|
Содержание учебного курса Тема 1. Теория электролитической диссоциации 14 ч
Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, щелочей и солей
Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации
Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции
Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость. Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты:
Реакции обмена между растворами электролитов.
Качественная реакция на хлорид-ион
Практикум: Решение экспериментальных задач по теме « Теория электролитической диссоциации» Тема 2, 3. Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций. 4 + 7 ч
Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия. Аллотропные видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы. Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты.
Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ
Демонстрация: Горение серы в кислороде. Аллотропия серы. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).
Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.
Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практикум: Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Тема 4. Подгруппа азота 10ч
Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота, получение применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака.
Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты.
Фосфор, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.
Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты
Лабораторные опыты: Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание солей аммония.
Практикум: Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака
Тема 5. Подгруппа углерода 8 ч
Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Адсорбция. Углерод, его физические и химические свойства, получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства.
Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.
Демонстрация: Поглощение углем растворенных веществ и газов. Виды стекла. Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
Ознакомление с различными видами топлива.
Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.
Ознакомление с природными силикатами.
Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)
Практикум: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Тема 6, 7, 8, 9. Общие свойства металлов. Металлы главных подгрупп 1-3 групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Железо – представитель элементов побочных подгрупп. Металлургия 15 ч
Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химических элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа в Периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа. Соединения железа.
Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрация: Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция. Рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты: Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами
Практикум: Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их свойств» Тема10. Первоначальные представления об органических веществах.Органическая химия 7 ч
Органическая химия. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Упрощенная классификация органических соединений
Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов переработки.
Лабораторные опыты: Этилен, его получение, свойства.
Расчетные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое воздействие на организм. Применение. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрация: Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты. Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот.. Сложные эфиры. Жиры Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Демонстрация: Получение и свойства уксусной кислоты. Углеводы. Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Крахмал. Целлюлоза. Применение.
Демонстрация: Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Аминокислоты. Белки. Роль белков в питании. Полимеры - высокомолекулярные соединения. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид. Применение полимеров.
Демонстрация: Ознакомление с образцами изделий из полимеров: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Практикум «Изготовление моделей углеводородов» Тема 11. Химия и жизнь 4 ч
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Ознакомление с образцами лекарственных препаратов, упаковок пищевых продуктов с консервантами ознакомление с образцами строительных и поделочных материалов.
Практикум: Знакомство с образцами лекарственных препаратов
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на учебный год
№
|
Тема
|
Календсроки
|
Химический эксперимент
|
Базовые единицы
(ЗУН)
|
Компетентности
(УУД, ОУУН)
|
| Тема 1. Теория электролитической диссоциации 15 часов
Основные задачи изучения темы:
Углубить и систематизировать знания учащихся о веществах и химических реакциях с точки зрения теории электролитической диссоциации;
Дать представление об электролитах, электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена.
Научить учащихся записывать уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде, применять эти знания для характеристики химических свойств кислот, оснований, солей. Закрепить практические навыки в решении расчетных задач (вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке).
Продолжить формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств веществ от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов), диалектический характер химических процессов. Раскрыть значение теории электролитической диссоциации для развития науки, использование в практике.
С целью развития патриотического воспитания показать роль русских ученых в создании теории электролитической диссоциации (Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский и др.).
Способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное).
Продолжить изучение и углубление ранее изученных понятий и представлений (строение атомов, ионов, виды химической связи, типы кристаллических решеток, окислительно - восстановительные реакции, классификация неорганических соединений).
|
| 1/1
| Основные классы неорганических соединений (повторение)
| 2.09
|
| Знать определения основных классов соединений, их классификацию, состав и свойства
Уметь классифицировать вещества по классам, определять характер соединений, записывать уравнения химических реакций, составлять формулы по валентности, называть вещества
| Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.
|
| 2 /2
| Элекролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью
| 4.09
| Лабораторные эксперименты
Электропроводность твёрдых, жидких в-в, растворов с различными видами связи
| Знать понятия эл-ты, неэлектролиты, электролиты, диссоциация. Уметь объяснить электропроводность водных растворов.
|
| 3/3
| Кислоты и основания
| 9.09
|
| Знать определение кислот, оснований, амфолитов с точки зрения ТЭД, уметь составлять уравнения их диссоциации
|
| 4/4
| Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты
| 11.09
| Электропроводность концентрированных и разбавленных расстворов
| Знать определение понятий слабые и сильные электролиты, уметь составить уравнение диссоциации к-т, солей, оснований.
|
| 5/5
| Реакции ионного обмена
| 16.09
| Реакции обмена между растворами электролитов, качественная реакция на хлорид-ион
| Знать условия необратимых ионных реакций, уметь писать молекулярное полное и сокращённое ионное уравнение хим.реакций, идущей до конца.
|
| 6/6
| Кислоты как электролиты
| 18.09
| Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва к-т в свете ТЭД
| Знать хим.св-ва к-т, уметь описать хим.св-ва к-т в свете ТЭД, знать кач. р-ии на соляную и серную кислоты.
|
| 7/7
| Основания как электролиты
| 23.09
| Демонстрационные опыты, характеризующие химические св-ва оснований в свете ТЭД
| Знать хим.св-ва оснований, уметь писать ионные уравнения с участием оснований, знать кач. р-ию на ОН-ион.
|
| 8/8
| Соли как электролиты
| 25.09
| Демонстрация качественных реакций на ионы солей
| Знать хим. св-ва солей, уметь писать ионные уравнения с участием растворов солей в свете ТЭД, знать кач. р-ии на Ag+,Ca+2,PO4-3 и др. ионы (по табл. 3, с. 21)
|
| 9/9
| Основные положения ТЭД.
| 30.09
|
| Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
|
| 10/10
| Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений
| 2.10
|
| Знать положения теории электролитической диссоциации, роль ученых в ее создании, уметь записывать уравнения в свете ТЭД
|
| 11/11
| Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
| 7.10
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
| 12/12
| Окислительно-восстановительные реакции
| 9.10
|
| Знать определение о-в реакции, окислитель, восстановитель
Уметь определять о-в реакции, составлять схему электронного баланса, схемы полуреакций
|
| 13/13
| Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД»
| 14.10
| Практическая работа №1
| Знать свойства веществ с точки зрения ТЭД, реакции ионного обмена
Уметь применять знания для описания химических свойств веществ, выполнять сам. Опыты, делать выводы
| Сравнение своего способа действия с эталоном, способа и результата своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия
от эталона. Осознание качества и уровня усвоения. Оценивание достигнутого результата. Сопоставление и обоснование способа решения задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определяют цели и функции участников, способы
взаимодействия. Планируют общие
способы работы
|
| 14/14
| Подготовка к контрольной работе
| 16.10
|
| Обобщить и систематизировать знания по теме «ТЭД»
|
| 15/15
| Контрольная работа по теме «ТЭД»
| 21.10
|
| Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
| Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого
результата. Выбор, сопоставление и
обоснование способов решения
задач
|
|
Тема 2. Подгруппа кислорода 5 часа
Основные задачи изучения темы:
продолжить формирование понятий: «химический элемент», «простое вещество», «химическая реакция»; закрепить и углубить знания о периодической системе (характеристика группы, главной подгруппы), строении вещества, электролитической диссоциации;
закрепить умения и навыки в выполнении химических опытов; способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно - следственной связи между составом, строением, свойствами и применением веществ (на примере серы, серной кислоты); подтвердить общие и особенные свойства серной кислоты, сделать вывод о единстве окислительно - восстановительных процессов в природе.
Продолжить формирование логического мышления: умение сравнивать химический элемент и простое вещество (кислород и серу), их свойства, аллотропные видоизменения (указав причины аллотропии), делать выводы в процессе наблюдений за химическим экспериментом.
|
| 23.10
| 16/1
| Общая характеристика подгруппы кислорода
| 23.10
|
| Знать план общей характеристики группы, электронное строение атомов, формулы соединений элементов с кислородом, водородом, гидроксиды, их характер, уметь объяснять изменение свойств соединений.
| Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.
|
| 17/2
| Строение простых веществ. Аллотропия Сера, строение молекул, физические и химические свойства
| 28.10
| Ознакомление с образцами серы и ее соединениями и характеристика их по плану
| Знать нахождение серы в природе, хим. и физ. св-ва серы, применение серы, уметь писать уравнения с участием серы, формулы соединений серы с О и Н.
|
| 18/3
| Соединения серы.
| 30.10
| Распознавание сульфат - иона в растворе
| Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде
|
| 19/4
| Соединения серы. Серная кислота, состав, строение, свойства, применение
| 11.11
| Распознавание сульфат - иона в растворе
| Знать строение и свойства серной кислоты; области ее применения, качественную реакцию на сульфат-ион. Уметь доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной): записывать уравнения химических реакции в молекулярном, ионном и окислительно -восстановительном виде
|
| 20/5
| Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
| 13.11
| Практическая работа № 2
| Уметь выполнять экспериментальные задачи по определению веществ, доказывать наличие в растворе сульфат-иона, предполагать признаки химических реакций, проверять их экспериментально, делать самостоятельно выводы на основе наблюдений
|
|
Тема 3. Основные закономерности химических реакций. 6 часов
Основные задачи изучения темы:
познакомить учащихся с основными закономерностями протекания и управления химическими реакциями на примере производства серной кислоты (дать понятие о скорости химической реакции и химическом равновесии).
Показать значение этих понятий для управления различными производственными процессами.
Познакомить учащихся с общими научными принципами производства: комплексное использование сырья, принцип оптимальных условий, принцип автоматизации к механизации, принцип теплообмена и другие.
Продолжить формирование мировоззренческих знаний на примере данной темы.
Указать на связь теории с практикой.
Продолжить экологическое образование учащихся: познакомить с основными перспективными направлениями в развитии производства серной кислоты, способствующими охране окружающей среды. Познакомить учащихся с основными рабочими профессиями химического производства.
|
| 21/1
| Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям
| 18.11
|
| Знать определение теплового эффекта химической реакции, экзотермической и эндотермической реакций, определять термохимические уравнения. Уметь определять по тепловому эффекту экзотермическую или эндотермическую реакции, уметь проводить расчеты по термохимическим уравнениям, составлять термохимические уравнения по массе исходного вещества и количеству теплоты
| Учебно-организационные: определение учебных задач; организация рабочего места;
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; использование приборов для измерения плотности, температуры, массы; описание опытов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ; поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет), использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описание наблюдений и опытов; составление плана, заполнение предложенных таблиц); работа с основными компонентами учебника, наблюдение; учебно-логические: установление причинно-следственных связей; учебно-коммуникативные – корректное ведение учебного диалога; выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения рефлексивная деятельность- понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения; учет мнения других при определении собственной позиции.
|
| 22/2
| Скорость химических реакций
| 20.11
| Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры. Лабораторные опыты: изучение влияния условий на скорость химической реакции
| Знать определение скорости химической реакции; зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, от поверхности соприкосновения, от концентрации, от температуры, от катализатора. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции, решать задачи
|
| 23/3
| Химическое равновесие,
условия его смещения принцип Ле-Шателье.
| 25.11
|
| Знать определение химиче-ского равновесия, понятие определение принципа
Ле-Шателье.
Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций
|
| 24/4
| Вычисление массы продукта реакции, если известна массовая доля выхода продукта реакции по сравнению с теоритически возможным. Подготовка к контрольной работе.
| 27.11
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
| 25/5
| Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, содержащего определенную массу примесей. Подготовка к контрольной работе.
| 2.12
|
| Знать алгоритм решения задач, уметь составлять подобные задачи
|
| 26/6
| Полугодовая контрольная работа
| 4.12
|
| Знать понятия темы, уметь применить знания при выполнении упражнений и решении расчетных задач
| Осознавание качества и уровня усвоения материала. Оценивание достигнутого результата. Выбор, сопоставление и обоснование способов решения задач
|
| |
|
|