Главная страница

Сообщение. Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста. Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста



Скачать 64.63 Kb.
НазваниеСообщение. Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста. Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста
Дата14.04.2016
Размер64.63 Kb.
ТипДокументы

Сообщение.

Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста.

Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период активного познания окружающего мира. Ознакомление детей с явлениями социальной действительности психологически готовит ребенка к будущей учебной и трудовой деятельности, формирует у него жизненные позиции, воспитывает любовь к Родине.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике ДОУ показало, что труд взрослых в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям, не всегда наполнен доступным содержанием (менеджеры, банкиры и т. д.). Дети недостаточно представляют себе материальную сторону труда. Учитывая эти положения, мы продумали разные формы общения с детьми, в процессе которых они получают знания о новых видах труда (дизайнер, диктор), подчеркиваем в разговорах с детьми в образовательной деятельности и в повседневном общении общественную значимость разных профессий.

Ознакомление детей с окружающей действительностью – важное средство формирования положительного отношения к нравственным ценностям общества.

Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главная нагрузка, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.

Однако, социальная действительность сама по себе еще только может быть, но не является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она становится в том случае, когда объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны, доступны, личностно значимы для него.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, народные игрушки, через которые ребенок познает разнообразие жизни, ее ведущие материальные ценности и идеологические установки.

Существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности и формировании нравственного отношения играет фольклор, который является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, необходимо как можно раньше приобщать детей к народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам, считалкам и т. д. Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в народном творчестве нечто достойное уважения, благородное и возвышенное.

Фольклор называют «живой стариной». Произведения фольклора помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки демонстрируют ее сжатость и мудрость. Нашей приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Вводя изучение фольклора, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств детей. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объем внимания» дети себя чувствуют более раскрепощенно, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребенка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести.

Изучение календарного фольклора мы осуществляем через активное участие детей в календарных праздниках. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это удаль и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

Со среднего дошкольного возраста возрождаем «Емелину неделю» (перед Масленицей). В старину на Белгородчине в эти дни тешили детей: ладили горки, делали кормушки для птиц, проводили забавы, рассказывали сказки, байки от Емели («Мели Емеля – твоя неделя»). Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми славен русский народ. На Святки поздравляли детей младших групп колядками, встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц, широко используя потешки, песенки, заклички.

Русский праздник – это всегда хлебосольный стол, поэтому в праздничные дни у нас с родителями готовится угощение: пироги, блины, чай с вареньем. А дети усваивают правила гостеприимства, которые свойственны русскому народу: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Какова хозяйка – таков и стол».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, а ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли из детства. Поэтому, помня, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, стараюсь сделать их достоянием своих воспитанников. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры и их элементы использую в образовательной деятельности, как физкультминутки, пальчиковую гимнастику («Десять внучат» и другие), на праздниках, викторинах, прогулках.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Чтобы знакомить детей с русским народным театром собрала все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра.

Формирование нравственного отношения дошкольников к социальной действительности начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, детскому саду. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми во взаимодействии с семьей.

Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми проводим фольклорные праздники, организуем различные конкурсы: «Пасхальное яйцо», «Символ Нового года», «Необыкновенная снежинка» и другие; организуем викторины, именины с приглашением родителей, посиделки с чаепитием, «осенины» с деловым обменом «премудростями». Гости вместе с детьми играют в народные игры, поют старинные песни, частушки, вовлекая всех в веселое соревнование.

Особое внимание уделяю играм – драматизациям не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы.

Фольклорная сказка играет важную роль в формировании нравственного чувства ребенка. При этом фольклорная сказка обладает большой силой коррекционного воздействия, создавая определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело используя которое, ребенку ненавязчиво преподаю уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к деятельностному выражению усвоенных уроков.

С помощью конкретных фольклорных сказок и бесед с детьми после их прочтения совершенствуем самоидентификацию ребенка (системы «хорошо - плохо», «правильно - неправильно» и, наконец «можно - нельзя»).

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которую во все времена использовали и педагоги, и родители.

При отборе фольклорного материала максимально учитываю возрастные возможности детей. Опыт показывает, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые «малые фольклорные жанры» - потешки, считалки, песенки, короткие сказки. В среднем дошкольном возрасте, наряду с усложнением «малых жанров», все большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, использую былины.

Согласно принципу интеграции и современных требований ФГТ ознакомление детей с социальной действительностью с использованием фольклора осуществляется во всех образовательных областях и во всех режимных моментах. Благодаря проделанной работе, у дошкольников формируется устойчивость интересов, замыслы их становятся разнообразнее и содержательней, расширяется тематика самостоятельной деятельности. У детей появился интерес к культуре своего народа, желание принимать активное участие в народных играх, наблюдениях за явлениями природы. Дети используют в своих играх пословицы, поговорки, считалки; они усвоили мораль многих русских сказок, что положительно влияет на расширение их социокультурного опыта.


Методические рекомендации:
1.Использовать в работе фольклор в формировании нравственного отношения к социальной действительности в соответствии с возрастными особенностями детей.

2.Создать развивающую среду, способствующую развитию интересов и потребностей детей.

3.Учитывать развивающий характер учебного материала и колорит народности при передаче знаний посредством фольклора.

4.Проводить всю работу в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.