Главная страница


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса



Скачать 376.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса
страница3/5
Дата17.04.2016
Размер376.93 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5

раздел V. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. (27 часов)


I. СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ СЕЛЕКЦИИ.

Определение, предмет изучения и основные задачи селекции. Понятие о породе животных, сорте растений и штамме микроорганизмов. Теория эволюции Ч. Дарвина и генетика – научные основы селекции.

Лабораторные работы:

  1. Изучение результатов искусственного отбора.


II. УЧЕНИЕ Н.И.ВАВИЛОВА О ЦЕНТРАХ МНОООБРАЗИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений, о методах успешной селекции. Значение исходного материала для селекции. Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости, его роль в выведении новых культурных форм. Характеристика основных центров многообразия и происхождения культурных растений. Центры доместикации. Значение трудов Н.И.Вавилова для практической селекции.
III. МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ.

Особенности и основные задачи селекции растений. Роль искусственного отбора в селекции растений, его формы (массовый, индивидуальный, бессознательный, методический, комбинационная селекция).

Виды гибридизации и их цитогенетические основы: инбридинг, получение чистых линий; аутбридинг, межлинейное скрещивание, явление гетерозиса, теории гетерозиса, создание простых, двойных и тройных гибридов значение гетерозиса; отдаленная гибридизация (межвидовая, межродовая), исследования Г.Д.Карпеченко по преодолению бесплодия межвидовых гибридов.

Методы И.В. Мичурина (ментора, географически и биологически отдаленная гибридизация, закаливание сеянцев).

Современные методы селекции растений. Применение цитоплазматической мужской стерильности. Экспериментальная полиплоидия. Экспериментальный мутагенез. Клеточная инженерия в селекции растений (гибридомы, клонирование, селективные среды, метод гаплоидов). Хромосомная инженерия в селекции растений (создание замещенных и дополненных линий). Генная инженерия. Методы создания трансгенных растений.
IV. МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ЖИВОТНЫХ.

Особенности и основные задачи селекции животных. Виды скрещивания животных: инбридинг, аутбридинг (поглотительное, вводное, воспроизводительное). Отдаленная гибридизация и гетерозис у домашних животных. Значение работ академика М.Ф.Иванова.

Создание высокопродуктивных животных (крупномасштабная селекция, племенная работа). Современные методы селекции животных (химеры, трансгенные животные, клонирование).
V. МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ МИКРООРГАНИЗМОВ.

Особенности селекции микроорганизмов и ее значение. Методы селекции микроорганизмов (селективные среды, искусственный мутагенез, генная инженерия).

Основные направления биотехнологии. Достижения современной биотехнологии.

раздел VI. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ. (50 часов)


I. ХАРАКТЕРИСТИКА БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНСКИЙ ПЕРИОД.

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии.

К. Линней – основоположник систематики. Метафизические взгляды Линнея на природу. Теория эволюции Ж.Б.Ламарка (принцип «градации», принцип «изначальной целесообразности»). Эволюционные представления в России 18 века (Ломоносов М.В., К.Ф. Рулье, А.Н. Бекетов, А.Н. Радищев).
II. УЧЕНИЕ Ч. ДАРВИНА ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Роль изменчивости и наследственности в эволюции. Соотносительный характер наследственных изменений.

Характеристика искусственного отбора как главного фактора эволюции сортов растений и пород домашних животных (предпосылки, отбирающий фактор, следствия отбора).

Определение, причины, формы и следствия борьбы за существование.

Характеристика естественного отбора, как главной движущей силы эволюционного процесса (предпосылки, отбирающий фактор, следствия). Творческая роль естественного отбора.

Лабораторные работы:

  1. Выявление изменчивости организмов.

  2. Приспособленность и ее относительность.

  3. Изучение морфологического критерия вида.


III. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

Определение вида, его критерии и структура. Факторы, определяющие целостность вида. Популяция – элементарная единица эволюции. Понятие о генетической характеристики популяции. Закон Харди-Вайнберга. Условия равновесной популяции. Закон свободного скрещивания.

Характеристика элементарных эволюционных факторов, элементарного эволюционного явления. Мутации, их роль в эволюции. Процессы, обезвреживающие негативное влияние мутаций. Популяционные волны, причины их возникновения и роль в эволюции. Изоляция, виды изоляции, их роль в эволюции. Механизмы репродуктивной изоляции (презиготические, постзиготические). Роль миграций в эволюции. Понятие о "дрейфе генов" и его эволюционном значении.

Современное определение и механизмы естественного отбора. Формы отбора, их характеристика и примеры.

Способы видообразования и их характеристика (аллопатрическое, симпатрическое). Пути видообразования (филитический, дивергентный, гибридизация).

Адаптации, их разновидности (морфологические, физиологические, этологические, биохимические, онтогенетические) и механизмы возникновения. Относительность адаптаций.

Макроэволюция, сравнение с микроэволюцией.

Сравнительно-анатомические доказательства развития органического мира. Гомология и аналогия. Рудименты и атавизмы в строении современных организмов. Современные переходные формы и сравнительно анатомические ряды. Эмбриологические доказательства развития органического мира. Биогенетический закон Ф.Мюллера и Э.Геккеля. Развитие биогенетического закона в трудах А.Н.Северцова и И.И.Шмальгаузена. Палеонтологические доказательства развития органического мира. Ископаемые переходные формы и палеонтологические ряды В.О.Ковалевского. Биогеографические доказательства развития органического мира. Понятие о биогеографических областях, как следствия эволюционных преобразований в условиях дрейфа континентов. Современные методы изучения и доказательства эволюции органического мира (биохимические, генетические, систематические).

Основные направления эволюционного процесса (общебиологический прогресс, общебиологический регресс). Пути реализации общебиологического прогресса (арогенез, аллогенез, катагенез, ценогенез, гипергенез). Причины вымирания видов.

Правила (основные закономерности) эволюционного процесса (необратимость, неравномерность, монофилия, прогрессивный и приспособительный характер, происхождение от неспециализированных предков, адаптивная радиация, усиление специализации, усиление интеграции биологических систем), их определение.

Лабораторные работы:

  1. Гомологичные, аналогичные органы, рудименты.

  2. Сходство начальных стадий развития животных.

  3. Ископаемые формы организмов.

  4. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций.
1   2   3   4   5