|
Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы Организация опытно-экспериментальной работы
по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы
учителя-предметника
Для успешного решения стоящих перед любым образовательным учреждением задач обучения и воспитания администрации и педагогическому коллективу необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность как на уровне функционирования различных структурных подразделений учреждения, так и на индивидуально-личностном уровне. На современном этапе развития системы образования именно мониторинг является наиболее совершенным способом информационного обслуживания и значимым компонентом системы управления качеством образования.
Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там, где фактическое сравнивается с намеченным. Его главная задача – уменьшение разницы между желаемыми и реальными результатами.
В данном материале представлен опыт внедрения системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника:
этапы работы по построению модели мониторинга (общешкольная программа мониторинга; индивидуальные бланки программы мониторинга по предметам; список использованных источников для изучения участниками ОЭР)
образец анкеты по выявлению степени готовности педагогического коллектива к участию в мониторинговых исследованиях (Приложение 1)
информационные материалы для участников ОЭР: сущность, цели, задачи мониторинговых исследований; направления психолого-педагогической диагностики; требования к составлению, проверке и анализу результатов диагностических контрольных работ (Приложение 2)
В основе мониторинговых исследований – методика поуровневой диагностики обученности В.Н.Максимовой, Т.И.Дормидоновой и др. Несмотря на то, что данная система внедрялась в практику работы учителей специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не исключена возможность ее использования в других видах ОУ.
Построение модели мониторинга качества обучения на уровне учителя
в ГОУ «Центр «Динамика»» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Учебный год
| Этапы работы
| Цели
| Содержание
| 2008/2009
| Диагностико-аналитический
| Выявление проблем. Обоснование их актуальности.
| 1. Анализ мониторинга качества обучения за 2 года.
2. Диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций педагогического коллектива.
3. Выявление противоречий между прогнозируемыми и реальными результатами.
4. Формулировка проблем.
| 2009/2010
| Прогностический
| Разработка программы научно-исследовательской деятельности
| 1. Целеполагание программы.
2. Построение модели мониторинга на уровне учителя.
3. Формирование гипотезы.
4. Прогнозирование результатов и возможных рисков.
| 2010/2011
(сентябрь)
(октябрь – май)
(май – июнь)
| Организационный
| Организация исследовательской работы
| 1. Выявление степени готовности педагогического коллектива к участию в мониторинговых исследованиях.
2. Формирование проблемной группы учителей.
3. Организация подготовки кадров.
4. Научно-методическое обеспечение.
| Практический
| Реализация программы мониторинга
| 1. Определение объектов мониторинга.
2. Выявление стержневых линий по предметам на основании учебных программ.
3. Отбор критериев оценки результатов.
4. Выбор диагностического инструментария.
5. Разработка схемы анализа ДКР.
6. Создание единого банка мониторинговых работ по предметам.
7. Проведение и анализ диагностических работ.
| Обобщающий
| Оформление хода и результатов исследовательской работы
| 1. Обработка данных, соотнесение полученных результатов с планируемыми.
2. Всесторонний анализ результатов.
3. Корректировка гипотезы, модели в соответствии с полученными результатами.
4. Подведение итогов на заседании малого медико-педагогического совета (август).
| Организация исследовательской деятельности педагогического коллектива
по теме:
«Педагогический мониторинг в системе управления качеством образовательного процесса на уровне учителя»
ОБОСНОВАНИЕ:
выявленное противоречие между достаточно высоким уровнем профессионализма учителей-предметников и снижением качества образовательных результатов по ведущим учебным дисциплинам ОСНОВАНИЕ:
мониторинговые исследования результатов обучения по образовательным программам 6 и 7 видов за 2008/09, 2009/10 учебные годы, анализ качества профессиональной деятельности педагогического коллектива ЦЕЛЬ:
повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса ЗАДАЧИ:
Формирование открытого единого информационного пространства о результативности учебно-воспитательного процесса в школе.
Обеспечение системного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся на 2 и 3 ступенях обучения.
Обеспечение участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью о соответствии фактических результатов деятельности медико-педагогического коллектива ожидаемым результатам.
Оценка степени, направлений и причин выявленных отклонений.
Своевременная коррекция учебно-воспитательного процесса в целом и индивидуальных педагогических воздействий в частности.
Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Стабильность образовательной системы школы.
Осознание медико-педагогическим коллективом необходимости внедрения системы мониторинга результатов собственной деятельности.
Готовность педагогического коллектива к участию в разработке и реализации программы мониторинга.
Стабильность существующей информационной базы и системы показателей внутришкольного контроля.
Стабильность управления, ответственности и исполнительности всех участников образовательного процесса.
ГИПОТЕЗА:
систематическое и непрерывное отслеживание образовательных результатов, их всесторонний анализ и на этой основе своевременная коррекция учебно-воспитательного процесса обеспечат рост и стабильность качества образования в целом, эффективность индивидуальных педагогических воздействий в частности. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:
Отсутствие у педагогического коллектива психологической готовности к участию в мониторинговых исследованиях.
Отсутствие у учителей-предметников необходимых исследовательских умений.
Длительность ожидания первых значимых результатов (не менее 3 лет).
Снижение качественных показателей результативности усвоения обучающимися программного материала по различным периодам обучения в текущем учебном году.
Программа мониторинга
2010/2011 учебный год
Этапы
| Цели
| Задачи
| Содержание деятельности
| I – персонифицированный мониторинг
| Определение траектории развития каждого обучающегося.
Выработка изначально грамотной стратегии обучения и воспитания.
| Составление полной психофизиологической характеристики обучающегося.
| Изучение результатов медицинского обследования.
Психолого-педагогическая диагностика.
| II – педагогический мониторинг
| Выявление тенденций и динамики образовательных результатов.
Прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика.
| Обеспечение систематичности и достоверности диагностики предметной обученности.
Всесторонний анализ полученных результатов.
Планирование коррекционной работы по теме, разделу, курсу.
| Составление программы мониторинга и календарное планирование выполнения работы.
Подбор заданий для ДКР; проведение; проверка.
Анализ результатов.
Планирование коррекционной деятельности учителя.
| III – подведение итогов первого года работы
| Оценка эффективности и, при необходимости, коррекция форм, методов, технологий организации учебно-воспитательного процесса в целом и индивидуальных педагогических воздействий в частности.
| Соотнесение полученных образовательных результатов с планируемыми.
Определение причин выявленных отклонений.
| Индивидуальный педагогический мониторинг по предмету.
Педагогический мониторинг класса по предмету.
Анализ и самоанализ деятельности учителя.
|
Реализация программы педагогического мониторинга в 2010/2011 учебном году
ФИО учителя
| Предмет
| Класс
| Стержневые темы учебной программы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация программы мониторинга по ________________________ в ____ классе
Учитель_____________________________________ 2010/2011 учебный год
Этапы диагностики
| Цели
| Сроки
| Тема, раздел курса
| Отметка
о выполнении
| Примечания
| Нулевой
(по текстам годовой ДКР за предыдущий учебный год)
| 1. Выявление степени сохранности знаний, умений, навыков по программному материалу предыдущего года обучения.
2. Планирование корректирующего повторения.
|
2-я неделя сентября
|
Программный материал _____ класса
|
|
|
Промежуточный 1) тематический
2) периодический
|
Определение качества усвоения текущего материала. Определение качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала.
|
(определяются в соответствии с выбранными стержневыми темами и в соответствии с календарно-тематическим планированием)
|
|
|
|
Итоговый
| Определение качества фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
| - за 1 четверть
- за 2 четверть
- за 3 четверть
- за год
|
|
|
|
Материалы для изучения
Источник
| Название статьи
| Краткая аннотация
| Издательский дом «1 сентября»
| «Педагогический мониторинг в системе управления качеством образовательного процесса на уровне учителя», Епистратова И.В
| Опыт исследований по разработке педагогического мониторинга и созданию модели управления качеством ОП в школе на примере деятельности учителей биологии.
| Журнал «Справочник заместителя директора школы» №0 (август) 2007г.
| «Служба мониторинга учебно-воспитательного процесса»
| Проект «Служба мониторинга УВП»: понятие мониторинга и его функции, алгоритм проведения, анализ результатов, показатели эффективности.
| Рабочая книга школьного администратора. Выпуск 4. М., АРКТИ, 2008г.
| «Мониторинг в школе»
| Проблема организации и проведения мониторинга в ОУ: материалы для проведения мониторинга ОУ в целом, материалы для оценки качества профессиональной деятельности педагогического коллектива.
| Журнал «Завуч»
№ 6, 2004г.
| «Мониторинг в образовательном учреждении»
| Основные современные направления мониторинга в ОУ, стратегия, основные блоки
| Журнал «Завуч»
№ 8, 2004г.
| «Организация УВП в классах коррекционно-развивающего обучения и психолого-педагогической поддержки»
| Направления психологического мониторинга, индивидуальная карта допущенных ошибок по математике, русскому языку.
| Журнал «Завуч»
№ 8, 2004г.
| «Мониторинг в образовательном учреждении»
| Понятие «мотивационная сфера учения», содержание контроля за качеством знаний и способов деятельности учащихся, рекомендации по составлению административных самостоятельных работ.
| Журнал «Завуч. Управление современной школой»
№ 2, 2008г.
| «Школьный мониторинг»
| Программа подготовки по формированию школьного мониторинга УВП, блоки и рабочие группы.
| РГПУ им. А.И.Герцена (методические материалы), 2004г
| «Школьная программа мониторинга качества образования»
| Сущность мониторинга, цели, объекты, критерии, показатели, методы сбора информации.
| НМЦ Приморского района СПб, 2000г.
| «Диагностические контрольные работы по математике, физике, информатике», В.Н.Максимова и др.
| Методика поуровневой диагностики обученности, технология разработки, оценки и анализа результатов диагностических контрольных работ.
|
Приложение 1 Уважаемая ______________________________________________!
Считаете ли Вы, что назрела необходимость проведения мониторинговых исследований в нашей школе? Поясните свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Желали бы Вы работать в рамках этого нововведения?
_________________________________________________________________________________
Осознаёте ли Вы цели и задачи школьного мониторинга?
_________________________________________________________________________________
Какой вид мониторинга наиболее актуален для нашей школы и почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовы ли Вы к участию в проведении школьного мониторинга? Считаете ли, что умения и навыки исследовательской работы у Вас сформированы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие объекты образовательной системы нашей школы должны быть подвержены мониторингу?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую работу по проведению мониторинга Вы готовы выполнять и почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая методическая, административная, информационная поддержка Вам необходима на первом этапе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по организации деятельности администрации и медико-педагогического коллектива на этапе разработки модели мониторинга результатов учебно-воспитательного процесса:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________ Благодарю за участие!
Приложение 2
Педагогический мониторинг в системе управления качеством образовательного процесса на уровне учителя
Педагогический мониторинг – форма организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Цель мониторинговых исследований: повышение эффективности управления качеством образовательного процесса через систематическое и непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, всесторонний анализ полученных результатов.
Задачи:
Обеспечение участников образовательного процесса долгосрочной обратной связью о соответствии фактических результатов деятельности медико-педагогического коллектива ожидаемым результатам
Оценка степени, направлений и причин выявленных отклонений
Своевременная коррекция образовательной системы школы
Условия реализации Программы:
Стабильность образовательной системы школы.
Осознание медико-педагогическим коллективом необходимости внедрения системы мониторинга результатов собственной деятельности.
Готовность педагогического коллектива к участию в разработке и реализации Программы.
Стабильность существующей информационной базы внутришкольного контроля.
Стабильность системы показателей внутришкольного контроля.
Стабильность управления, ответственности и исполнительности всех участников образовательного процесса.
Мониторинг основывается на диагностике.
Диагностика – сбор и анализ информации,
определение целей и задач
прогнозирование и планирование результатов
При диагностике важны не столько результаты, сколько причины отклонений от запланированных результатов! Поэтому:
учитель должен владеть навыками самоанализа своей деятельности и обучать этому ученика
информация, получаемая в результате диагностики, должна быть полной
достоверной
точной
своевременной
доступной
непрерывной.
Психолого-педагогическая диагностика
это обязательный компонент системы управления качеством образовательного процесса, обеспечивающий учителю возможность своевременной коррекции образовательных воздействий на ученика;
это информация для учителя, помогающая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без перегрузки учащихся;
включает в себя
диагностические методы
диагностические тесты
психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития
диагностические контрольные работы
Направления психолого-педагогической диагностики:
диагностика в образовательном процессе (диагностика обученности; диагностика сформированности ОУУН)
диагностика индивидуальных особенностей развития и предпосылок учения (развитие психических процессов, интеллектуальной сферы, познавательной направленности)
Этапы диагностики:
нулевой (проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности к усвоению нового материала)
промежуточный (тематический – проводится в процессе усвоения каждой темы; периодический – проводится по разделу или значительной теме программы с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала)
итоговый (в конце каждой четверти, учебного года для определения качества фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью)
Принципы составления диагностических контрольных работ Любая ДКР должна состоять из 6 заданий: №1 – на узнавание №2 – на запоминание №3 – на понимание №4 – на внутритемное обобщение №5 – на межтемное обобщение №6 – на межпредметное обобщение
Уровни усвоения
| Требования к действиям учащихся
| №1, №2 Репродуктивный (запоминание и воспроизведение)
| Показывать
Опознавать
Называть
Давать определение
Пересказывать
| №3, №4 Частично-поисковый (применение знаний в знакомой ситуации)
| Измерять
Объяснять
Составлять по схеме
Соотносить
Сравнивать
Характеризовать
Соблюдать правила
| №5, №6 Творческий (применение знаний в нестандартной ситуации)
| Составлять устный или письменный ответ
Выделять существенные признаки
Составлять суждение
Анализировать ситуацию
Писать сочинение
Оценивать и обосновывать оценку
Искать информацию
|
Требования к составлению ДКР Задание №1 = 3 мин
наличие готового ответа
в лаконичной форме
Задание №2 = 3 мин
пересказ информации учебника в той же последовательности
полное знание признаков и свойств объекта
Задание №3 = 7 мин
формулировка вопроса на основе изученных фактов. Вопрос должен предусматривать логически доказанный ответ с учетом точки зрения ученика
применение алгоритма действий
Задание №4 = 7 мин
применение фактов, законов, явлений, процессов, изученных в данной теме
обобщение и вывод по данной теме (т.е. все практические навыки)
Задание №5 = 12 мин
выделение причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения нескольких тем
Задание №6 = 12 мин
обобщение учебного материала на уровне разных предмето
Диагностическая контрольная работа может проводиться по определенной теме (если на момент ее проведения пройдено не менее 80% материала), по нескольким темам (например, в конце четверти).
Оценка ДКР
№№ заданий
| Количество баллов
| Примечание
| 1
| 1
| Работа выполнена без ошибок. Если не увидел даже 1 из необходимых ответов – 0 баллов.
| 2
| 1 - 2
| Во всех заданиях: если только приступил к выполнению, то уже 1 балл. Максимум баллов – если выполнил все без ошибок.
| 3
| 1 - 3
| 4
| 1 - 4
| 5
| 1 - 5
| 6
| 1 - 6
| Итого: максимальное количество баллов за все задания – 21. Анализ ДКР
Список класса
| Х1
отметка за предыдущую четверть или год
| К1
| К2
| К3
| К4
| К5
| К6
| ∑
сумма
баллов, коэфф-тов
| Х2
отметка за работу
| Иванов
| 3
| 1
| 1
| 1
| 3
| 3
| 1
| 10
| 2
| Медведев
| 4
| 1
| 2
| 2
| 3
| 3
| 4
| 15
| 3
| …
| 4
| 1
| 2
| 2
| 4
| 4
| 5
| 18
| 4
| …
| 5
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 5
| 20
| 5
| У₁
средний балл за вопрос
| 16:4=
4,0
| 4:4=
1,0
| 7:4=
1,8
| 8:4=
2,0
| …
3,5
| …
3,8
| …
3,8
|
| 14:4=
3,5
| Ку₁
коэффициент усвоения по вопросу
|
|
1,0
| 1,8:2=
0,9
| 2,0:3=
0,7
| 3,5:4=
0,9
| 3,8:5=
0,8
| 3,8:6=
0,6
|
4,9
|
| Ку
коэффициент усвоения по предмету
|
| Сумму коэффициентов в строке Ку₁ делим на количество вопросов: 4,9:6=
0,8
|
|
Средний балл за вопрос:
У₁ = сумму баллов за вопрос делим на количество учащихся Коэффициент усвоения по вопросу:
Ку₁ = средний балл за вопрос делим на максимальное количество баллов Минимально возможные коэффициенты
Уровни обученности
| Коэффициент
| №№ вопросов
| репродуктивный
| 0,8
| 1,2
| частично-поисковый
| 0,7
| 3,4
| эвристический
| 0,6
| 5,6
| Средний коэффициент
| 0,7
|
|
Ку должен быть не менее 0,7. Если меньше, то тема не усвоена!!! Перевод баллов в отметки:
«5» - 19 – 21 балл
«4» - 16 – 18 баллов
«3» - 13 – 15 баллов
«2» - менее 13 баллов Если Х2 > Х1, то имеем прирост знаний, что и устанавливается при проведении ДКР. Отсутствие прироста – повод для анализа причин и установления причинно-следственных связей. ВАЖНО: всесторонний, глубокий, вдумчивый анализ результатов позволит Вам выявить не только качество усвоения программного материала, но и уровень сформированности надпредметных (общеучебных) умений и навыков, обеспечить своевременную, обоснованную коррекцию собственной деятельности. |
|
|