|
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии 8 класс (70 часов)
|
|
| Количество часов
| Практические
| Теоретические
| Виды и формы учебной деятельности
| Количество и темы контрольных работ
|
| 1
| Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. |
|
|
| Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
|
|
| Становление наук о человеке
|
|
|
| Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
|
|
|
| РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека
| 3 | | |
|
|
| 1
| Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
| | | | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.
Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения.
|
|
| 2
| Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
|
|
|
| Сравнивать человека на различных этапах антропогенеза и делать вывод на основе сравнения.
|
| 3
| . Человеческие расы. Человек как вид.
|
|
|
| Определять принадлежность человека к разным расам
Доказывать единство и происхождение рас
|
|
|
| РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма
| 57
|
|
|
|
|
|
| Тема 2.1. Общий обзор организма
| 1
|
|
|
|
| 6
| 1
| Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма
|
| Лабораторная работа №1
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека
|
| Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.
Называть органы и системы органов человека
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
|
|
|
| Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани
| 3
|
|
|
|
| 7
| 1
| Строение и функции клетки. Органоиды клетки.
|
|
|
| Характеризовать внешнюю среду организма и
внутреннюю. Давать определение понятию фермент.
Называть:
органоиды клетки;
процессы жизнедеятельности клетки;
роль ферментов в процессе обмена веществ.
Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.
Сравнивать клетки растений, животных, человека.
|
|
| 2
| Ткани. Образование тканей.
|
| Лабораторная работа №2
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
|
| Давать определения понятию: ткань.
Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.
Называть основные группы тканей человека.
Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.
Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.
Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы.
|
| 11
| 5
| Обобщение по теме «клеточное строение организма».
|
|
|
| Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся
| Контрольная работа по темам: «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани»
|
|
| Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов
и систем организма (1 час)
| | 1 | |
|
| 12
| 1
| Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга.
| | | | Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.
Называть:
отделы нервной системы;
принцип работы нервной системы.
Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы.
Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
|
|
|
| Тема 2.4. Опорно-двигательная система
| 7 | | |
|
| 13
| 1
| Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности
| | Лабораторная работа №3. Изучение внешнего вида отдельных костей
Лабораторная работа №4.
Микроскопическое строение кости. | | Называть: Распознавать на таблицах составные части скелета человека.
Устанавливать взаимосвязь:
между строением и функциями костей;
между строением и функциями скелета.
|
| 14
| 2
| Типы соединений костей.
| | Лабораторная работа №5
Измерение массы и роста своего организма
| | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.
Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.
Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.
Характеризовать особенности строения человека обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.
|
| 15
| 3
| Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты.
|
|
|
| Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.
|
| 15
| 4
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
| | Лабораторная работа № 6.
Утомление при статической и динамической работе.
| | Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.
Описывать и объяснять резуль-таты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
|
| 16
| 5
| Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
|
|
|
| Использовать приобретенные знания и умения для:
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
соблюдения мер профилактики нарушения осанки.
|
| 17
| 6
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
|
|
|
| Использовать приобретенные знания и умения для:
соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.
оказания первой помощи при травмах.
Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
|
| 18
| 7
| Контрольная работа
|
|
|
| Уметь выполнять тестовую контрольную работу в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требования к уровню подготовки обучающихся
| Контрольная работа по темам «Строение организма» и «Опорно-двигательная система»
|
|
| Тема 2.5. Внутренняя среда организма
| 3
|
|
|
|
| 19
| 1
| Компоненты внутренней среды. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
|
| Лабораторная работа №7.
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
|
| Называть признаки биологических объектов:
составляющие внутренней среды организма;
составляющие крови (форменные элементы);
составляющие плазмы.
Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.
Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.
|
| 20
| 2
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
|
|
|
| Давать определение понятию иммунитет.
Называть виды иммунитет.
Объяснять проявление иммунитета у человека.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекцион-ных и простудных заболеваний.
|
| 21
| 3
| Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Инфекционные и паразитарные болезни. Возбудители и переносчики болезни. Профилактика. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
|
|
|
| Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.
|
|
|
| Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы
организма
| 6
|
|
|
|
| 22
| 1
| Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов.
|
|
|
| Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа.
Называть:
особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем;
признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах:
систему органов кровообращения;
органы кровеносной системы;
систему лимфообращения;
органы лимфатической системы.
Характеризовать:
сущность биологического процесса транспорта веществ;
сущность биологического процесса – лимфообращения.
Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.
|
| 23
| 2
| Круги кровообращения.
|
|
|
| Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены.
Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах:
систему органов кровообращения;
органы кровеносной системы.
Характеризовать:
сущность биологического процесса – транспорта веществ;
сущность большого и малого кругов кровообращения.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.
|
| 24
| 3
| Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
|
|
|
| Называть:
особенности строения организма человека – органы кровеносной системы;
признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца, сосудов.
Распознавать и описывать на таблицах:
систему органов кровообращения;
органы кровеносной системы.
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
Характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
|
| |
|
|