Главная страница

Инновационный педагогический опыт «Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей»



Скачать 83.61 Kb.
НазваниеИнновационный педагогический опыт «Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей»
Дата14.04.2016
Размер83.61 Kb.
ТипАнализ



Инновационный педагогический

опыт

«Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей»

У каждого из нас внутри талант таиться

И очень важно в детстве дать ему раскрыться.

Актуальность проблемы и темы исследования.

Анализ результатов деятельности ДОУ показал, что несмотря на признание большинства педагогов и психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста является недопустимым. А разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя, должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества.

Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.

Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций, это процесс активизации ресурсов, потенциал личности.

Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны…

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Наблюдая за детьми, я стала замечать, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значимыми и волнительными. Может быть, все это проявление внутреннего процесса приобретения жизненного опыта, опосредованного сказкой?

Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения. Причем, все процессы осмысления протекают на бессознательно – символическом уровне

В своей работе по развитию творческих способностей детей я опиралась на программу А.Ю. Капской, Т.Л. Мирончик развивающая сказкотерапия для детей «Планета чудес».

Гипотеза: комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, развить его творческие способности.

Планируя работу по развитию творческих способностей детей по средствам сказкотерапии, определила следующие цели и задачи:

Цель: создание условий для развития творческого потенциала и способностей детей.

Задачи:  

1. Развитие творческого воображения и фантазии;

2. Стимулирование творческого самовыражения;

3. Развитие символических представлений, креативности;

4. Развитие вариативности и оригинальности мышления;

5. Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса;

6. Развитие эмоционально – волевой сферы;

7. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Достижению поставленной цели и решению задач мне помогло создание проекта «По дорогам сказок».

Считаю очень важным - перед началом работы создать предметно-развивающую среду для лучшего вхождения детьми в сказку. Уголок творчества – для свободного рисования, уголок ароматерапии, хромотерапии (цветотерапии). На видном месте, на полке находятся волшебная книга Звездочета и кукла Звездочет. В группе я с помощью родителей создала игротеку, в которую вошли игры: «Теремок», «Собери фигурки», Сказочные нелепицы«, «На что это похоже», Пять картинок», «Найди пару», «Чудесные вещи», «Шкатулка сказок» и т.д.

Чтение детской художественной литературы, существенно расширяет кругозор детей. Поэтому организовала в группе библиотечку «Звездочета» где помещены сказки «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Вини - Пух», «Репка», «Три медведя», «Лягушка - путешественница», «Маша и медведь», «Золушка», «Царевна - лягушка», «Дюймовочка», Муха – Цокотуха», «Буратино».

Процесс развития творческих способностей, реализуемые через сказкотерапию включают в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, изготовление коллажей, релаксационные этюды, визуализация, использование сказкотерапии, хромотерапии (цветотерапии), аффирмаций и т.д.

Использование разнообразных форм дает воспитателю и детям возможность проявить творчество, индивидуальность. А благодаря сказочному герою Звездочету делает путешествие в мир сказок, рассказов и стихов – интересным и увлекательным. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. А благодаря применению на занятиях различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволяют воспитателю наиболее полно активировать ресурсные возможности ребенка.

Неоценима роль сказки для развития воображения детей. Для них в сказке больше правды, чем в истине. И именно сказка научит его находить выход из безвыходной ситуации, изобретать что – то новое, потому что в сказке возможно все. Часто на наших занятиях я читаю детям прибаутки, перевертыши, страшилки, небылицы и другие произведения детской поэзии. Так как отсюда один шаг до нового увлечения – сочинения собственных стихов. Оно открывает для детей путь к творчеству.

Очень часто на занятиях мы используем не только готовые игрушки, но и любой бросовый материал. Коробка из – под яиц, банка из под кофе, крышки от пластмассовых бутылок и т.д. Тысячу воображаемый моделей можно построить на их основе.

Не следует забывать, что игра для ребенка – не пустая трата времени, а источник получения новой информации и возможность сравнить ее с тем, что он уже знает. В играх происходит тренировка и развитие мышления, развивается его талант. Поэтому мной использовались следующие игры: «Тарабарская страна», «Правдивый ответ», «Журналист сказочной газеты», «Заколдованный царевич», «Волшебная стрелка», «Турнир черепашек», «Королевство зеркал» и т.д.

С большим интересом дети играют в словесные игры: «Подбери нужные слова», «найди общие признаки», «Составьте предложение», «Расскажи по короче», «Расскажи другими словами», «Придумай сказочных героев на заданную букву» и т.д.

Занятия по сказкотерапии состоит из нескольких этапов:

1. Необычное приветствие;

2. Вхождение в сказку;

3. Коллективная работа;

4. Упражнение;

5. Рефлексия или аромотерапия или хромотерапия:

6. Ритуал прощания;

7. Домашнее задание.

Свою работу со сказками строю согласно следующим принципам:

1 – принцип осознанности (моя задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (моя задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (моя задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Все мои занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.

В работе с детьми я использую различные виды постановок сказок: спектакли поставленные при помощи пальчиковых кукол, теневого театра, театрализованные игры, сказки на песке и т.д.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: метод сказкотерапии не ограничивается только сказочным пространством, а так же используется и личностный потенциал ребенка, который актуализируется по средствам сказки и метафоры. использование в практической работе разных техник, которые гармонично комбинируют со сказкотерапией, непосредственно положительно влияют на самооценку дошкольника и развивают его личностный потенциал.