5
   |  | 
 
 
 | 
 
 
 |  |  
 
 | 1
 
 | Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
 
 
 |  |  |  | Давать определение понятию рефлекс.
 
 Называть:
 
  особенности строения нервной системы;
 
принцип деятельности нервной системы
 
функции нервной системы.
 
особенности строения спинного мозга;
 
функции спинного мозга.
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга.
 
 |  |  |  | Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека, основные части спинного мозга.
 
 Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.
 
 Сопоставлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
 
 Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной систем.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Строение головного мозга.
 
 | 
 
 
 | Лабораторная работа № 14
 
 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
 
 
 | 
 
 
 | Называть:
 
  особенности строения головного мозга;
 
отделы головного мозга;
 
функции отделов головного мозга.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.
 
 Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.
 
 | Лабораторная работа № 14
 
 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
 
 
 | 
  |  
 
 | 4
 
 | Функции отделов мозга и коры больших полушарий.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Называть:
 
  особенности строения головного мозга;
 
отделы головного мозга;
 
функции отделов головного мозга.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные чести головного мозга.
 
 Характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Называть:
 
  отделы нервной системы, их функции;
 
подотделы вегетативной нервной системы, их функции
 
 Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.
 
 Характеризовать:
 
  сущность регуляции жизнедеятельности организма;
 
роль нервной системы в организме.
 
 Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 5
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | Тема 2.13.  Анализаторы
 
 | 5
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 1
 
 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.
 
 Называть:
 
  органы чувств человека;
 
анализаторы;
 
особенности строения органов обоняния, вкуса, их анализаторов.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.
 
 Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.
 
 игиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.
 
 
 |  | Лабораторная работа № 15. Изучение изменения размера зрачка
 
 |  | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.
 
 Объяснять результаты наблюдений.
 
 Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.
 
 Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.
 
 Анализировать и оценивать:
 
  воздействие факторов риска для здоровья;
 
влияние собственных поступков на здоровье.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
 
профилактики вредных привычек.
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 3
 
 | Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.
 
 
 |  |  |  | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.
 
 Анализировать и оценивать:
 
  воздействие факторов риска для здоровья;
 
влияние собственных поступков на здоровье.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;
 
профилактики вредных привычек.
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 4
 
 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Называть особенности строения органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.
 
 Распознавать и описывать на таблицах основные части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.
 
 Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 5
 
 | Контрольная работа
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся
 
 | Контрольная работа по темам: Нервная система. Анализаторы»
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
 
 
 | 5
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 1
 
 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. З
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
 
 Называть принцип работы нервной системы.
 
 Характеризовать:
 
  особенности работы головного мозга;
 
биологическое значение условных и безусловных рефлексов;
 
сущность регуляции жизнедеятельности организма.
 
 Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.
 
 Называть принцип работы нервной системы.
 
 Характеризовать:
 
  особенности работы головного мозга;
 
сущность регуляции жизнедеятельности организма.
 
 Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 3
 
 | Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Характеризовать значение сна для организма человека.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  рациональной организации труда и отдыха;
 
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 4
 
 | Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь. Внешняя и внутренняя речь. Осознанные действия и интуиция.
 
 
 |  |  |  | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
 
 Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, память, мышление), их значение.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
 
организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 5
 
 | Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства.
 
 |  |  |  | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
 
 Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (эмоции), их значение.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
 
организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков).
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | Тема 2.15. Железы внутренней секреции
 
 (эндокринная система)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 1
 
 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Называть:
 
 Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции.
 
 Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определение понятию: гормоны.
 
 Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.
 
 Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.
 
 Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | РАЗДЕЛ 3
 
 Индивидуальное развитие организма
 
 | 5
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 1
 
 | 
 Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определение понятию размножение.
 
 Называть особенности строения женской и мужской половой системы.
 
 Распознавать и описывать на таблицах:
 
  женскую и мужскую половые системы;
 
органы женской и мужской половой систем.
 
 Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, их профилактика.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Давать определение понятию размножение, оплодотворение.
 
 Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.
 
 Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.
 
 Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды н здоровье.
 
 Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ – инфекции.
 
 Проводить самостоятельный поиск биологической информации: о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 3
 
 | Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Характеризовать основные этапы развития человека после рождения;
 
 Использовать приобретенные знания для соблюдения гигиенических требований к режиму жизни будущей матери
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 4
 
 | Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Называть психологические особенности личности.
 
 Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
 
 Использовать приобретенные знания для:
 
  рациональной организации труда и отдыха
 
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 5
 
 | Здоровье – величайшая ценность для личности и общества.
 
 
 | 
 
 
 | Лабораторная работа №16
 
 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
 
 
 | 
 
 
 | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
 
 Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
 
 Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
 
 Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании).
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 
 
 
 | 
 
 
 | Повторение
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 1
 
 | Клеточное строение
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  |  
 
 | 2
 
 | Контрольная работа
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Итоговая контрольная работа
 
 | 
  |  
 
 | 3
 
 | Обобщающий урок по темам: Индивидуальное развитие организма . Железы внутренней секреции
 
 (эндокринная система) Высшая нервная деятельность. Поведение.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |