5
| |
|
|
| 1
| Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
| | | | Давать определение понятию рефлекс.
Называть:
особенности строения нервной системы;
принцип деятельности нервной системы
функции нервной системы.
особенности строения спинного мозга;
функции спинного мозга.
|
|
| 2
| Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
| | | | Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.
Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем.
|
|
| 2
| Строение головного мозга.
|
| Лабораторная работа № 14
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
|
| Называть:
особенности строения головного мозга;
отделы головного мозга;
функции отделов головного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.
Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.
| Лабораторная работа № 14
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
|
| 4
| Функции отделов мозга и коры больших полушарий.
|
|
|
| Называть:
особенности строения головного мозга;
отделы головного мозга;
функции отделов головного мозга.
Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.
Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.
|
|
|
| Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
|
|
|
| Называть:
отделы нервной системы, их функции;
подотделы вегетативной нервной системы, их функции
Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.
Характеризовать:
сущность регуляции жизнедеятельности организма;
роль нервной системы в организме.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.
|
|
| 5
|
|
|
|
|
| Тема 2.13. Анализаторы
| 5
|
|
|
|
|
| 1
| Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.
|
|
|
| Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.
Называть:
органы чувств человека;
анализаторы;
особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.
Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.
|
|
| 2
| Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.
игиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.
| | Лабораторная работа № 15. Изучение изменения размера зрачка
| | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.
Объяснять результаты наблюдений.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.
Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.
Анализировать и оценивать:
воздействие факторов риска для здоровья;
влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретенные знания для:
соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
профилактики вредных привычек.
|
|
| 3
| Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
| | | | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.
Анализировать и оценивать:
воздействие факторов риска для здоровья;
влияние собственных поступков на здоровье.
Использовать приобретенные знания для:
соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;
профилактики вредных привычек.
|
|
| 4
| Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
|
|
|
| Называть особенности строения органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.
|
|
| 5
| Контрольная работа
|
|
|
| Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся
| Контрольная работа по темам: Нервная система. Анализаторы»
|
|
| Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
| 5
|
|
|
|
|
| 1
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. З
|
|
|
| Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать:
особенности работы головного мозга;
биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
|
|
| 2
| Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
|
|
|
| Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
Называть принцип работы нервной системы.
Характеризовать:
особенности работы головного мозга;
сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
|
|
| 3
| Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.
|
|
|
| Характеризовать значение сна для организма человека.
Использовать приобретенные знания для:
рациональной организации труда и отдыха;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
|
| 4
| Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь. Внешняя и внутренняя речь. Осознанные действия и интуиция.
| | | | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.
Использовать приобретенные знания для:
проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
|
|
| 5
| Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства.
| | | | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.
Использовать приобретенные знания для:
проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
|
|
|
| Тема 2.15. Железы внутренней секреции
(эндокринная система)
|
|
|
|
|
|
| 1
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.
|
|
|
| Называть: Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.
Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
|
|
| 2
| Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
|
|
|
| Давать определение понятию: гормоны.
Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
|
|
|
| РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие организма
| 5
|
|
|
|
|
| 1
|
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
|
|
|
| Давать определение понятию размножение.
Называть особенности строения женской и мужской половой системы.
Распознавать и описывать на таблицах:
женскую и мужскую половые системы;
органы женской и мужской половой систем.
Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
|
| 2
| Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, их профилактика.
|
|
|
| Давать определение понятию размножение, оплодотворение.
Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.
|
|
| 3
| Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.
|
|
|
| Характеризовать основные этапы развития человека после рождения;
Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери
|
|
| 4
| Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
|
|
|
| Называть психологические особенности личности.
Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Использовать приобретенные знания для:
рациональной организации труда и отдыха
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
|
|
| 5
| Здоровье – величайшая ценность для личности и общества.
|
| Лабораторная работа №16
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
|
| Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
|
|
|
| Повторение
|
|
|
|
|
|
| 1
| Клеточное строение
|
|
|
|
|
|
| 2
| Контрольная работа
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа
|
| 3
| Обобщающий урок по темам: Индивидуальное развитие организма . Железы внутренней секреции
(эндокринная система) Высшая нервная деятельность. Поведение.
|
|
|
|
|
|