Главная страница

Рабочая программа по биологии 8 класса составлена в соответствии с



НазваниеРабочая программа по биологии 8 класса составлена в соответствии с
страница4/4
Дата17.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4

5










1

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.


Давать определение понятию рефлекс.

Называть:

  • особенности строения нервной системы;

  • принцип деятельности нервной системы

  • функции нервной системы.

  • особенности строения спинного мозга;

  • функции спинного мозга.









2

Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем.






2

Строение головного мозга.




Лабораторная работа № 14

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)





Называть:

  • особенности строения головного мозга;

  • отделы головного мозга;

  • функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

Лабораторная работа № 14

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)




4

Функ­ции отделов мозга и коры больших полушарий.










Называть:

  • особенности строения головного мозга;

  • отделы головного мозга;

  • функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.

Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.










Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.










Называть:

  • отделы нервной системы, их функции;

  • подотделы вегетативной нервной системы, их функции

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма;

  • роль нервной системы в организме.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.






5
















Тема 2.13. Анализаторы

5















1

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.











Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  • органы чувств человека;

  • анализаторы;

  • особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.







2

Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.

игиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.


Лабораторная работа № 15. Изучение изменения размера зрачка

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска для здоровья;

  • влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

  • профилактики вредных привычек.









3

Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.


Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска для здоровья;

  • влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;

  • профилактики вредных привычек.









4

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.










Называть особенности строения органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.







5

Контрольная работа










Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольная работа по темам: Нервная система. Анализаторы»







Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика


5















1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. З










Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  • особенности работы головного мозга;

  • биологическое значение условных и безусловных рефлексов;

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.






2

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.











Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

  • особенности работы головного мозга;

  • сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.






3

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.











Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






4

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь. Внешняя и внутренняя речь. Осознанные действия и интуиция.


Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).









5

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).













Тема 2.15. Железы внутренней секреции

(эндокринная система)


















1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.











Называть:

Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.







2

Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.










Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.










РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма

5















1


Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.












Давать определение понятию размножение.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • женскую и мужскую половые системы;

  • органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






2

Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, их профилактика.











Давать определение понятию размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.






3

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.










Характеризовать основные этапы развития человека после рождения;

Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери






4

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.












Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде.









5

Здоровье – величайшая ценность для личности и общества.





Лабораторная работа №16

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье





Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).











Повторение


















1

Клеточное строение


















2

Контрольная работа













Итоговая контрольная работа



3

Обобщающий урок по темам: Индивидуальное развитие организма . Железы внутренней секреции

(эндокринная система) Высшая нервная деятельность. Поведение.

















Литература
методические пособия для учителя:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

дополнительная литература для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

3) Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с: ил.;

4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с;

2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с.

1   2   3   4