массовой, объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного).

Раскрыть связь науки с производством: продолжить формирование знаний об основных зако­номерностях протекания химических реакций в зависимости от различных условий на примере производства азотной кислоты и аммиака. Продолжить знакомство с общими научными принципами, рабочими профессиями на примере данных произ­водств.

Способствовать развитию экологического воспитания учащихся.





11.12

27/1

Общая характеристика элементов 5 группы

главной подгруппы. Физические и химические свойства азота.

09.12




Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы элементов (подгруппы азота) по плану, исходя из положения в пе­риодической системе и строению атомов; уметь доказывать химические свойства азота - составлять уравнения химических ре­акций в свете представле­ний об окислительно - восстановительных реакциях и закономерностях протека­ния химических реакций


Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




28/2

Аммиак. Строе­ние молекулы, физические и химические свойства

11.12

Демонстрации:

1) растворение аммиака в воде; 2) получение хлорида ам­мония

Знать строение молекулы аммиака (тип связи, тип кристаллической решетки), физические и химические свойства. Уметь доказывать химиче­ские свойства аммиака: за­писывать уравнения реак­ций аммиака с кислородом, водой, кислотами и рассмат­ривать их с точки зрения теории электролитической диссоциации и окислитель­но - восстановительных процессов





29/3

Получение ам­миака и опыты с ним. Ознакомле­ние со свойства­ми водного рас­твора аммиака

16.12

Практическая работа № 3

Знать лабораторный способ получения аммиака и метод его определения. Уметь практически полу­чать аммиак и доказывать опытным путем его нали­чие; проводить опыты с ам­миаком, записывать уравне­ния реакции в молекуляр­ном и ионном виде, анали­зировать результаты прово­димых опытов, делать вы­воды




30/4

Соли аммония, Круговорот азота в природе.

18.12

Лабораторные опыты:

взаимодействие солей аммо­ния со щелочами. Демонстрации: Качественная реакция на нитраты (сухие и растворы)

Знать состав, строение, свойства и применение со­лей. Круговорот азота в природе. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония, записывать уравнения хими­ческих реакций в молеку­лярном, ионном, окисли­тельно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей аммония




31/5

Азотная кислота, строение, свой­ства, применение. Взаимодействие азотной кислоты с металлами.

23.12

Демонстрации:

свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью)

Знать строение, свойства и применение азотной кисло­ты, особые свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами). Уметь доказывать общие и особые химические свойст­ва азотной кислоты, запи­сывать уравнения химиче­ских реакций в свете пред­ставлений об электролити­ческой диссоциации и окис­лительно- восстановитель­ных процессах




32/6

Соли азотной кислоты.

25.12




Знать состав, строение, свойства и применение нитратов. Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей нитратов, записывать уравнения хими­ческих реакций в молеку­лярном, ионном, окисли­тельно - восстановительном виде. Уметь доказывать особые свойства солей нитратов




33/7

Фосфор и его соединения (краткая харак­теристика)

13.01




Знать характеристику фос­фора как химического эле­мента и как простого веще­ства. Уметь доказывать химиче­ские свойства фосфора, как простого вещества; записывать урав­нения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролити­ческой диссоциации и окис­лительно - восстановитель­ных процессов




34/8

Оксид фосфора, ортофосфорная кислота.

15.01




Знать строение и свой­ства соединений фосфора (оксида, кислот и солей). Уметь доказывать химиче­ские свойства его соединений (оксида, кисло­ты, соли); записывать урав­нения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролити­ческой диссоциации и окис­лительно - восстановитель­ных процессов




35/9

Минеральные удобрения

«Определение минеральных удобрений»


20.01



Практическая работа № 4

Знать классификацию минеральных удобрений, условия их хранения, рационального использования, время внесения и особенно­сти их влияния на растения (при недостатке или избыт­ке удобрений). Знать состав, строение, свойства, получение неко­торых представителей азот­ных, фосфорных и калий­ных удобрений. Уметь записывать состав и получение основных видов азотных и фосфорных удоб­рений. Знать основные на­правления химизации на­родного хозяйства

Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами, знать качественные реакции.

Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы

взаимодействия. Планируют общие

способы работы




36/10

Контрольная работа по темам 3, 4

22.01




Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач


Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач




Тема 5. Подгруппа углерода. 8 часов

Основные задачи изучения темы:

способствовать дальнейшему закреплению знаний о периодической системе, периодическом законе и строении атома на примере характеристики элементов IV группы главной подгруппы. Ознакомить учащихся с составом, строением и свойства­ми простых и сложных веществ, образованных элементами подгруппы углерода. Закрепить знания о кристаллической ре­шетке, аллотропии на примере углерода и кремния.

Показать причинно - следственную зависимость между составом, строе­нием, свойствами и применением этих веществ и их соединений.

Способствовать развитию умений решать качественные задачи по определению и получению веществ. Научить учащихся решать расчетные задачи на определение массы или объе­ма продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Познакомить учащихся с круговоротом углерода в природе, его значением. Продолжить формирование навыков логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.





27.01




37/1

Общая характе­ристика подгруппы углерода

27.01




Знать общую характеристику подгруппы элементов 6 группы главной подгруппы, исходя

из положения в периодиче-

ской системе и строения

атома.

Знать характеристику про-

стых веществ, образованных

этими элементами, их со-

став, свойства, характер

соединений, образованных

данными элементами.

Знать причину изменения

свойств элементов, простых

веществ и их соединений в

группе с увеличением отно-

сительной атомной массы

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




38/2

Характеристика

углерода.

Химические

свойства углерода

Адсорбция


29.01

Демонстрации:

1) поглощение углем растворенных веществ и газов

2)восстановление меди и

оксида меди (П) углем

Знать сроение атома углерода; знать

понятие адсорбции, применение углерода, физические и химические

свойства углерода.

Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства углерода.




39/3

Оксиды углерода

Состав, строение, свойства,

применение

03.02

Демонстрации:

1) получение оксида угле-

рода (VI) и взаимодейст-

вие его с водой, раство

рами щелочи;

2) изучение устройства и

принципа действия огнетушителя на модели

Знать состав, строение,

свойства, применение окси-

дов углерода (П и IV)

Уметь сравнивать состав и

строение оксидов, указывать причины их сходства и отличия.

Уметь доказывать химические свойства оксидов углерода (П и IV), записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно - восстановительном

виде




40/4

Угольная кислота.

Карбонаты. Круговорот угле­рода в природе

5.02

Демонстрации:

получение кремниевой

кислоты.

Лабораторные опыты:

1)ознакомление со свойствами и взаимопревраще­ниями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат-ион,' 3) ознакомление с образца­ми природных силикатов

Знать состав, строение и применение угольной кислоты и ее солей. Знать качественную реакцию на карбонат-ион, круго­ворот углерода в природе. Уметь доказывать химиче­ские свойства угольной кислоты и ее солей, записывать уравне­ния реакций в молекулярном и ионном виде.




41/5

Кремний и его соединения.

10.02




Знать строение атома кремния, свойства кремния и его соединений, уметь записывать уравнения химических реакций




42/6

Силикатная промышленность

12.02

Демонстрации:

1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой. Лабораторные опыты: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией "Стекло и изделия из стек­ла")

Знать определение сили­катной промышленности и основные виды строитель­ных материалов, выпускае­мых ею. Знать сырье, используемое в силикатной промышленно­сти , свойства цемента, стекла, бетона; получение стекла и цемента в промыш­ленности, основные области применения стекла, цемен­та, бетона, керамики




43/7

«Получение углекислого газа и изучение его свойств»


17.02

Практическая работа № 5

Уметь применять знания и умения, полученные при изучении темы, решать задачи нового типа

Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач




44/8

Контрольная работа по теме « Подгруппа углерода»

19.02



Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач





Тема 6. Общие свойства металлов 4 часа

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в периодической системе и строения атома.

Дать понятие о металлической связи и металлической кристаллической решетке,

Сформировать представление об электролизе и коррозии металлов,

Рассмотреть их с точки зрения окислительно - восстано­вительных процессов.

Показать значение металлов и сплавов, коррозии и электролиза для развития народного хозяйства.

Продолжить формирование мировоззренческих взглядов: умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами металлов, доказывать переход количественных в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении свойств металлов.





45/1

Общая характеристика металлов. Способы получения,

физические свойства

24.02

Демонстрации:

образцы металлов, изучение

их электрической проводи-

мости. Модели кристалличе-

ских решеток металлов;

Лабораторные опыты:

рассмотрение образцов ме-

талов


Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки,

способы получения металлов.

Уметь давать общую характеристику металлов по положению в периодической

системе и строению атомов;

уметь объяснять физические

свойства металлов, исходя

из строения решетки метал-

лов и металлической связи.


Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




46/2

Химические свойства металлов.

26.03

Взаимодействие металлов с

неметаллами и водой, кислотами.


Знать химические свойства металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов; записывать уравнения химических реакций в молеку­лярном и окислительно -восстановительном виде




47/3

Сплавы

3.03

Демонстрации:

Образцы сплавов

Знать примеры сплавов. Состав и области применения.




48/4

Контрольная работа за 3 четверть

05.03




Знать понятия тем, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач

Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач




Тема 7. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева 5 часов Основные задачи изучения темы:

Расширить и углубить знания учащихся о характеристике химических элементов и образуемых ими простых веществ на примере металлов I - Ш групп главных подгрупп.

Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами металлов I - Ш групп главных подгрупп, а также со свойствами соединений, образованных этими металлами.

Дать понятие жесткости воды и способов ее устранения.

Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его соединений. Продолжат:, формирование умений прогнозировать свойства веществ, исходя из их состава и строения.

Закрепить навыки учащихся в решении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью.





10.03




49/1

Общая характе­ристика щелочных металлов.

10.03

Лабораторные опыты:

ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия

Уметь давать общую харак­теристику металлов I группы главных под­групп в сравнении на осно­вании положения в периоди­ческой системе и строения атомов. Уметь предсказывать и до­казывать химические свой­ства металлов главной под­группы, нахо­дить общее и отличное, знать причины этого. Уметь записывать уравне­ния химических реакций, доказывать свойства этих металлов. Знать области применения металлов главных подгрупп 1 группы


Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




50/2

Положение магния и кальция в периодической таблице. Кальций, его соединения.

12.03

Демонстрации: взаимодействие кальция с водой; взаимодействие оксида кальция с водой; качественная реакция на ионы кальция и бария

Знать качественные реакции на ион кальция, области при­менения кальция и его соединений, превращение сое­динений кальция в природе. Уметь давать характеристи­ку кальцию как химическому элементу и простому веще­ству. Уметь записывать уравне­ния реакций, доказывающие химические свойства каль­ция и его соединений (оксида, гидроксида, соли) в молекулярном, ионном и окислительно - восстанови­тельном виде





51/3

Жесткость воды и способы ее устранения

17.03

Демонстрации:

устранение жесткости воды

Знать понятие жесткости воды, ее виды. Знать, чем обусловлена же­сткость, способы устранения временной и постоянной жесткости воды в промыш­ленности и быту. Уметь объяснять способы устранения жесткости, запи­сывать химические уравне­ния в молекулярном и ион­ном виде





52/4

Алюминий, строение, свой­ства. Соединения алюминия

19.04

Демонстрации: взаимодействие алюми­ния с кислородом водой, кислотами, солями; механическпрочность оксидной пленки алюми­ния. Лабораторный опыт: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов

Уметь давать характеристи­ку алюминия как химическо­го элемента и простого ве­щества в сравнении с метал­лами I и П групп главных подгрупп. Уметь записывать уравне­ния, доказывающие химиче­ские свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно - вос­становительном виде




53/5

Решение экспе­риментальных задач по теме №6

2.04

Практическая работа № 6

Уметь давать сравнитель­ную характеристику элемен­тов (металлов) I - Ш групп главных под­групп, указывая причину сходства и отличия; уметь применять полученные зна­ния при решении качествен­ных и расчетных задач Уметь определять соедине­ния металлов I - П групп главных подгрупп по анио­нам, осуществлять превра­щения Уметь проводить опыты между веществами в раство­рах, наблюдать, делать вы­воды, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде


Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы

взаимодействия. Планируют общие

способы работы






Тема 8. Железо – представитель элементов побочных подгрупп 3 часа

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с элементом побочной подгруппы периодической системы - железом, его строением и свойствами На основе имеющихся знаний продолжить формирование умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить пред­положения о строении и свойствах соединений железа (П и Ш - валентного).

Продолжить формирование практических умений и навыков по проведению химических опытов, работе с приборами и реактивами.

Показать значение соединений железа для развития народного хозяйства и промышленности.





7.04




54/1

Железо, строение, свойства.

7.04

Демонстрация: горение железа в кислороде, получение гидроксидов железа (2 и 3)

Знать нахождение железа в природе, способы его получения, применение, физические свойства. Уметь доказывать химические свойства железа, как элемента побочной подгруппы, свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




55/2

Соединения железа. Применение же­леза и его соеди­нений

9.04

Лабораторные опыты:

ознакомление с образцами чугуна и стали

Уметь доказывать химические свойства соединений железа, записывать уравнения в свете ТЭД, о/в виде знать основные области применения железа




56/3

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

14.04

Практическая работа № 7

Уметь решать эксперимен­тальные задачи по опреде­лению веществ в растворе, доказывать наличие суль­фат - иона, практически осу­ществлять превращения различных веществ. Уметь проводить наблюде­ния, делать выводы, запи­сывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно - восстанови­тельном виде; соблюдать правила по технике безо­пасности при выполнении опытов

Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы

взаимодействия. Планируют общие

способы работы




Тема 9. Металлургия 3 часа

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов.

Дать понятие о металлургии, как отрасли химического производства, показать перспективы ее развития.

Продолжить знакомство с общими научными прин­ципами химического производства, закономерностями протекания химических реакций на примере производства чугуне к стали.

Продолжить формирование экономических знаний учащихся, умения делать выводы, на конкретных примерах пока­зать решение проблемы безотходных производств, охраны окружающей среды. Показать значение химической науки в раз­витии доменного производства и производства стали, познакомить с профессиями работников металлургических произ­водств.

Показать роль металлургической промышленности для развития других производств.





21.04




57/1

Понятие о металлургии. Металлы

в современной

технике.

Основные способы промышленного получения

металлов

16.04




Знать определение металлургии, способы промышленного получения металлов, роль русских ученых в

развитии металлургии.

Знать понятие руды и пустой породы, основные стадии получения металла.

Уметь записывать уравнения реакций получения металлов с точки зрения тео­рии электролитической дис­социации и учения об окис­лительно - восстановитель­ных процессах

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




58, 59/2.3

Производство стали, чугуна

21.04

23.04




Знать сущность производ­ства стали, способы получе­ния: кислородно - конвер­торный и электродуговой. Уметь давать характеристику производства по пла­ну, записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения стали; сравни­вать различные способы получения стали по эконо­мическим показателям. Знать основные профессии рабочих металлургических производств, общие науч­ные принципы производст­ва, вопросы охраны окру­жающей среды

Знать сущность доменного процесса - производства чугуна, его значение. Уметь давать характери­стику доменного производ­ства по плану; записывать уравнения реакций, отра­жающие химизм доменного производства; которые ре­шают проблему безотход­ных производств и вопросы охраны окружающей среды





Тема 10. Первоначальные представления об органических веществах.

Органическая химия 7 часов

Основные задачи изучения темы:

Познакомить учащихся с основами органической химии, с тем, что изучает данная наука, чем органическая химия отличается от неорганической химии. Дать основные понятия органической химии: «гомологический ряд», «изомерия», «структурная формула», «номенклатура». Познакомить с классификацией органических веществ, иметь представление об основных классах органических соединений, особенностями их строения, а так же иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия. Показать некоторые причины многообразия органических веществ, значение органических соединений и их роль в жизни общества.




60/1

Органиче­ская химия. Основные по­ложения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутле­рова. Упро­щенная клас­сификация органических соединений

28.04




Знать определение органичес-кой химии, углеводородов, их классификацию, ос­новные положения теории А. М. Бутле­рова, определение изомеров, некоторые свойства углеводо-родов, что изучает данная наука, раз­личия между орга­ническими и неорга­ническими вещест­вами, особенности строения и свойств органичес-ких ве­ществ; иметь представле-ние о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, давать им названия

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




61/2

Предельные (насыщен­ные) углево­дороды

30.04




Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов; иметь пред­ставление о природ­ных источниках уг­леводородов. Уметь записы-вать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания




62/3

Непредель­ные (нена­сыщенные) углеводороды

05.05




Знать определение органической химии,
что изучает данная наука, определение
изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции. Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ски соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания




63/4

Циклические углеводоро­ды. Природ­ные источни­ки углеводо­родов

07.05




Знать определение органической химии, что изучает данная наука, определение изомеров, некоторые свойства углеводо­родов, качественные реакции.

Иметь представле­ние о природных источниках углево­дородов. Уметь записывать полные и сокращен­ные структурные формулы органиче­ских соединений, некоторые уравне­ния химических ре­акций, характери­зующие химические свойства углеводо­родов, давать им на­звания




64/5



Спирты

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

12.05




Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (спиртах), их классификацию, определение, их свойства, области применения. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы спиртов

Знать понятие о кислородсодержа­щих органических веществах (карбоно-вых кислотах, жи­рах), их классифика­цию, определение, их свойства, области применения, нахож­дение в природе. Уметь записывать некоторые структур­ные формулы карбо-новых кислот, жиров




65/6

Углеводы

14.05




Знать понятие «углеводы», их классификацию, определение, свойства, области применения, нахождение в природе.Уметь записывать некоторые структурные формулы углеводов




66/7

Аминокислоты. Белки. Полимеры

19.05




Знать понятие «белки» их классификацию, определение, свойства, области применения, нахож­дение в природе, биологическое зна­чение.

Уметь записывать некоторые структур­ные формулы бел­ков, полимеров





Химия и жизнь 4 часа





14.05




67/1


Итоговая ра­бота по хи­мии за курс 9 класса

21.05




Уметь применять знания, умения и навыки, получен­ные при изучении курса химии 9 класса

Осознование качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач





68/2

Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов, химических средств санитарии и гигиены»

Химия и пища. Строительные и поделочные материалы. Проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни.

26.05

Практическая работа № 8

Уметь проводить химический экспе­римент, ознакомить­ся с образцами ле­карственных препаратов, с образцами химических средств санитарии и гигиены, делать выводы, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов

Знать понятие «консервант», их роль в приготовлении пищи, калорийность жиров, белков, углеводов, их биологическую роль, вещества как строительные и поделочйные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент), знать проблемы безопасного использования веществ в повседневной жизни.


Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы

взаимодействия. Планируют общие

способы работы





69, 70

Резерв

28.05

28.05




















































Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Перечень учебно-методического обеспечения

методические пособия для учителя:

1. Гора, Н. Н. Химия. Уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М. : Просвеще­ние, 2009. - 95 с.

2. Горковенко, М. Ю. Химия. 9 класс : поурочные разработки к учебникам / М. Ю. Горковенко -М.: ВАКО, 2004. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

3. Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2002. - 190 с.

Дополнительная литература для учителя

1. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся обще-образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.

2. Гаршин, А. П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах, химиче­ских реакциях / А. П. Гаршин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - 288 с.

3. Гузей, Л. С. Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8-9 кл. : учеб. пособие для общеобра­зовательных учреждений / Л. С. Гузей, Р. П. Суровцева. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.: ил.

4. Леенсон, И. А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, фа­культативных занятий и семинаров : учеб. пособие / И. А. Леенсон. - М. : ACT : Астрель, 2002. -347 с.

Дополнительная литература для учащихся

1. Габрусева, Н. И, Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с.

2. Гара, Н. Н. Химия: Задачник с «помощником». 8-9 классы : пособие для учащихся обще­образоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н. И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с.

3. Решение задач по химии : справочник школьника / Е. В. Шипуло, Л. Б. Кузнецова. - М. : Филологическое общество «Слово», 1999. - 468 с.

4. Хомченко, И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / И. Г. Хом­ченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ООО «Издательство Новая волна» : Издатель Умеренков-2003.-214 с
1   2   3