Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса



Скачать 376.93 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Биология» углубленный уровень для 10б класса
страница5/5
Дата17.04.2016
Размер376.93 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5


раздел X. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ. (22 часа)


I. БИОСФЕРА И ЕЕ ГРАНИЦЫ.

Определение и границы биосферы. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере. Основные этапы развития биосферы. Уровни организации и методы изучения живого вещества.
II. КОМПОНЕНТЫ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БИОСФЕРЫ.

Основные компоненты биосферы и их характеристика. Особенности биомассы поверхности суши, почвы и мирового океана. Свойства и функции биомассы (живого вещества).
III. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В БИОСФЕРЕ.

Круговорот веществ в биосфере. Характеристика биологического круговорота. Глобальные биогенные круговороты кислорода, углерода, азота, фосфора, серы, воды. Биогенная миграция атомов. Роль микроорганизмов в биогенной миграции.

Биосфера и превращение энергии. Продуктивность биосферы.

Лабораторные работы:

  1. Составление схем биогенных круговоротов.


IV. НООСФЕРА. МОНИТОРИНГ. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

Ноосфера. Определение и характеристика ноосферы. Место и значение человека в экосистеме Земли.

Мониторинг. Определение и задачи мониторинга в условиях современной экологической обстановки. Характеристика уровней экологического мониторинга: биоэкологический (санитарный), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный.

Масштабы антропогенного воздействия на природу, глобальные экологические проблемы и пути их решения. Современные проблемы охраны природы. Состояние, охрана и рациональное использование атмосферы, водных ресурсов, почвы, недр земли, растительного и животного мира.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

об особенностях жизни как формы существования материи,

о роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

о фундаментальных понятиях биологии;

о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

об основных теориях биологии — клеточной, хромосомной теории наследственности, эволюционной, антропогенеза;

о соотношении социального и биологического в эволюции человека;

об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в биотехнологии, при охране окружающей среды и здоровья человека;

основных терминов, используемых в биологической и медицинской литературе.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

работать с учебной и научно-популярной литературой,

составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРОГРАММЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

10 класс

(136 часов, 4 часа в неделю).



п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение


8 часов

2.

Биологические системы: клетка, организм.

Химическая организация клетки .

16 часов

3.

Клеточные структуры и их функции.


12 часов

4.

Обеспечение клеток энергией.


11 часов

5.

Наследственная информация и реализация ее в клетке.


14 часов

6.

Воспроизведение биологических систем.


17 часов

7.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)


17 часов

8.

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Основные закономерности явлений наследственности

31 час

6.

Закономерности изменчивости


12 часов


ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

(136 часов, 4 часа в неделю).


Урок

Тема

Дата

Лабораторные работы

Введение (8 часов)




Биология как наука.

Методы и структура биологии.









История развития биологической науки.









Уровни организации живой материи.









Основные свойства живых систем (самовоспроизведение, обмен веществ).









Основные свойства живых систем (раздражимость, дискретность и др.)









История развития цитологии.









Основные положения клеточной теории




Л.Р.№1. Многообразие клеток, единство их строения.



Обобщение








Биологические системы: клетка, организм.

Химическая организация клетки (16 часов)


  1. (1)

Элементарный состав клетки. Роль химических элементов в жизнедеятельности клетки.







  1. (2)

Строение, свойства и функции воды.







  1. (3)

Минеральные вещества, биологическая роль ионов.







  1. (4)

Особенности строения углеводов, многообразие углеводов.







  1. (5)

Биологическая роль углеводов.







  1. (6)

Многообразие и особенности строения липидов.







  1. (7)

Биологическая роль липидов.








  1. (8)

Аминокислоты. Образование пептидной связи.







  1. (9)

Пространственные структуры белков. Классификация белков.







  1. (10)

Биологические функции и свойства белков.




Л.Р.№2. Денатурация белка.

  1. (11)

Белки – ферменты. Классификация ферментов.







  1. (12)

Механизм действия ферментов.




Л.Р.№3. Расщепление Н2О2 ферментом каталазой.

  1. (13)

Свободные нуклеотиды в клетке. Их биологическая роль (АТФ, НАД, ФАД). Особенности строения нуклеиновых кислот.







  1. (14)

Сравнительная характеристика ДНК и РНК.







  1. (15)

Обобщение.







  1. (16)

Зачет по теме "Химическая организация клетки".







Клеточные структуры и их функции (12 часов)


  1. (1)

Особенности строения и свойства клеточных мембран.




Л.Р.№4. Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке.

  1. (2)

Биологические функции плазмолеммы.







  1. (3)

Вакуолярная система клетки







  1. (4)

Цитоскелет и его производные.








  1. (5)

Двумембранные органоиды митохондрии и пластиды.







  1. (6)

Клеточное ядро, его строение и роль в клетке.







  1. (7)

Немембранные органоиды клетки. Включения.




Л.Р.№5. Изучение включений (крахмал в клетках клубня картофеля, кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука).

  1. (8)

Сравнение клеток растений, животных, грибов.







  1. (9)

Клетки прокариот, сравнение с эукариотической клеткой.







  1. (10)

Бактерии и сине-зеленые водоросли, особенности жизнедеятельности.







  1. (11)

Обобщение.








  1. (12)

Зачет по теме: Клеточные структуры и их функции.







Обеспечение клеток энергией. (11 часов)


  1. (1)

Строение хлорофилла, его биологическая роль. Значение фотосистем.







  1. (2)

Световые реакции фотосинтеза, связь с мембранами.







  1. (3)

Темновые реакции фотосинтеза. Цикл Кальвина.







  1. (4)

Значение фотосинтеза, космическая роль зеленых растений.







  1. (5)

Хемосинтез, его биологическая роль.







  1. (6)

Энергетический обмен, его значение. Гликолиз.







  1. (7)

Цикл Кребса.








  1. (8)

Аэробное дыхание, роль мембранных систем в аэробных процессах.







  1. (9)

Значение энергетического обмена.







  1. (10)

Обобщение.








  1. (11)

Зачет по теме "Обеспечение клеток энергией".








Наследственная информация и реализация ее в клетке. (14 часов)


  1. (1)

Генетическая информация.








  1. (2)

Особенности строения генов прокариот и эукариот. Свойства генов.







  1. (3)

Репликация ДНК.








  1. (4)

Генетический код, его свойства.








  1. (5)

Транскрипция. Особенности транскрипции у эукариот.







  1. (6)

Урок - практикум. Работа с таблицей генетического кода.







  1. (7)

Рекогниция.








  1. (8)

Трасляция.








  1. (9)

Регуляция биосинтеза белка.








  1. (10)

Решение задач на молекулярную генетику.







  1. (11)

Вирусы, строение и жизненные циклы.







  1. (12)

Бактериофаги, строение, свойства, значение.







  1. (13)

Обобщение.







  1. (14)

Зачет по теме: Реализация наследственной информации.







Воспроизведение биологических систем.(17 часов)


  1. (62)

Типы деления клеток. Клеточный цикл. Интерфаза.







  1. (63)

Уровни компактизации ДНК. Строение хромосом. Правила хромосом.







  1. (64)

Характеристика фаз митоза, его значение.







  1. (65)

Митоз.





Л.Р.№6. Митоз в клетках корешка лука.

  1. (66)

Нарушение митоза. Амитоз.








  1. (67)

Половое и бесполое размножение их значение.







  1. (68)

Бесполое размножение у животных.




Л.Р.№7. Разнообразие форм бесполого размножения.

  1. (69)

Бесполое размножение у растений.




  1. (70)

Мейоз. Сравнение с митозом.








  1. (71)

Значение мейоза как основа изменчивости организмов.







  1. (72)

Формы полового размножения у одноклеточных и многоклеточных организмов







  1. (73)

Оогенез, сперматогенез.








  1. (74)

Особенности строения половых клеток.




Л.Р.№8. Строение яйцеклетки и сперматозоида.

  1. (75)

Оплодотворение и его регуляция.






  1. (76)

Особенности оплодотворения у цветковых растений.




Л.Р.№9. Строение пыльцы и семязачатка.

  1. (77)

Обобщение.








  1. (78)

Зачет по теме: Самовоспроизведение.







Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 17 часов


1(79).

Понятие онтогенеза. История развития эмбриологии.







2(80).

Онтогенез животных. Дробление зиготы, бластула.







3(81).

Типы гаструляции.





Л.Р.№10. Типы дробления и гаструляции

4(82).

Образование зародышевых листков. Органогенез.







5(83).

Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.







6(84).

Биогенетический закон.








7(85).

Провизорные органы





Л.Р.№11. Закладка зародышевых оболочек.

8(86).

Онтогенез растений. Гаметофит и спорофит.







9(87).

Зависимость онтогенеза от условий внешней среды.







10(88).

Рост и развитие организма в постэмбриональный период.







11(89).

Развитие с метаморфозом.




Л.Р.№12. Адаптивное значение личиночных стадий.

12(90).

Прямое развитие (на примере млекопитающих и человека).







13(91).

Злокачественный рост в онтогенезе.







14(92).

Старение и смерть организмов.








15(93).

Взаимоотношение клеток в многоклеточном организме.







16(94).

Обобщение.








17(95).

Зачет по теме: Онтогенез.








Основные закономерности наследственности и изменчивости

Основные закономерности явлений наследственности (25 час)


1(96)

Предмет и задачи генетики. История развития генетики как науки.







2(97).

Г.Мендель и методы его работы.








3(98).

Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя.







4(99).

Закон расщепления признаков. Статистический характер расщепления.







5(100).

Цитологические основы расщепления. Гипотеза чистоты гамет.







6(101).

Множественный аллелизм, плейотропное действие гена, летальные гены.







7(102).

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.







8(103).

Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание.







9(104).

Ди – и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.







10(105).

Статистические закономерности независимого наследования. Формулы расщепления.







11(106).

Практикум по решению задач на ди- и полигибридное скрещивание.







12(107).

Взаимодействие неаллельных генов (комплементарность и кооперация)







13(108).

Эпистаз и полимерия.








14(109).

Решение задач на взаимодействие генов







15(110).

Генетика пола. Хромосомное определение пола. Особенности Х и У хромосом.







16(111).

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование, ограниченное полом.







17(112).

Решение задач по генетике пола.








  1. (113)

Явление сцепленного наследования. Хромосомная теория Т.Моргана.







  1. (114)

Группы сцепления. Нарушение сцепления.







  1. (115)

Решение задач на две группы сцепления.







  1. (116)

Генетические карты.








  1. (117)

Построение генетических карт








  1. (118)

Решение задач по теме сцепленное наследование.







  1. (119)

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Обобщение.







  1. (120)

Зачет по теме: Закономерности наследственности.







Закономерности изменчивости (12 часов)


1(121).

Понятие и типы изменчивости.








2(122).

Комбинативная изменчивость.








3(123)

Мутационная изменчивость, типы мутаций.







4(124).

Основные положения мутационной теории. Частота и причины мутаций







5(125).

Мутагенные факторы. Экспериментальное получение мутаций.







6(126).

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.







7(127).

Цитоплазматическая наследственность.







8(128).

Решение задач на цитоплазматическую наследственность.







9(129).

Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость.







10(130).

Статистические закономерности модификационной изменчивости.




Л.Р.№13. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

11(131).

Обобщение.








12(132).

Зачет по теме: Закономерности изменчивости.










Теоретическая часть 132 часа.

Резерв 4 часа.

Практическая часть 13 лабораторных работ (9 - обязательных и 4 - на усмотрение учителя).





ЛИТЕРАТУРА.


  1. Беркенблит,М.Б., Глаголев,С.М., Фуралев,В.А. Общая биология. в 2х т. - М.: Мирос, 1999.

  2. Билич,Г.Л. Биология. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - Санкт-Петербург: Союз, 2001.

  3. Богданова,Т. Л., Солодова,Е.А. Биология. Справочник. - М.: ACT-ПРЕСС школа, 2002.

  4. Воронцов,Н.Н., Сухорукова,Л.Н. Эволюция органического мира. - М.: Наука, 1996.

  5. Грин,Н., Стаут,У., Тейлор,Д. Биология. в 3-х т. - М.: Мир, 2003.

  6. Гусева,М.В., Каменский,А.А. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Мир, 2002.

  7. Заяц,Р.Г., Рачковская,И.В., Тамбровская,В.М. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - Минск: Высшая школа, 2005.

  8. Лемеза,М.А. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское, 2004.

  9. Мамонтов,С.Г., Захаров,В.Б., Козлова,Т.А. Основы биологии. - М.: Просвещение, 1992.

  10. Общая биология 10-11, под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.,
    Рувинского А.О., М."Просвещение" 2007

  11. Павлов,И.Ю., Вахненко,Д.В., Москвичев,Д.В. Биология. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.

  12. Пименов,А.В., Гончаров,О.В. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: "НЦ ЭНАС", 2003.

  13. Чебышев,Н.В., Кузнецов,С.В., Зайчикова,С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. в 2-х т. - М.: "Новая волна", 2006.

  14. Чернова,Н.М., Галушкин,В.М., Константинов,В.М. Основы экологии. - М.: Дрофа 2006.

  15. Ярыгин,В.Н. Биология. - М.: Владос, 2002.
1   2   3   4   5