Главная страница


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса



Скачать 376.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса
страница4/5
Дата17.04.2016
Размер376.93 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5

раздел VII. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. (12 часов)


I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЖИЗНЬ".

Определение понятия жизни Ф.Энгельса. Современное научное определение жизни М.В Волькенштейна.
П. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Определение креационизма. Абиогенез. Гипотеза самозарождения и ее опровержение в опытах Ф.Реди и Л.Пастера. Биогенез. Теория панспермии. Взгляды В.И.Вернадского на происхождение жизни.
III. ТЕОРИЯ А.И.ОПАРИНА И Д.ХОЛДЕЙНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (БИОПОЭЗ).

Первый этап биопоэза – абиогенный синтез мономеров. Опыта Миллера. Второй этап - абиогенный синтез полимерных органических молекул, опыты С.Фокса. Третий этап - формирование коацерватных капель, их свойства. Образование мембранных структур. Формирование метаболизма на основе белковых катализаторов, систем самовоспроизведения.

Свойства первичных организмов (пробионтов). Эволюция пробионтов.

Симбиотическая теория образования эукариот.
IV. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ.

Возраст Земли и деление истории Земли на эры и периоды

Развитие органического мира и основные ароморфозы в архейскую и протерозойскую эры. Этапы развития растительного и животного мира в палеозойскую и мезозойскую эры. Основные ароморфозы палеозойской и мезозойской эр. Основные этапы развития органического мира в кайнозойскую эру. Эволюционные преобразования на современном этапе. Антропогенное влияние на состояние растительного и животного мира.

раздел VIII. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. (13 часов)


I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ УЧЁНЫХ 18-19 ВЕКОВ.

Взгляды К.Линнея и Ж.Б.Ламарка о происхождении человека.

Основные положения учения Ч. Дарвина о происхождении человека.
II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Данные сравнительной анатомии о происхождении человека от животных (рудименты, атавизмы). Эмбриологические и палеонтологические доказательства происхождения человека. Черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Положение вида человек разумный в современной классификации.
III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОГЕНЕЗА

Общие предки человека и человекообразных обезьян (дриопитеки, рамапитеки). Характерные черты строения и обреза жизни австралопитеков и "человека умелого". Архантропы (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек), особенности их развития и образа жизни, галечная культура.

Палеоантропы (неандертальцы), основные антропоморфозы, культура скребел и наконечников. Неоантропы (кроманьонцы), переход к оседлости и социальной эволюции. Эволюция современного человека.
IV. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ АНТРОПОГЕНЕЗА.

Характеристика биологических факторов антропогенеза (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор).

Характеристика социальных факторов антропогенеза (трудовая деятельность, речь, сознание, общественный образ жизни). Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
V. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ.

Определение и классификация человеческих рас. Характеристика больших и малых рас человека. Время и место возникновения человеческих рас. Теории расогенеза (моноцентризм и полицентризм). Механизмы расогенеза (дрейф генов, естественный отбор). Антинаучная реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

раздел IX. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. (37 часов)


I. ЭКОЛОГИЯ - НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ.

Предмет, методы и задачи экологии. Взаимосвязь человека и природы.
II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ДЕЙСТВИЯ.

Экологические факторы, их классификация. Основные закономерности действия экологических факторов (оптимум, минимум, зона толерантности, взаимодействие факторов).

Абиотические факторы. Температура. Пойкилотермные и гомойотермные животные. Механизмы, регулирующие постоянную температуру тела. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации у животных и растений в связи с переохлаждением и перегревом. Свет. Биологическое действие и значение солнечного излучения в жизни животных и растений. Понятие о фотопериодизме. Биологические ритмы, биологические часы. Влажность. Значение воды для жизнедеятельности растений и животных. Приспособления у растений и животных в связи с избытком и недостатком влаги.

Биотические факторы. Формы взаимодействия в популяции и их характеристика (нейтрализм, антибиоз, симбиоз). Законы конкурентных отношений в природе (принципы Г.Ф. Гаузе). Законы отношений в системе «жертва - эксплуататор». Мутуализм и его роль в сообществах.

Антропогенный фактор (прямое и косвенное воздействие, положительное и отрицательное).

Лабораторные работы:

  1. Построение областей выживания и оптимума (на примере яблонной плодожорки).

  2. Приспособительные формы организмов

  3. Колебания численности организмов в системе "жертва–эксплуататор".

  4. Типы взаимоотношения организмов.


III. ЭКОЛОГИЯ ПОПУЛЯЦИЙ. ПРИРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Экологическая характеристика и формы существования популяции.

Динамика численности и гомеостаз популяции. Экологические стратегии. Рациональное использование видов и сохранения их разнообразия, (управление численностью, новые технологии, "Красная книга", формы охраны природы).

Понятие об экосистеме (биогеоценозе) и ее составных компонентах.

Видовая, пространственная и трофическая структура биогеоценозов и закономерности процессов, происходящих в них. Пищевые цепи и способы получения энергии экосистеме. Продуктивность экосистем. Распределение веществ и энергии в цепях питания. Правило экологической пирамиды.

Саморегуляция биогеоценоза. Факторы ее обеспечивающие. Природные экологические системы (пресноводный водоем, дубрава), их сравнительная характеристика.

Сукцессии (смена биогеоценозов). Виды сукцессий (первичная, вторичная, естественная, антропогенная, аутогенная, аллогенная, автотрофная, гетеротрофная) – определение и примеры.

Агроценозы и агроэкосистемы. Сравнение биогеоценоза и агроценоза.

Охрана биогеоценозов. Охраняемые природные территории.

Лабораторные работы:

  1. Построение возрастных пирамид.

  2. Построение графиков динамики численности различных популяций.

  3. Сравнение видового состава сообществ по формуле Жаккара.

  4. Подсчет КПД передачи энергии в пищевых цепях.
1   2   3   4   5