Главная страница

Рабочая программа по учебному предмету химия 11 класс (профиль) на 2015-2016 учебный год



Скачать 324.73 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету химия 11 класс (профиль) на 2015-2016 учебный год
Дата28.02.2016
Размер324.73 Kb.
ТипРабочая программа



Главное управление образования
администрации г. Красноярска


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 24»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ
11 КЛАСС (профиль)
на 2015-2016 учебный год








Составитель:

Учитель:

Левицкая Лариса Викторовна

Красноярск 2015

I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

Курс рассчитан на 3 часа в неделю всего 102 часов. Число уроков увеличено за счет дополнительного времени выделяемого из резерва школьного компонента -1 час в неделю, с целью усиления практической направленности курса, обучения школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Содержания курса полностью совпадает с примерной авторской программой.

Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

  • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией

Цель изучения курса – формирование следующих компетенций:

Общеучебные компетенции

  • Интеллектуальные – распознавание вопросов, идей и проблем, которые могут быть исследованы научными методами.

  • Информационные – проводить самостоятельный поиск химической информации из разных источников, находить и выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов научного исследования, формировать ответ в понятной для других форме.

  • Коммуникативные – демонстрировать коммуникативные умения аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства.

Предметно-ориентированные

  • Демонстрировать знание и понимание химических понятий и знаков.

  • Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.

  • Уметь распознавать опытным путём некоторые вещества.

  • Уметь проводить вычисления в химических превращениях.

  • Использовать приобретённые химические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.

В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определятьвалентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризоватьs- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснятьзависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.



Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриелян. М.: Дрофа, 2006..

  • Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по химии. Издательство «Дрофа» 2007 г.

  • Габриелян О. С, Лысова Г. Г. «Химия. 11 кл. Профильный уровень» М.: Дрофа.2009

  • Габриелян О. С, Лысова Г. Г., Введенская А. Г. «Книга для учителя. Химия. 11 кл.» М.: Дрофа.2007

  • Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. — М.: Дрофа.2009

  • Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г.Лысовой«Химия. 11 класс. Профильный уровень» / О. С. Габриелян,П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа 2009

  • Габриелян О. С, Решетов П. В., Остроумов И. Г., Никитюк А. М. Готовимся к  единому  государственному экзамену. — М.: Дрофа.2013

  • Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химия. Материалы для подготовки к единому   государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы:Учеб.пособие. — М.: Дрофа.2013

  • Габриелян О. С, Остроумов И. Г. Химический эксперимент в школе. 11 кл. —М.:Дрофа.2005


II. Содержание учебного предмета
Тема 1. Строение атома (10 ч)

А т о м — с л о ж н а я ч ас т и ц а. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность. Открытие электрона, протона и нейтрона. С о с т о я н и е э л е к т р о н о в в а т о м е. Квантово-механические представления о природе электрона. Понятие об электроннойорбитали и электронном облаке. Квантовые числа:главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Правила заполнения энергетических уровней и орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, запрет Паули, правилоХунда, правило Клечковского. Электронные конфигурации атомов и ионов. Особенности электронного строения атомов хрома, меди, серебра и др.

В а л е н т н ы е в о з м о ж н о с т и а т о м о в х и м и ч ес к и х э л е м е н т о в. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные различными факторами. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».

П е р и о д и ч е с к и й з а к о н и П е р и о д и ч е с к а я с и с т е м а х и м и ч е с к и х э л е м е н т о Д.И. М е н д е л ее в а и с т р о е н и е а т о м а. Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие закона. Первая формулировка Периодического закона. Структура Периодической систем элементов. Современные представления о химическом элементе. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома, электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе и в больших и сверхбольших. Особенности строения атомов актиноидов илантаноидов. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира

Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (18 ч)

Х и м и ч е с к а я с в я з ь. Е д и н а я п р и р о д а х и м ич е с к о й с в я з и. Понятие о химической связи как процессе взаимодействия атомов с образованием молекул, ионов и радикалов. Виды химической связи. Аморфные и кристаллическиевещества. Ионная химическая связь. Ковалентная связь. Метод валентных связей в образовании ковалентной связи. Электроотрицательность и разновидности ковалентной связи по этому признаку: полярная и не полярная. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π- связи. Кратность ковалентных связей и их классификация по этому признаку: одинарная, двойная, и т. д. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, дипольный момент. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллическое строение веществ с этим типом связи, их физические свойства. Металлическая связь и ее особенности. Физические свойства металлов как функция металлической связи и металлической кристаллической решетки. Водородная связь и механизм ее образования. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль во-

дородной связи в организации структур биополимеров. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействие между молекулами. Условность разделения веществ по типам связи, единая природа химической связи.

Г и б р и д и з а ц и я о р б и т а л е й и г е о м е т р и я м ол е к у л. Теория гибридизации и отталкивания валентных пар. Типы гибридизации электронных орбиталей и геометрия органических и неорганических молекул.

Те о р и я с т р о е н и я х и м и ч е с к и х с о е д и н е н и й.

Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.

П о л и м е р ы о р г а н и ч е с к и е и н е о р г а н и ч ес к и е. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации, поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).

Ди с п е р с н ы е с и с т е мы. Чистые вещества и смеси. Классификация химических веществ по чистоте. Состав смесей. Растворы. Растворимость веществ. Классификация растворов в зависимости от состояния растворенного вещества (молекулярные, молекулярно-ионные, ионные). Типы растворов по содержанию растворенного вещества Концентрация растворов. Понятие «дисперсная система». Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а так же по размеру частиц. Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.

Тема 3. Химические реакции (19 ч)

К л а с с и ф и к а ц и я х и м и ч е с к и х р е а к ц и й во р г а н и ч е с к о й и н е о р г а н и ч е с к о й х и м и и. Понятие о химической реакции, отличие ее от ядерной реакции. Расщепление ядер, термоядерный синтез, ядерный обмен. Аллотропные и полиморфные превращения веществ. Классификация реакций в неорганической химии по числуи составу реагирующих веществ (разложения, соединения, замещения, обмена). Классификация химических реакций в органической химии(присоединения, замещения, отщепления, изомеризации).

Классификация реакций по тепловому эффекту, по фазовому составу, по участию катализатора. Обратимые и необратимыереакции. Типы реагентов и понятие о механизмах химическихреакций(ионном и свободнорадикальном). Окислительно-восстановительные реакции и реакции, идущие без изменения степеней окисления элементов. Межмолекулярные и внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции.

С к о р о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Предмет химической кинетики. Понятие скорости химической реакции. Кинетическое уравнение реакции и константа скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химическойреакции (природа реагирующих веществ, концентрация, температура, поверхность соприкосновения веществ). Понятие о катализаторах и катализе. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферменты. Ферментативный катализ и егомеханизм. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы.Механизм действия катализаторов.

О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Х и м и ч ес к о е р а в н о в е с и е.

Обратимые химические реакции, изменение энергии Гиббсав обратимом процессе. Химическое равновесие и его динамический характер. Константа химического равновесия. Принцип ЛеШателье. Смещение химического равновесия.

Э л е к т р о л и т и ч е с к а я д и с с о ц и а ц и я. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация, механизм диссоциации веществ с различными видами связи. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и ее зависимость от различных факторов. Константа диссоциации.Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Понятие рН. Водородный показатель.

Г и д р о л и з. Гидролиз как обменный процесс. Обратимыйи необратимый гидролиз органических и неорганических веществ. Гидролиз солей. Гидролиз органических соединений, какхимическая основа обмена веществ. Гидролиз АТФ, как основаэнергетического обмена в живых организмах. Гидролиз органических соединений в промышленности (омыление жиров, получение гидролизного спирта и т. д.). Усиление и подавлениеобратимого гидролиза. Значение гидролиза в промышленностии в быту.

.Тема 4.К л а с с и ф и к а ц и я н е о р г а н и ч е с к и х в е щ е с т в

Вещества простые и сложные. Благородные газы. Сравнительнаяхарактеристика простых веществ: металлов и неметаллов, относительность этой классификации. Сложные вещества: бинарныесоединения (оксиды, галогениды, сульфиды и т. д.), гидроксиды, соли.

Понятие о комплексном соединении. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователейи лигандов. Координационное числокомплексообразователя.Внутренняя и внешняя сфера комплексов.Диссоциация комплексных соединений. Применение комплексных соединений в химическом анализе и в промышленности, их роль в природе.

К л а с с и ф и к а ц и я о р г а н и ч е с к и х в е щ е с т в.Классификация органических веществ по строению углероднойцепи (ациклические и циклические, насыщенные и ненасыщенные, карбоциклические и гетероциклические, ароматические углеводороды). Углеводороды (алканы, алкены, алкины, циклоалканы, алкадиены, арены, галогенопроизводные углеводородов).Функциональные группы (гидроксильная, карбонильная, карбоксильная, нитрогруппа, аминогруппа) и классификация веществ по этому признаку. Гетерофункциональные соединения.Гетероциклические соединения.

Ме т а л л ы. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов и кристаллов. Полиморфизм. Общие физические свойства металлов. Ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики. Электрохимический ряд напряжений металлов. Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы. Общие химические свойства металлов: взаимодействие снеметаллами, водой, бинарными соединениями, кислотами, солями. Взаимодействие некоторых металлов с растворами щелочей. Взаимодействие активных металлов с органическими соединениями. Особенности реакций металлов с азотной и концентрированной серной кислотами.

К о р р о з и я м е т а л л о в. Понятие коррозии. Химическаяи электрохимическая коррозия и способы защиты металлов откоррозии

О б щ и е с п о с о б ы п о л у ч е н и я м е т а л л о в. Металлы в природе. Основные способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия). Электролиз, как окислительно - восстановительный процесс. Электролиз расплавов электролитов. Электролиз растворовэлектролитов с инертными иактивными электродами. Использование электролиза в промышленности. Гальванические элементы. Процессы на электродах в гальваническом элементе.Аккумулятор. Топливные элементы.

Ме т а л л ы г л а в н ы х п о д г р у п п. Щелочные металлы, общая характеристика на основе положения в Периодическойсистеме элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химическиесвойства, применение щелочных металлов и их соединений. Бериллий, магний, щелочноземельные металлы, их общая характеристика на основе положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева строения атомов. Получение, физические и химические свойст-ва, применение щелочноземельных металлов и их соединений. Алюминий, строение атома, физические и химические свойства, получение и применение.

М е т а л л ы п о б о ч н ы х п о д г р у п п. Характеристикаметаллов побочных подгрупп по их положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строению атомов. Медь: физические и химическиесвойства, получение и применение. Важнейшие соединения меди. Физические и химические свойства, получение и применение цинка. Характеристика важнейших соединений (оксида игидроксида цинка) Физические и химические свойства, получение и применение хрома. Характеристика важнейших соединений (оксида игидроксида хрома (ІІІ), дихроматов и хроматов щелочных металлов). Особенности восстановления дихроматов в зависимости отсреды растворов. Физические и химические свойства, получение и применение марганца. Характеристика важнейших соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Особенности восстановления перманганатов в зависимости от среды растворов.

Н е м е т а л л ы. Положение неметаллов в Периодическойсистеме Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов икристаллов. Аллотропия. Благородные газы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. Общая характеристика водородных соединений неметаллов. Общая характеристика оксидов и гидроксидов неметаллов. Галогены. Строение атомов галогенов, их сравнительная характеристика. Свойства простых веществ образованных галогенами. Окислительные свойства галогенов. Галогеноводороды, ихсвойства, сравнительная характеристика. Хлор и его соединения, нахождение в природе, получение, свойства, применение. Хлороводород и соляная кислота. Хлориды. Кислородные соединения хлора.Халькогены. Нахождение кислорода и серы в природе, получение их в промышленности и лаборатории. Свойства кислородаи серы: аллотропия и физические свойства аллотропных модификаций; окислительные свойства кислорода и серы в реакцияхс простыми веществами. Восстановительные свойства серы. Окисление кислородом сложных веществ. Окислительные свойства озона. Применение кислорода и озона. Применение серы. Сероводород, нахождение в природе, получение, строение молекулы и свойства: физические и химические. Сероводороднаякислота и сульфиды. Оксид серы (ІV), его свойства. Сернистаякислота и ее соли. Серная кислота: промышленное производство, физические и химические свойства (окислительные и обменные). Применение серной кислоты. Соли серной кислоты. Азот. Нахождение в природе, получение. Строение молекулы. Окислительные и восстановительные свойства азота. Применение азота. Аммиак: получение, строение молекулы, свойства(основные, реакции комплексообразования, восстановительные, окислительные, реакции с органическими веществами и с

углекислым газом). Соли аммония и их применение. Оксидыазота, их строение и свойства. Азотная кислота: получение, строение молекулы и свойства. Нитраты, их термическое разложение. Распознавание нитратов и их применение. Фосфор. Нахождение в природе, получение. Аллотропия ифизические свойства модификаций. Окислительные свойства(реакции с металлами) и восстановительные свойства фосфора(реакции с галогенами, кислородом, концентрированной сернойи азотной кислотами). Оксид фосфора (V). Фосфорные кислотыи их соли. Углерод. Нахождение в природе. Аллотропия и физическиесвойства модификаций (повторение). Химические свойства углерода: восстановительные (взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, водой, оксидом меди (ІІ), концентрированной серной и азотной кислотами) и окислительные (взаимодействие с металлами, водородом, кремнием, бором). Получение, свойства и применение оксидов углерода.

Угольная кислота и ее соли. Кремний. Нахождение кремния в природе и его получение. Аллотропия и свойства аллотропных модификаций кремния. Восстановительные (реакции с галогенами, кислородом, растворами щелочей) и окислительные свойства кремния (реакции сметаллами). Применение кремния. Оксид кремния, кремниеваякислота и ее соли. Силикатная промышленность.

К и с л о т ы о р г а н и ч е с к и е и н е о р г а н и ч е с к и е. Состав, классификация и номенклатура неорганических и органических кислот. Получение важнейших органических и неорганических кислот. Химическиесвойства (реакции с металлами, соксидами металлов, с основаниями, с солями, со спиртами). Окислительновосстановительные свойства кислот. Особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и щавелевой

кислоты.

О с н о в а н и я о р г а н и ч е с к и е и н е о р г а н и ч ес к и е. Состав, классификация, номенклатура неорганических иорганических оснований. Основные способы получения гидроксидов металлов (щелочей — реакциями металлов и их оксидов сводой, нерастворимых оснований — реакцией обмена). Получение аммиака иаминов. Химические свойства оснований: щелочей (реакции с кислотами, кислотными оксидами, растворамисолей, с простыми веществами, с галоидопроизводными углеводородов, фенолом, жирами); нерастворимыхоснований (реакции с кислотами, реакции разложения).

А м ф о т е р н ы е о р г а н и ч е с к и е и н е о р г а н и ч ес к и е с о е д и н е н и я. Способы получения амфотерных соединений (амфотерных оснований и аминокислот), их химические свойства. Относительность деления соединений на кислоты и основания.

Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г ан и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятия «генетической связи» и «генетического ряда». Основные признаки генетического ряда. Генетические ряды металлов (на примере кальция и железа) и неметаллов (на примере серы икремния) и переходного элемента (на примере алюминия). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии.

Единство мира веществ.

Х и м и я и п р о и з в о д с т в о. Химическая промышленность. Химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Производство аммиака и метанола в сравнении. Биотехнология. Нанотехнология.

Х и м и я и с е л ь с к о е х о з я й с т в о. Основные направления химизации сельского хозяйства. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Пестициды и их классификация. Химизация животновоства.

Химия я и п р о б л емы о х р а ны о к р ужающе й с р е д ы. Основные факторы химического загрязнения окружающей среды. Охрана атмосферы, водных ресурсов, земельных ресурсов от химического загрязнения.

Х и м и я и п о в с е д н е в н а я ж и з н ь ч е л о в е к а. Лекарства. Моющие и чистящие средства. Химические средства гигиены и косметики. Международная символика по уходу за текстильными изделиями. Маркировка на упаковках пищевых продуктов и информация, которую она символизирует.


Учебно-тематический план.
11 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Практические работы

Контрольные работы

1

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева


9

8




1

2

Строение вещества


15

14




1

3

Химические реакции


21

20

2

1

4

Вещества и их свойства


49

47

5

2

5

Химия и общество


8

8










Всего:

102

90

7

5


III. Календарно – тематическое планирование11 класс (3 часа в неделю)




Дата

Тема урока

Эксперимент







Тема1. «Строение атома».9 час









Вводный инструктаж по ТБ.

Строение атома.










Состояние

электрона в атоме. Квантовые числа









Строение электронных оболочек атомов.








Валентные возможности атомов химических элементов










Периодический закон и строение атома









Зависимость

свойств элементов и соединений от их положения в ПСХЭ. Значение Периодического закона.









Обобщение и систематизация знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»









Контрольная работа №1 по теме «Строение атома»









Анализ контрольной работы










Тема 2.«Строение вещества. Дисперсные системы и растворы». 15 час.









Химическая связь. Ионная связь











Ковалентная связь











Металлическая связь










Водородная связь

Основные типы межмолекулярного взаимодействия










Решение расчетных задач по теме. 1. Расчеты по химическим формулам.









Понятие о дисперсных системах, их и классификация и значение.


Л.О.№1Знакомство с коллекциями пищевых, медицинских и биологических гелей и золей.

Л.О.№2. Получение коллоидного раствора хлорида железа






Чистые вещества и смеси.










Теория строения химических соединений











Полимеры











Классификация полимеров









Решение расчетных задач по теме.2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси.








Решение расчетных задач по теме.3. Вычисление молярной концентрации растворов.






Обобщение и систематизация знаний по теме









Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества. Дисперсные системы и растворы»









Анализ контрольной работы










Тема 3. «Химические реакции».21 час.









Классификация химических реакций по числу

и составу реагирующих веществ и другим признакам


Л.О.№3

Разложение пероксида водорода с помощью оксида меди (ІІ)






Классификация

реакций по изменению степеней окисления

атомов









Тепловые эффекты и причины протекания химических реакций









Решение расчетных задач по теме.1. Расчеты по термохимическим уравнениям









Решение расчетных задач по теме.2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплоте образования реагирующих веществ и продуктов реакции.






Почему протекают реакции









Скорость химической реакции










Зависимость









Катализаторы и катализ


Л.О.№4. Знакомство с коллекцией СМС, содержащих энзимы






Решение расчетных задач по теме.4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ.









Решение расчетных задач по теме.5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции».






Химическое равновесие









Скорость химических реакций

Практическая

работа № 1






Электролитическая диссоциация









Окислительно-восстановительные реакции









Гидролиз солей









Решение расчетных задач по теме.3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации.









ПТБ (П.р.)

«Гидролиз»

Практическая работа №2






Решение расчетных задач по теме.6. Нахождение константы равновесия









Обобщение и систематизация знаний по теме









Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции»











Тема 4.Вещества и их свойства.49 час










Вводный инструктаж по ТБ Классификация неорганических веществ. Комплексные соединения неорганические и органические.


Л.О.№8. Взаимодействие многоатомных спиртов и глюкозы с фелиновой жидкостью.Л.О.№ 9. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+






Классификация

органических

веществ.

Л.О.№ 10. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ






Общая характеристика металлов и их соединений









Химические

свойства металлов


Л.О.№11. Взаимодействие металлов с растворами

кислот и солей






Коррозия металлов










Получение металлов


Л.О.№12. Ознакомление с коллекцией руд






Электролиз.

Химические источники тока

Л.О.№13.Ознакомление с коллекцией химических источников тока (батарейки, свинцовые аккумуляторы)






Щелочные металлы









Бериллий, магний и щелочно-

земельные металлы









Алюминий и его соединения


Л.О.№14. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. Л.О.№15. Получение и изучение свойств гидроксида алюминия






Металлы побочных подгрупп. Медь. Серебро.


Л.О.№16. Качественные реакции на катионы меди. Л.О.№17. Разложение гидроксида меди (II)







Цинк


Л.О.№18. Получение и исследование свойств гидроксида цинка






Хром









Марганец









Железо









Решение расчетных задач по теме.1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.








Решение комбинированных задач









Контрольная работа по теме: Металлы









Общая характеристика неметаллов и их соединений










Общие химические свойства неметаллов









Галогены и их соединения.


Л.О.№19. Качественные реакции на галогенид ионы






Халькогены —

простые вещества









Соединения серы

Л.О.№20. Ознакомление с коллекцией природных соединений серы.

Л.О.№21. Качественные реакции на сульфид- и сульфит- и сульфат анионы






Азот и его соединения.


Л.О.№22. Качественная реакция на ион аммония.

Л.О.№23. Распознавание нитратов






Фосфор и его

соединения.

Л.О.№24. Качественная реакция на фосфат – анион








Углерод и его

соединения


Л.О.№25. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с соляной кислотой и исследование его свойств.

Л.О.№26Качественная реакция на карбонат-анион






Кремний и его

соединения.


Л.О.№27. По-

лучение кремниевой кислоты взаимодействием раствора силиката натрия с сильной кислотой.

Л.О.№28. Растворение кремниевой кислоты в щелочи






Решение расчетных задач по теме.3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.









Обобщение и систематизация знаний по химии элементов










Контрольная работа № 4. «Неметаллы»











Анализ контрольной работы









Кислоты органические и не-

органические









Основания органические и

неорганические









Амфотерные органические и

неорганические вещества









Генетическая

связь между классами органических и не-

органических

соединений









Решение расчетных задач по теме.4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов.









Решение расчетных задач по теме.5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов.






Решение расчетных задач по теме.6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания.






Решение расчетных задач по теме.7. Комбинированные задачи.






ПТБ (П.р.) №3

«Получение газов и изучение их свойств»

Практическая работа № 3 ,

Практическая работа № 4
Практическая

работа № 5 Практическая работа № 6 Практическая работа № 7






ПТБ (П.р.) №4

«Решение экспериментальных задач по органической химии»






ПТБ (П.р.) №5

«Решение экспериментальных задач по неорганической химии»






ПТБ (П.р.) №6

«Сравнение свойств неорганических и органических соединений»






ПТБ (П.р.) №7

«Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»






Обобщение и систематизация знаний по теме









Итоговое тестирование









Анализ контрольной работы










Химия и производство









Химия и сельское хозяйство










Химия и проблемы окружающей среды









Химия и повседневная жизнь человека


Л.О.№29. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных

Л.О.№30. Изучение международной символики по уходу за текстильными изделиями и маркировки на упаковках пищевых продуктов






Решение расчетных задач экологического содержания










Конференция «Роль химии в моей жизни»









Обобщение и систематизация темы «Химия в жизни общества»









Обобщение и систематизация знаний по курсу химии









Резервное время. Решение задач









Решение задач по органической химии









Решение расчётных задач