Главная страница

Протокол № от 2014г. Согласована на нкмц протокол № от 2014 г



НазваниеПротокол № от 2014г. Согласована на нкмц протокол № от 2014 г
страница2/3
Дата16.03.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПротокол
1   2   3


Содержание учебного курса
Тема 1. Теория электролитической диссоциации 14 ч

Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, ще­лочей и солей

Диссоциация кислот, ще­лочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень дис­социации

Реакции ион­ного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстанови­тельные реакции

Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.

Лабораторные опыты:

Реакции обмена между растворами электролитов.

Качественная реакция на хлорид-ион

Практикум: Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации»
Тема 2, 3. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. 4 + 7 ч

Положение кислорода и серы в Пе­риодической таблице хи­мических элементов, строение их атомов. Строение простых ве­ществ. Алло­тропия. Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Фи­зические свойства и химические свойства се­ры. Приме­нение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Серни­стая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.

Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.

Расчетные задачи. Вычисления по химиче­ским уравне­ниям реак­ций массы, количества вещества или объема по известной массе, коли­честву веще­ства или объ­ему одного из вступив­ших или по­лучающихся в реакции веществ

Демонстрация: Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).

Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.

Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)

Распознавание сульфат-иона в растворе.

Практикум: Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Тема 4. Подгруппа азота 10ч

Положение азота и фос­фора в Пе­риодической таблице хи­мических элементов, строение их атомов. Азот. Физиче­ские и хими­ческие свой­ства азота, получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.

Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.

Фосфор, его физиче­ские и хими­ческие свой­ства, получение применение. Оксид фос­фора (V).

Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Мине­ральные удобрения.

Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты

Лабораторные опыты: Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание солей аммония.

Практикум: Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака

Тема 5. Подгруппа углерода 8 ч

Положение углерода и кремния в Периодиче­ской таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Уг­лерод, его физиче­ские и хими­ческие свой­ства, получение применение. Оксид угле­рода (II). Оксид угле­рода (IV). Угольная ки­слота и ее со­ли. Кругово­рот углерода в природе. Кремний и его свойст­ва.

Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Сили­катная про­мышленность. Стекло. Виды стекла.

Демонстрация: Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.

Лабораторные опыты:

Ознакомление с различными видами топлива.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.

Ознакомление с природными силикатами.

Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)

Практикум: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 6, 7, 8, 9. Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Железо – представитель элементов побочных подгрупп. Металлургия 15 ч

Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Фи­зические свойства металлов. Характерные химические свойства ме­таллов. Нахождение металлов в природе и общие спо­собы их по­лучения. Понятие о металлур­гии. Метал­лы в совре­менной тех­нике. Сплавы. Про­изводство чугуна. Про­изводство стали. Характери­стика щелоч­ных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химиче­ских элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Пе­риодической таблице хи­мических элементов и строение его атома. Свой­ства железа. Соединения железа.

Расчетные задачи: Вычисления по химиче­ским уравне­ниям массы, объема или количества вещества од­ного из про­дуктов реак­ции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определен­ную долю примесей.

Демонстрация: Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты: Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами

Практикум: Решение экс­перимен­тальных за­дач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств»
Тема10. Первоначальные представления об органических веществах.Органическая химия 7 ч

Органиче­ская химия. Основные по­ложения тео­рии строения органических соединений А. М. Бутле­рова. Упро­щенная клас­сификация органических соединений

Предельные (насыщен­ные) углево­дороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредель­ные (нена­сыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводоро­ды. Природ­ные источни­ки углеводо­родов. Нефть и природный газ.

Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.

Лабораторные опыты: Этилен, его получение, свойства.

Расчетные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрация: Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот.. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

Демонстрация: Получение и свойства уксусной кислоты.
Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Крахмал. Целлюлоза. Применение.

Демонстрация: Качественная реакция на глюкозу и крахмал.
Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.

Демонстрация: Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

Практикум «Изготовление моделей углеводородов»
Тема 11. Химия и жизнь 4 ч

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, це­мент)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в пов­седневной жизни. Хими­ческое за­грязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводоро­дов. Нефть и природ­ный газ.

Демонстрация: Ознакомление с образцами лекарственных препаратов, упаковок пищевых продуктов с консервантами ознакомление с образцами строительных и поделочных материалов.

Практикум: Знакомство с образцами лекарственных препаратов

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены


Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год






Тема


Календсроки


Химический эксперимент


Базовые единицы

(ЗУН)


Компетентности

(УУД, ОУУН)





Тема 1. Теория электролитической диссоциации 15 часов

Основные задачи изучения темы:

Углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитиче­ской диссоциации;

Дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена.

Нау­чить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке).

Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.

С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссо­циации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).

Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное).

Продолжить изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соедине­ний).





1/1


Основные классы неорганических соединений (повторение)

2.09




Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства

Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




2 /2


Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью

4.09

Лабораторные эксперименты

Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи

Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов.




3/3


Кислоты и основания

9.09




Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации




4/4


Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты

11.09

Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов

Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований.




5/5


Реакции ионного обмена

16.09

Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион

Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца.




6/6



Кислоты как электролиты

18.09

Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД

Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты.




7/7



Основания как электролиты

23.09

Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД

Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион.




8/8



Соли как электролиты

25.09

Демонстрация качественных реакций на ионы солей

Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21)





9/9



Основные положения ТЭД.

30.09




Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД




10/10



Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений

2.10




Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД




11/11



Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

7.10




Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи




12/12


Окислительно-восстановительные реакции

9.10




Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель

Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций




13/13



Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД»

14.10

Практическая работа №1

Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена

Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы


Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы

взаимодействия. Планируют общие

способы работы




14/14



Подготовка к контрольной работе

16.10




Обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД»




15/15

Контрольная работа по теме «ТЭД»

21.10




Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач


Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого

результата. Выбор, сопоставление и

обоснование способов решения

задач





Тема 2. Подгруппа кислорода 5 часа

Основные задачи изучения темы:

продолжить формирование понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»; закрепить и углу­бить знания о периодической системе (характеристика группы, главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации;

закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать дальнейшему развитию миро­воззренческих знаний о причинно - следственной связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окис­лительно - восстановительных процессов в природе.

Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения (указав причины алло­тропии), делать выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом.





23.10

16/1



Общая характеристика подгруппы кислорода

23.10




Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений.

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




17/2



Строение простых веществ. Аллотропия
Сера, строение молекул, физические и химические свойства

28.10

Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану

Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.




18/3

Соединения серы.

30.10

Распознавание сульфат - иона в растворе

Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентри­рованной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде




19/4

Соединения серы. Серная кислота, состав, строение, свойства, применение

11.11

Распознавание сульфат - иона в растворе

Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентри­рованной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде




20/5

Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»

13.11

Практическая работа № 2

Уметь выполнять экспери­ментальные задачи по опре­делению веществ, доказы­вать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реак­ций, проверять их экспери­ментально, делать самосто­ятельно выводы на основе наблюдений





Тема 3. Основные закономерности химических реакций. 6 часов

Основные задачи изучения темы:

познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере про­изводства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом равновесии).

Показать значение этих понятий для управления различными производственными процессами.

Познакомить учащихся с общими научными принципами производства: комплексное использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к ме­ханизации, принцип теплообмена и другие.

Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы.

Указать на связь теории с практикой.

Продолжить экологическое образование учащихся: познакомить с основными пер­спективными направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране окружающей среды. По­знакомить учащихся с основными рабочими профессиями химического производства.




21/1

Тепловой эффект химической ре­акции. Расчеты по термохимиче­ским уравнениям


18.11




Знать определение тепло­вого эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реак­ций, определять термохи­мические уравнения. Уметь определять по тепло­вому эффекту экзотерми­ческую или эндотермичес­кую реакции, уметь прово­дить расчеты по термохи­мическим уравнениям, сос­тавлять термохимические уравнения по массе исход­ного вещества и количеству теплоты

Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;

выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение;
учебно-логические: установление причинно-следственных связей;
учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения
рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.




22/2

Скорость хими­ческих реакций

20.11

Опыты, выясняющие зави­симость скорости химиче­ской реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической ре­акции

Знать определение скоро­сти химической реакции; зависимость скорости реак­ции от природы реагирую­щих веществ, от поверхно­сти соприкосновения, от концентрации, от темпера­туры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на ско­рость химической реакции, решать задачи





23/3

Химическое равновесие,

условия его смещения принцип Ле-Шателье.

25.11




Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа

Ле-Шателье.

Уметь объяснять на приме­рах условия смещения рав­новесия в зависимости от условий химических реак­ций




24/4

Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе.

27.11




Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи




25/5

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе.

2.12




Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи




26/6

Полугодовая контрольная работа

4.12




Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач


Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач



1   2   3