|
Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» (1час)
Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется
из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды
Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)
Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)
Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток
Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)
Влияние тепла и света на комнатные растения
Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы
Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)
Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.
Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.
Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)
Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)
Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-й год обучения
«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
№ занятия
|
Тема занятия
| Количество часов
| теория
| практика
|
| Введение (2час)
| 2
|
| 1
| Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
| 1
|
| 2.
| Мир вокруг.
| 1
|
|
| 1. Человек и природа (5 часов)
| 2
| 3
| 3
| Экология и мы.
| 1
|
| 4
| Осенние работы в поле
| 1
|
| 5
| Практическое занятие «Пришкольный участок»
|
| 1
| 6
| Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
|
| 1
| 7
| Осень в лесу
|
| 1
|
| 2. Неживое в природе ( 12часов)
| 6
| 6
| 8 – 9
| Неживая природа
| 1
| 1
| 10
| Солнце – источник тепла и света
| 1
|
| 11
| Вода, её признаки и свойства
| 1
|
| 12
| Берегите воду!
|
| 1
| 13
| Почва – святыня наша.
| 1
|
| 14
| Состав и свойства почвы
|
| 1
| 15 – 16
| Погода. Климат.
| 1
| 1
| 17
| Предсказание погоды по народным приметам
| 1
|
| 18
| Почему нельзя..?
|
| 1
| 19
| Диалоги с неживой природой
|
| 1
|
| 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
|
4
|
5
| 20
| Практикум «Хлебные крошки»
|
| 1
| 21
| Кто улетает, а кто остаётся
| 1
|
| 22
| Экологические связи неживой и живой природы
| 1
|
| 23
| Вода и жизнь
|
| 1
| 24
| Растения рядом
|
| 1
| 25
| Комнатные растения
| 1
|
| 26
| Размножение комнатных растений
|
| 1
| 27
| Дикорастущие растения луга, водоема и леса
| 1
|
| 28
| Практическое занятие «Растения луга и леса»
|
| 1
|
| 4. Царство грибов (3часа)
| 3
|
| 29
| Съедобные грибы
| 1
|
| 30
| Несъедобные грибы
| 1
|
| 31
| Микроскопические грибы
| 1
|
|
| 5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)
| 1
| 2
| 32
| Сельскохозяйственные машины и орудия
| 1
|
| 33
| Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
|
| 1
| 34
| Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке
|
| 1
|
|
| 18
| 16
|
| Итого:
| 34 часа
|
Содержание курса 3-й год обучения
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)
Тема 3. Экология и мы. (1 час)
Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.
Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)
Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.
Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)
Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.
Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)
Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.
Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)
Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»
Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)
Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье
Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)
Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,
круговорот воды
Тема 12. Берегите воду! (1 час)
Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»
Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)
Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».
Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)
Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»
Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)
Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.
Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)
Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»
Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)
Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»
Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)
Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.
Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)
Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края
Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)
Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели
Тема 23. Вода и жизнь (1 час)
Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.
Тема 24. Растения рядом (1час)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.
Тема 25. Комнатные растения (1час)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)
Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.
Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)
Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)
Тема 29. Съедобные грибы (1 час)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки
Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)
Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)
Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)
Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)
Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)
Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.
Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)
Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей
Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)
Посадка декоративных растений. Опыты:
1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».
2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 34 часа
№ занятия
| Тема занятия
| Количество часов
| теория
| практика
|
| Введение (1час)
| 1
|
| 1
| Вводное занятие. Жизнь на Земле
| 1
|
|
| 1. Среда обитания (6 часов)
| 4
| 2
| 2
| Времена года на Земле
| 1
|
| 3
| Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
|
| 1
| 4
| Изменения окружающей среды
| 1
|
| 5
| Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
|
| 1
| 6
| Условия жизни растений
| 1
|
| 7
| Разнообразие животных, условия их жизни
| 1
|
|
| 2. Жизнь животных ( 4часа)
| 2
| 2
| 8
| Динозавры – вымерший вид животных
| 1
|
| 9
| Просмотр видеофильма о жизни динозавров
|
| 1
| 10
| Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
|
| 1
| 11
| Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
| 1
|
|
| 3. Реки и озера (8 часов)
| 5
| 3
| 12
| Реки и озера
| 1
|
| 13
| Получение кислорода под водой
| 1
|
| 14
| Пресноводные животные и растения
|
| 1
| 15
| Жизнь у рек и озер
| 1
|
| 16
| Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
|
| 1
| 17
| Околоводные птицы
| 1
|
| 18
| Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
| 1
|
| 19
| Акция « Сохраним первоцвет!»
|
| 1
|
| 4. Человек и животные ( 8 часов)
| 5
| 3
| 20
| Жизнь среди людей
| 1
|
| 21
| Ролевая игра «Это все кошки»
|
| 1
| 22
| Домашние животные
|
| 1
| 23
| Викторина «Собаки – наши друзья»
| 1
|
| 24
| Уход за домашними животными
|
| 1
| 25
| Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
|
| 1
| 26
| Люди и паразиты
| 1
|
| 27
| Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
| 1
|
|
| 5. Сельскохозяйственный труд (7часов)
| 4
| 3
| 28
| Почва
| 0,5
| 0,5
| 29
| Семена овощных и декоративных культур
| 0,5
| 0,5
| 30
| Заботы хлебороба весной
| 1
|
| 31
| Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
|
| 1
| 32
| Подготовка почвы на пришкольном участке
|
| 1
| 33
| Высадка рассады на участке. Составление графика полива
|
| 1
| 34
| Декоративные растения
| 1
|
|
|
| 19
| 15
|
| Итого:
| 34 часа
|
Содержание курса 4-й год обучения
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 33 часа
«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
|
|
|