|
«Путешествие по сказкам»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по основам безопасности жизнедеятельности
на примере героев русских народных сказок
НА ТЕМУ: «Путешествие по сказкам»
с детьми второй младшей группы. Программное содержание:
Образовательная задача:
На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение.
- Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательная задача:
- Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.
- Формировать понятия: добро и зло.
Предварительная работа с воспитанниками:
- Дидактические игры: «Чей домик?», «Герои русских сказок», «Веселые истории»;
- Беседы о безопасном пребывании дома, в детском саду, на улице;
- Игровые ситуации: «Как вести себя с незнакомыми людьми»;
- Чтение сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».
- Игры-драматизации с детьми по сказкам.
Дидактическое обеспечение занятия:
- наручные куклы: Кот, Петух, Лиса, ширма,
- костюмы для детей: Колобка, Лисы,
- резинка бельевая для игры,
- аудиозапись фрагмента сказки «Гуси-лебеди», волшебной музыки,
- видеозапись фрагмента сказки «Волк и семеро козлят»
Структура занятия:
1) Вводная часть.
Цель: создание эмоционального настроя на занятии.
Методические приемы: сюрпризный момент, вход Василисы Прекрасной, презентация о волшебствах происходящих в сказках.
2) Основная часть.
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы: вопросы воспитателя, эмоциональной заинтересованности (кукольный театр, драматизация сказки, аудиозапись, видеозапись), игровой (игра-физкультминутка «Пройдем через густой лес»), повторение, поощрения.
3) Заключительная часть.
Цель: подведение итогов.
Методические приемы: развернутая педагогическая оценка, поощрение.
Ход занятия. Вводная часть (звучит волшебная музыка), входит воспитатель в красивом наряде Василисы Премудрой.
Воспитатель.
- Добро пожаловать, дорогие мои, в мир сказок. Ребята, а вы любите сказки? Мир сказок велик, богат и разнообразен. В сказке бывают волшебные вещи: ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы. Сказки учат нас, что такое хорошо и что такое плохо. А какие чудеса происходят в сказках! Коза с козлятами умеют говорить, как люди! Колобок из муки оживает, катится, да еще и разговаривает с животными!
Я приглашаю вас еще раз побывать в наших любимых сказках и посмотреть, как поступают животные в сказках в некоторых ситуациях, и что из этого получается.
Как мы можем попасть в сказку? (сказать волшебное заклинание, полететь на ковре-самолете, взмахнуть волшебной палочкой, попросить золотую рыбку,взять волшебный клубок)
I. Ты, клубочек повернись,
По дорожке покатись,
Сказка, сказка, покажись!
(фрагмент сказки «Кот, петух и лиса», кукольный театр).
Воспитатель - Что неправильно сделал Петушок? (Высунулся в окошко).
Воспитатель – Да, лиса перехитрила его. А как вы думаете, Петушку было страшно? (Да!)
Воспитатель – А что нужно делать, когда к нам стучится незнакомый человек?(Не отвечать. Спросить: — Кто там? Не открывать дверь.)
Воспитатель – Правильно, молодцы!
II. Ты, клубочек повернись,
По дорожке покатись,
Сказка, сказка, покажись!
(посмотрим эпизод из сказки «Встреча лисы с колобком»)
Воспитатель – Катится колобок по лесной дорожке, а навстречу ему лиса.
Лиса – Какой ты румяный, душистый, колобок.
Воспитатель – А колобок рад не рад, что его похвалили, и запел свою песенку!
Колобок – Я колобок, колобок…
Лиса – Какая чудесная песенка. Да вот беда, что-то я плохо слышу. Сядь ко мне на носок, да пропой песенку еще разок.
Воспитатель – Колобок прыгнул лисе на нос и запел.
Колобок – Я колобок, колобок…
Лиса — Какая хорошая песенка, сядь ко мне на язычок, да пропой песенку последний разок.
Воспитатель – Колобок прыгнул лисе на язычок, а она его –ам – и съела!
Воспитатель – Ребята, вам жалко колобка? (Да)
- Какая лиса? (Хитрая, злая, плохая, обманщица)
- Что нужно было сделать колобку, чтобы лиса его не съела? (не верить хитрой лисе, не садиться лисе на нос, не петь ей песенку)
- А как нужно было спасаться от лисы? (бежать быстрее от лисы).
Воспитатель – Не только колобку нужно быть осторожным с незнакомыми животными. Детям тоже нужно соблюдать правила осторожности:
- если вы хотите погулять, то нужно спросить разрешения у мамы или папы,
- не подходить к чужим людям,
- не брать у них конфеты, разные сладости, игрушки,
- не уходить с чужими людьми от дома.
III. Ты, клубочек повернись,
По дорожке покатись,
Сказка, сказка, покажись!
Наши ножки топают по дорожке, догоняют клубочек.
(аудиозапись – отрывок из сказки «Гуси-лебеди»)
Воспитатель – Узнали сказку? Как называется? («Гуси-лебеди»)
- Ребята, девочка правильно поступила? (нет)
- А что она сделала? (не послушалась родителей, оставила маленького братца одного на улице, а сама убежала к подружкам)
- Как нужно было сделать? (не надо было никуда уходить из дома, а ждать папу и маму)
- Правильно, дети, маму и папу нужно слушаться.
IV. Ты, клубочек повернись,
По дорожке покатись,
Сказка, сказка, покажись!
Воспитатель – Нам нужно с вами, ребята, пройти через густой лес за клубочком.
Игра «Пройти через густой лес»
(видеозапись отрывка из сказки «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель – Как называется сказка? («Волк и семеро козлят»)
- Почему волку удалось обмануть козлят и посадить их в мешок? (не послушались маму козу, она наказала не открывать дверь волку, а козлята не послушались и открыли, поэтому с ними случилась беда)
- Если бы козлята послушались маму и не открыли волку дверь, как бы кончилась сказка? (волк бы ушел и козлята остались бы живы)
Итог
Воспитатель – Ребята, вы запомнили, как надо себя вести, чтобы не случились неприятности:
- слушаться маму и папу,
- не открывать дверь незнакомым людям,
- не уходить от дома с чужими людьми,
- не брать у них конфеты, разные сладости и игрушки.
Воспитатель – Молодцы! Ребята, вам Василиса Премудрая дарит книгу «Сказки», «Театр-сказку «Заюшкина избушка».
- А сейчас попрощаемся с гостями, и мы с вами поиграем в ту сказку, которая вам нравится.
-
Самоанализ НОД
НОД для детей II младшей группы, составлена в соответствие примерной основной общеобразовательной программы под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы». НОД разработана с учетом возраста, способностей и интересов детей.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Художественная литература».
Предварительная работа с детьми и родителями:
- Групповое родительское собрание на тему «Развитие речи детей младшего возраста», где была затронута тема «Безопасность детей через сказки»;
- Оформление родительского уголка на тему «Безопасность детей»;
- Выставка совместно родителей с ребенком «В гостях у сказки»;
- Дидактические игры: «Кто где живет?», «Герои русских сказок», «Мои любимые сказки»;
- Рассматривание альбомов по безопасности;
- Беседы о безопасном пребывании дома, в детском саду, на улице;
- Игровые ситуации: «Как вести себя с незнакомыми людьми»;
- Рисование, лепка по сказке «Колобок» «Колобок убежал от лисы»;
- Чтение сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».
Цель:
Воспитание основ безопасности жизни на примере героев русских народных сказок.
Задачи НОД:
- На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
- Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение.
- Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
- Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимание поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.
- Формировать понятия: добро и зло.
Материалы и оборудование: Представленная НОД построена в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (НОД построена на основе предыдущих НОД и совместных действий воспитателя и детей);
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- Принцип системности (образовательные области: «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье»);
- Принцип дифференцированного обучения (индивидуальная работа);
- Принцип психологической комфортности.
Для достижения цели были использованы следующие
методы:
- Словесный (рассказ — сопровождение);
- Наглядный (кукольный театр, видеопоказ сказки, использование ИКТ);
- Практический (инсценирование сказки «Колобок»);
приемы:
- Cюрпризный момент – вход Василисы Премудрой,
- Прием эмоциональной заинтересованности (кукольный театр, драматизация сказки, аудиозапись, видеозапись),
- Игровой прием (игра-физкультминутка «Пройдем через густой лес» — резинка),
- Повторение: хоровое, индивидуальное,
- Вопросы,
- Поощрения.
Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух организационных моделях, включающих:
- совместную деятельность взрослого и детей;
- самостоятельную деятельность детей.
Применение инновационных технологий – использование ИКТ и DVD, АУДИ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении НОД у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности (наглядная, сами дети играют сказку, слушание, игровая, просмотр).
Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время НОД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Дети отвечали на наводящие вопросы воспитателя.
В процессе НОД осуществлялась индивидуализация обучения (помощь, напоминания, наводящие вопросы, показ, объяснения).
НОД состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей НОД.
В начале НОД дети смотрят, слушают о волшебствах происходящих в сказках.
Второй этап: основной. Дети выполняют задания разной направленности: отвечают на вопросы воспитателя, подбирают прилагательные к сказочным героям, показывают драматизацию сказки, «проходят через дремучий лес».
Третий этап: заключительный. На этом этапе происходит подведение итогов и поощрение детей (книга «Сказка о золотом петушке»).
Поставленные задачи удалось реализовать полностью. НОД дала возможность изучить один раздел из основ безопасности жизни на примере героев русских народных сказок. Здоровьесберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:
- Время, затраченное на занятие, соответствует требованиям к проведению занятия с детьми второй младшей группы
- Своевременно проведены динамические паузы
- Чередование видов деятельности Ожидаемые результаты достигнуты:
- дети научились оценивать поступки героев сказок и соизмерять правильность своих поступков,
- у детей появился более глубокий интерес к сказкам, не только к пониманию действий героев, но и понимания со стороны безопасности этих действий,
- у малышей и взрослых появились общие интересы, темы для общения, близкие отношения не только дома, но и в стенах детского сада,
- родители стали чаще обращать внимание малышей на опасные ситуации вне детского сада, в быту,
- пополнился словарный запас детей. Дети стали чаще и с удовольствием повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из знакомых сказок, договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы, рассказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, отвечать на вопросы воспитателя, называть сказку, прослушав отрывок из нее. |
|
|