1. Вводно-подготовительная часть ( мин.)
1.1. Организационный момент
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Дозировка
| ОМУ
|
Организует выдачу лыж и ботинок.
Организует переход к лыжной базе
| Получают лыжи и ботинки. Переобуваются.
Передвигаются в колонне по одному.
| 15 мин.
| Ботинки одеваются на шерстяной носок. Между ботинком и пальцем ноги должна быть «воздушная подушка». Проверяют мягкие крепления.
Лыжи держат вертикально.
|
Организует построение на лыжной базе школы.
| Строятся в шеренгу по одному (вместе с лыжами).
| 30 сек.
| Проверить соответствие спортивной формы обучающихся и требований предъявляемых к ней.
|
Организует , контролирует правильность выполнения команд, приветствует класс.
| Физорг класса сдаёт рапорт. Учащиеся выполняют команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «На 1-2 рассчитайся!»
«Класс, в 2 шеренги становись!»
| 30 сек.
| Равнение ног по линии: пятки вместе, носки врозь. Спина прямая: лопатки соединить. Лыжи с палками в руках: пятки лыж у носка ботинка. По команде «Равняйсь!» голова поворачивается в сторону «направляющего», носки лыж отводятся вперёд на прямых руках. По команде «Смирно!» – лыжи прижимаются к груди.
|
***Если равнение в шеренге не получилось, то класс повторяет команду ещё раз (до правильного выполнения).
|
«Мы только начали знакомиться с лыжным спортом, что необходимо знать»
|
|
|
|
Организует беседу о ТБ, правилах поведения на лыжне.
«При каких погодных условиях можно школьникам ходить на лыжах? Как мы будем определять температуру?
- «Какое расстояние должно быть между лыжниками на учебной лыжне»?
- «Можно ли завязывать шнурки, если они развязались, на лыжне»?
- «Если ты потерял равновесие, что нужно сделать»?
- «Ты едешь по лыжне и видишь, что впереди тебя лыжник упал на лыжню. Твои действия»? - «В каких случаях ещё необходимо сообщить учителю»? - «Если тебе сообщили, что обморожена щека, что ты будешь делать»?
- «А чего нельзя делать при обморожении»?
| Правильно логически и грамотно формулируют ответы:
При t до -15 без ветра и до -9 при ветре.
- «3 – 5 м.»
- «Нет! Нужно отойти с лыжни в сторону, чтобы не мешать другим».
- «Надо упасть на бок, не подставляя рук». - «Спросить лыжника, нужна ли ему помощь. Помочь подняться с лыжни. В случае травмы сообщить учителю».
- «При поломке крепления, лыж. При обморожении носа, щёк, мочек ушей. При замерзании пальцев рук или ног».
- «Обмороженные ткани нужно согреть рукой, чтобы сосуды расширились».
- « Растирать обмороженные ткани снегом».
| 1 мин.
05 сек.
|
|
|
|
|
|
|
Организует передвижение класса к учебной лыжне №1.
| Передвигаются с лыжами к учебному кругу.
| 1 мин.
| Лыжи в правой и левой руке, носки лыж вперёд-вверх.
|
Оказывает помощь учащимся при закреплении лыж к ботинкам.
| Прикрепляют ботинки к лыжам.
|
|
|
1.2. Разминка
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Дозировка
| ОМУ
|
|
|
|
|
Организует проведение разминки (все упражнения под счет учителя по 8 раз)
-наклоны головы
-круговые движения плечами
-рывки руками
-наклоны туловища
-круговые движения туловища
| Участвуют в выполнении разминки.
(На лице лёгкий румянец).
|
|
|
Контролирует окраску кожных покровов, дыхание.
| В процессе задания.
| Дыхание равномерное.
|
|
|
|
|
|
2. Основная часть (26 мин.)
2.1. Объяснение и демонстрация нового материала.
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Дозировка
| ОМУ
|
Сегодня мы знакомимся с передвижением «скользящим шагом», который входит в основу всех лыжных ходов.
- «Скользящий шаг имеет двоякий смысл. В первом случае, как способ передвижения, во втором, как элемент техники, входящий в структуру хода». « Как правильно выполнить скользящий шаг».
- «Скользящий шаг состоит из правильного выполнения нескольких элементов техники:
- перенос массы тела;
- наклона туловища;
- движения маховой ноги;
- согласованности движений рук и ног;
- правильного подседания;
- отталкивания ногой;
- одноопорного скольжения.
Все элементы взаимосвязаны».
- «А что будет, если у лыжника отсутствует равновесие»?
- «А если учащийся не овладел длительным скольжением на одной лыже»?
- «Что является одним из главных, ведущих элементов техники скользящего шага, от которого зависит успешное выполнение всех остальных элементов»?
| Дать возможность сначала ответить детям, занимающимся в лыжной секции.
-«Должен быть достаточный наклон туловища, большая амплитуда движений и согласованность рук и ног»;
- « Правильное подседание – сгибание толчковой ноги. Бедро вертикально, каблук ботинка прижат к грузовой площадке».
- «Завершается отталкивание полным разгибанием ноги».
- «Одноопорное скольжение – лыжа поднята над снегом, маховая нога чуть согнута в коленном суставе, голень опорной ноги находится в вертикальном положении, стопа слегка выдвинута вперёд».
- «Важный элемент – движение
маховой ноги, которое связано с переносом массы тела».
- «После окончания отталкивания прямая маховая нога поднимает лыжу над снегом на 10-15 см., останавливается и задерживается в крайнем положении на некоторое время».
- «Затем нога (слегка сгибаясь в коленном суставе) начинает движение вперёд стопой».
- «Масса тела на маховую ногу должна перейти, как можно позднее (после того, как окажется впереди опорной и сделает выпад)».
- «Отсутствие равновесия не позволит увеличить длину скользящего шага».
- «Тогда у него будет слишком слабое отталкивание ногой». - «Одним из главных является одноопорное скольжение, наличие длительного устойчивого равновесия на одной ноге».
| 1мин.
45 сек.
| Отвечают по желанию.
Раннее опускание ноги с лыжей на снег приводит к грубейшей ошибке – двухопорному скольжению.
|
Обобщает ответы и подводит итоги опроса, поощряет знатоков «скользящего шага» словесно и жетонами.
| Слушают, осмысливают, радуются, аплодируют.
| 1 мин.
| Наиболее важным элементом техники скользящего шага является длительное одноопорное скольжение с остановкой маховой ноги.
|
Организует передвижение на учебную лыжню №1.
| Выполняют передвижение в колонне.
| 30 сек.
| Сначала идут мальчики, затем девочки.
|
Проверяет выполнение элемента скользящего шага – длительное одноопорное скольжение с остановкой маховой ноги.
Контролирует выполнение техники упражнения.
| Демонстрируют технику выполнения.
|
| Выполнять технику упражнения по одной стороне круга, спокойно возвращаться по другой стороне.
Продолжительность скольжения на одной лыже не менее 3 сек.
|
После двух демонстрационных кругов предлагает учащимся пройти на лыжню № 2 (300 м)
| Если ученик чувствует себя не уверенно, может остаться на учебных кругах.
Более подготовленные ученики могут проехать 2 круга.
|
|
|
Оказывает индивидуальную помощь в процессе выполнения задания, исправляет.
| .
| 8-10
Шагов
| Выполнять упражнение без возвращения в и.п.
|
2.2 Игра-соревнование на демонстрационном круге
|
Команда 1-первые номера, 2 –вторые номера.
Объясняет задание:
- Игра-соревнование: «Кто быстрее».
1. по команде учителя проехать дистанцию, коснуться рукой следующего участника
2. Проехать дистанцию, не задев препятствие, для этого надо разогнаться, наклониться.
Контролирует выполнение.
|
| 30 сек.
| В игре используется «скользящий шаг»
|
3.2. Подведение итогов урока
|
Построение в шеренгу.
Задаёт вопросы:
- «Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке»?
- «Какие ставили цели, задачи»?
- «Что удалось решить»?
- «Каким способом вы это делали»?
- «Какие получили результаты»?
- «Что нужно ещё сделать»?
- «Как вы считаете, прогулки и занятия лыжной подготовкой полезны для здоровья»?
- «Можно ли повысить иммунитет, занимаясь лыжными прогулками»?
Подытоживает деятельность учащихся на уроке, отмечает динамику индивидуальных достижений учащихся, как на уроке, так и по выполнению домашнего задания. Намечает перспективу на последующую работу.
|
Осмысливают вопросы, вникают в их содержание.
Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения.
Адекватность самооценки учащихся оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения.
|
2 мин.
|
|
Организует передвижение на лыжную базу.
| Снимают лыжи. Очищают инвентарь от снега. Передвигаются на базу в колонне по одному.
| 1 мин.
|
|
На базе. Организует постановку лыж к стене.
| Ставят инвентарь. Садятся на скамейки.
| 20 сек.
| Верхнюю одежду снимают.
|
Задание на дом:
1. Имитация выполнения перемещение «скользящим шагом».
2. Отжимание (2х10р. в течение дня).
3. По возможности отслеживать успехи российских спортсменов на олимпиаде.
| .
|
|
|
Организует сдачу инвентаря.
| Сдают лыжи, ботинки, переодеваются.
| 10 мин.
| Учащиеся должны переодеться в сухие вещи: носки, майки, футболки.
|
Организует построение.
Организованный переход с лыжной базы в помещение школы.
| Строятся
Переходят в колонну по два в помещение школы.
| 30 сек.
| Надевают шубы, шапки, запасные рукавицы..
|