Главная страница


Протокол №1 от 31. 08. 2011г. Утверждена директор школы Куртышева Н. А. Приказ №193 от 31. 08. 2011г



Скачать 482.79 Kb.
НазваниеПротокол №1 от 31. 08. 2011г. Утверждена директор школы Куртышева Н. А. Приказ №193 от 31. 08. 2011г
страница3/4
Дата11.04.2016
Размер482.79 Kb.
ТипПротокол
1   2   3   4
Тема 9

Россия в современном мире.

СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х – начала 90-х гг. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.

Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализации цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1933 г. Основные политические силы. Выборы в государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и этнополитические конфликты. Чеченская проблема. Расстановка политических сил в стране 1990-х гг. Развитие многопартийности в России и ее последствия. Изменения в социальной структуре. Политическая ситуация в России в конце XX – начале XXI в. В. В. Путин. Новая расстановка политических сил. Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий форсированного реформаторства. Улучшение экономического положения: от спада производства к его подъему. Социальная политика. Национальные проекты. Д. А. Медведев.

Мир на рубеже XX-XXI вв. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО и Евросоюзом. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Рост международного авторитета России. Отношения со странами СНГ. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и общественные движения.

Тема 10

Духовная жизнь.

Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX в. Музыка. Архитектура. Массовая культура.

Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры России на рубеже XIX-XX вв. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX в.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура.

Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация. Отражение событий революции и Гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 20-30-х гг. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально- охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Формы контроля

1. Контроль выполнения домашних заданий.

2. Контроль самостоятельной работы.

3. Тестовые работы по темам курса.

4. Итоговые тестовые работы.

5. Зачетные работы.

6. Проверка презентаций.

Основное содержание (138 часов)

10 класс (70 часов)

Тема1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. (8 часов)

Вводный урок.

Основные этапы мировой и российской истории.

Древний Восток и античный мир.

Неолитическая революция. Ранние цивилизации. Государства на Востоке. Античная цивилизация. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Поздняя Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Влияние античности на Средневековье. Наследие варварских народов. Христианство.

Страны Западной Европы в ранее Средневековье.

Природа и хозяйство Западной Европы. Варварские королевства. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная собственность и вассальные отношения. Эпоха феодальной раздробленности. Сословия феодального общества. Католическая церковь.

Византийская империя и восточнохристианский мир.

Природа и население Византийской империи. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Византия между Западом и Востоком. Византия и славяне.

Исламский мир.

Возникновение ислама. Начало арабских завоеваний. Арабский халифат во второй половине VII-X века. Мусульманская культура.

Тема 2. Древняя Русь. (10 часов)

Народы Восточной Европы.

Природно-климатические условия и хозяйственно-культурные типы Восточной Европы. Характеристика этнической карты Восточной Европы I тыс. Природно-климатические условия и этническая карта Восточной Европы: параллельный анализ.

Восточные славяне в древности.

Расселение и занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение древних славян. Общественный строй. Мировоззрение древних славян.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Возникновение Древнерусского государства. Укрепление Древнерусского государства. Русь и Византия. Крещение Руси.

Государство и общество.

Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда».

Церковь и культура.

Русская православная церковь. Архитектура и живопись. Образование и литература. Бытовая культура.

Раздробленность Руси.

Причины политической раздробленности Руси. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Политическое развитие Руси в период раздробленности. Развитие отдельных земель Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля. Культура Руси в XII – начале XIII века.

Русь между Востоком и Западом.

Монгольская держава и ее завоевания. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу. Судьба Монгольской державы. Русь под властью Золотой Орды. Русь между монголами и Западом.

Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках. (4 часа)

Экономическое и политическое развитие.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековый город. Торговля и банковское дело. Создание централизованных государств. Изменение роли церкви в жизни общества.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Католический, православны и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия

в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада.

«Мир идей» Средневековья. Христианство и культура. «Рыцарская культура». «Крестьянская» культура. «Городская» культура.

Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках. (10 часов)

Москва во главе объединения русских земель.

Русь: от раздробленности к объединению. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Борьба за независимость Руси. Дмитрий Донской. Русь при наследниках Дмитрия Донского. Русь и государства – наследники золотой Орды.

Россия: третье православное царство.

От Руси - к России. Централизация государственной власти. «Москва – третий Рим». Экономический подъем Руси. Формирование сословий.

Кризис государства и общества. Смутное время.

Опричнина. Итоги и последствия правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Интервенция и народные ополчения.

Становление самодержавия Романовых.

Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономике и социальном строе. Новые явления в духовной жизни.

Начало формирования многонационального государства.

Политическая карта Восточной Европы в XVI веке. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура XIV-XVII вв.

Подъем русской культуры. Книжное дело и литература. Архитектура. Живопись.

Тема 5. Запад в Новое время. (7 часов)

Европа в начале Нового времени.

Экономика Европы в начале Нового времени. Начало эпохи Великих географических открытий и первые колониальные завоевания. Географические открытия XVI-XVII веков и их последствия. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация и Контрреформация в Европе. Зарождение новой европейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.

Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке. Абсолютизм в Европе. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм. Английская революция XVII века.

Эпоха Просвещения.

Революция в естествознании. Общественные идеи века Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

Революции XVIII столетия.

Западная Европа накануне революционной эпохи. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII веке. Американская революция. Франция накануне революции. Начало Великой французской революции. Свержение королевской власти во Франции. Установление якобинской диктатуры.

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII веков.

Эпоха Возрождения. Искусство барокко. Придворное искусство эпохи абсолютизма.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке. (5 часов)

Необходимость преобразований на рубеже XVII-XVIII веков. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.

Социально-экономическое развитие страны.

Деревня и город на рубеже XVII-XVIII веков. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России.

Расширение территории государства.

Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII века. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.

Образование, наука и культура.

Новая эпоха в отечественной культуре. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. (8 часов)

Франция: от республики к империи Наполеона. От войн республики к войнам империи. Отечественная война 1812 г. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада.

Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Революции и реформы.

Венский конгресс и Священный союз. Июльская революция во Франции. Революции середины XIX века во Франции. Революционное движение в Европе. Реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США.

Идейные течения и политические партии.

«Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идея национализма на Западе.

Колониальные империи.

Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландия, Франция и Англия. Последствия европейской колонизации для стран востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Колониальные захваты. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Тема 8. Россия на пути модернизации. (9 часов)

Российское государство в первой половине в первой половине XIX века.

Российское государство на рубеже столетий: Павел I. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России первой половине XIX в.

Общественная жизнь в первой половине XIX века.

Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860-1870-х гг.

Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х гг. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.

Полицейский режим Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерваторы.

Россия – многонациональная империя.

Расширении территории в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Пути создания империи.

Тема 9. Культура XIX века. (7 часов)

Научно-технический прогресс и общество.

Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая художественная культура.

Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство.

Музыкальное искусство.

Культура России в XIX веке.

Просвещение. Литература в жизни общества. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Резервное время – 2 часа

11 класс (68 часов)

Тема 1. Россия и мир в начале XX века. (7 часов)

Вводный урок. Россия и мировой исторический процесс в XX – начале XXI века.

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада. Процесс модернизации и России. Социальная структура общества. Идейные течения и политические партии.

Первая Российская революция. Причины и этапы революции. Формы революционной борьбы. Новый политический строй. Социалисты в революции. Либеральные партии. Организации правых. Начало российского парламентаризма.

Российское общество и реформы. Программа правительства Столыпина. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Непоследовательность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Экономический подъем в России. Россия и индустриальные страны Запада. Внешнеполитическое положение России. Россия и европейские военно-политические союзы.

Тема 2. Мировая война и революционные потрясения. (11 часов)

Первая мировая война. Начало всемирного конфликта. Первые месяцы боевых действий. Борьба на суше и на море. Военные действия в 1916-1917 годах. Внутреннее положение в воюющих странах. Окончание Первой мировой войны.

Российская революция 1917 года. Падение монархии. На пути к Учредительному Собранию. Будущее демократии: парламент или Советы? Большевики приходят к власти. Новый политический режим. Точки зрения на революционные события 1917 года.

Гражданская война в России. Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Война «внутри демократии». Красные против белых. «Военный коммунизм» и его последствия.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание Российской Федерации. Новые государства на карте бывшей империи. Образование СССР.

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Начало мирного урегулирования. Заключение мирных договоров. Революционный процесс в Европе.

Тема 3. Мир в межвоенный период.(4 часа)

Мировой экономический кризис. Эпоха «процветания» на Западе. Великая депрессия. Преодоление кризиса в США. Кризис в Англии и Франции.

Тоталитарные режимы в Европе. Рождение тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим.

Модернизация в странах Востока. Восток после окончания Первой мировой войны. Революционные события в Турции. Национально-освободительное движение в Индии. Революция в Китае.

Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР. (7 часов)

Советская страна в годы НЭПа. «Временное отступление». Результаты и противоречия НЭПа. «Культурная революция». Наследники Ленина.

Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. «Развернутое наступление социализма по всему фронту». Советская экономическая модель. «Вождь мирового пролетариата». Изменения в общественном сознании. Новый облик государства.

СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Германия между Россией и Западом. Международные связи Советского Союза. Политика СССР на Дальнем Востоке. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны.

1   2   3   4