Главная страница

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы по литературе для 5 11 классов для общеобразовательной школы



Скачать 392.59 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы по литературе для 5 11 классов для общеобразовательной школы
Дата11.04.2016
Размер392.59 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2010 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).

Программно-методическое обеспечение: // Литература. 11 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; // Литература. 11 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. В.И.Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

По Федеральному базисному плану на изучение литературы в 11 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Задачи литературного образования в 11 классе

  • Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека

  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции

  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства

  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности

  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью

  • Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;

Выразительное чтение художественного текста;

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

Анализ и интерпретация произведения;

Составление планов и написание отзывов о произведениях;

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Основные виды устных и письменных работ.

Устно:   выразите6льное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

 Устный пересказ всех видов—подробный, выборочный,  от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста)— главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.

  Подготовка характеристики героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.

   Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

  Рецензия  на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.

  Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

     Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)

   Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.

  Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

   Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.

  Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

Основное содержание программы (102 ч.)

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.



Тема, раздел

Кол-во часов

1.

Введение.

1

2.

Литература начала 20 века

1

3.

Литература 20-х годов

53


4.

Литература 30-х – начала 40-х годов

20 века

22

5.

Литература периода Великой Отечественной войны

5

6.

Литературный процесс 50-80-х годов

16

7.

Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий.

4




Итого:

102



Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)


Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века. (1 час.)

И. А. Бунин (4 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в расска прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (7 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (2 час.)


И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов и К. Д. Бальмонт. (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

А. А. Блок (7 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский (6 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (6 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева (2час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

А. А. Ахматова (4 час)


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

М. А. Булгаков (6 часов)


Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце» ( Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов (2 час)


Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.

М. А. Шолохов (7 час)


Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература второй половины XX века



Литература периода Великой Отечественной войны (2 час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории.

А. Т. Твардовский (2 час)


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

А. И. Солженицын (3 час)


Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. Г. Распутин (2 час)

Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 час)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Обзор литературы последнего десятилетия (4 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Произведения для заучивания наизусть.

 И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).

В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).

А.А. Блок. Незнакомка.  Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте.

С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к блоку («Имя твоё—птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».

А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». Родная земля.

 Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Тематическое планирование



урок

Тема

Кол-во часов






1

Сложность и самобытность русской литературы ХХ столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

1

Обзорная лекция с привлечением материала вводной статьи учебника, репродукций картин М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, К.С.Петрова!Водкина, а также музыкальных произведений С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина.




2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века.

1

Обзор с обобщением изученного материала по творчеству

Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.





3


4
5

ТВОРЧЕСТВО И.А. БУНИНА

Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.


Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).

Образ «закатной» цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».



3

Историко-биографический очерк с привлечением дневниковых записей писателя, фрагментов «Окаянных дней», отзывов Л.Н. Толстого о бунинском творчестве, нобелевской речи Бунина.

Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина (см. соответствующий раздел учебника).

Анализ рассказа в контексте творческого метода Бунина (взаимодействие реалистических и символистских черт художественной

изобразительности).




6

Письменная работа по творчеству И. А. Бунина.

1









7

8

9
10
11


ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Судьба и творчество М. Горького.
Романтические рассказы и легенды в раннем творчестве М. Горького.

Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне».
Спор о правде и мечте в драме Горького.
Нравственно-философские мотивы пьесы.



5

Историко-биографический очерк с привлечением воспоминаний современников (И.А. Бунина, В. Ходасевича, Р. Роллана и др.).

Анализ рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» с обобщением знаний по теории романтизма.

Рассмотрение проблематики и системы образов пьесы с уяснением понятий «полилог» и «центробежная драматургия».
Анализ конфликта пьесы в проблемном звучании его составляющих. Феномен образа Луки в пьесе (с привлечением дополнительного материала учебника).

Анализ финала пьесы в контексте изученных ранее произведений (тема Человека и ее разрешение в произведениях Горького разных лет).Ответы на вопросы к соответствующему разделу учебника.





12-13

Сочинение по творчеству М. Горького

2

Работа по развитию речи с использованием материала учебника (см. перечень тем сочинений).





14

15

ТВОРЧЕСТВО А.И. КУПРИНА

Художественный мир А.И. Куприна.Рассказ «Гранатовый браслет».




Красота «природного» человека в повести «Олеся».


2

Рассмотрение жизненного и творческого пути писателя, особенностей его поэтики. Выявление специфики типичного героя Куприна в процессе анализа «Гранатового браслета».
Анализ повести с закреплением понятия о «купринском» герое. Сопоставление образа Олеси с героиней рассказа «Аllez!» (см. «Самостоятельный анализ текста»).




16

Нравственно-философская проблематика рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот».


1

Выявление специфики прочтения Л.Андреевым евангельского сю!жета (вопросы 3—4 в конце соответствующего раздела учебника,

закрепление понятия «вечные сюжеты»).





17

Письменная работа по творчеству А. И. Куприна и Л. Андреева

1








18

19

20

21


22


«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

«Серебряный век» русской поэзии.
Символизм и русские поэты-символисты.
В.Я. Брюсов — «идеолог» русского символизма.


«Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д. Бальмонта.

Своеобразие поэтического творчества И.Ф. Анненского.


1

1


1


1

1



Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обоснованием термина «серебряный век» применительно к рассматриваемому периоду литературы.

Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Дм. Мережковского, З. Гиппиус, В. Соловьева. Работа над понятием «символ».

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики В. Брюсова (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Юному поэту» в соответствующем разделе учебника).

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К. Бальмонта (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Сонеты солнца» в соответствующем разделе учебника).
Основные этапы творческого пути и особенности поэтики И. Анненского (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Стальная цикада» в соответствующем разделе учебника).





23

Письменная работа по лирике поэтов-символистов.


1

Письменный анализ стихотворения В. Брюсова, К. Бальмонта,

И. Анненского (по выбору).





24

25

26

27

28

ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА

Жизненные и творческие искания А. Блока.
Тема «страшного мира» в лирике А. Блока.

Россия и ее судьба в поэзии А. Блока.
Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать».


Символика поэмы и проблема финала.


5


Историко-биографический очерк с рассмотрением особенностей периодизации творчества поэта («трилогия вочеловечения»), его связей с другими художниками (А. Белый и поэты-младосимволисты).
Обзор «городской» лирики Блока с детальным анализом стихотворений «Незнакомка» и «На железной дороге».
Анализ пяти стихотворений «На поле Куликовом» в контексте цикла «Родина» (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Россия» в соответствующем разделе учебника).
Анализ сюжета и образной системы «Двенадцати» с использованием фрагментов статьи Блока «Интеллигенция и революция» и иллюстраций к поэме художника Ю. Анненкова.

Дискуссионное обсуждение финала «Двенадцати» с привлечением различных его трактовок (используя материал учебника).





29-30

Сочинение по творчеству А. Блока.


2

Работа по развитию речи с использованием материала учебника

(см. перечень тем сочинений).Блока.






31-32

Преодолевшие символизм.
Кризис символизма и новые направления в русской поэзии.



2

Общая характеристика акмеизма, футуризма, новокрестьянской

поэзии с опорой на творчество Н. Гумилева, С. Городецкого, И. Северянина, В. Хлебникова, Н. Клюева.






33


34

ПОЭЗИЯ Н.С. ГУМИЛЕВА

Гумилев. Поэзия и судьба.

Лирический герой поэзии Н. Гумилева.


2

Очерк жизни и творчества Н. Гумилева с рассмотрением особенностей художественного кредо поэта (см.«Самостоятельный анализ текста»). Н. Гумилев и А. Блок о сущности поэтического искусства.

Анализ стихотворений «Как конквистадор в панцире железном...», «Жираф», «Кенгуру» и др. с отработкой понятий «лирический герой-маска», «неоромантизм», «экзотизм».






35


36


37

ТВОРЧЕСТВО А.А.АХМАТОВОЙ

Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.

Мотивы любовной лирики А. Ахматовой.

Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием».



3


Очерк жизни и творчества А. Ахматовой в контексте «серебряного века» и постреволюционного времени (с использованием живописных портретов Ахматовой работы К. Петрова!Водкина, А. Модильяни, Н. Альтмана и др.).

Анализ стихотворений из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая» с включением самостоятельного анализа стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» (см. схему анализа в соответствующем разделе учебника).

Целостный анализ текста с рассмотрением евангельских мотивов и литературных реминисценций. Обращение к музыкальному воплощению жанра («Реквием» В.А. Моцарта).





38

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.


1

Работа по развитию речи с использованием материала учебника

(см. перечень тем сочинений в конце раздела).





39

40

ТВОРЧЕСТВО М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Судьба и стихи М. Цветаевой.


Тема дома — России в поэзии Цветаевой.


2


Очерк жизни и творчества М. Цветаевой с опорой на историко-биографические связи (творческий диалог с А. Ахматовой, М. Волошиным, В. Маяковским, Б. Пастернаком и др.).

Анализ стихотворений «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Пригвождена» и др. в контексте биографии поэта. Архетипический образ Дома в русской классической литературе.





41

Письменная работа по творчеству М.И. Цветаевой.

1

Письменный анализ стихотворения или ответ на проблемный вопрос (с использованием материалов учебника).





42

К А. АВЕРЧЕНКО И ГРУППА «САТИРИКОНА»

А. Аверченко и «короли смеха» из группы «Сатирикона».


1

Общая характеристика творчества А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон-Аминадо с закреплением понятий «карнавальный смех», «ирония», «пародия» и др.ороли смеха из журнала «Сатирикон».






43
44

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 х гг.

Литературные направления и группировки в 20-е годы.

Жанр антиутопии в прозе 20-х годов. Роман Е. Замятина «Мы».


2


Обзор с использованием материала учебника.

Обзорное рассмотрение проблематики романа с обобщением темы социальной утопии в русской и мировой классике.










45


46


47


48

49

ТВОРЧЕСТВО В.В.МАЯКОВСКОГО

Творческая биография В.В. Маяковского.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского.

Тема художника и революции в творчестве В. Маяковского.

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского.

«Как живой с живыми…» (Маяковский о назначении поэта.)



5



Историко-биографический очерк с привлечением фрагментов автобиографии «Я сам», материалов выступлений Маяковского на поэтических вечерах, работ Маяковского-художника.

Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно» и др. с позиций общности лирического героя и тематики (с привлечением материалов раздела и вопросов учебника).

Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств» и др. с включением доклада о революционных поэмах Маяковского (см. темы докладов и рефератов).

Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся» (см. схему самостоятельного анализа в соответствующем разделе учебника), обзорная характеристика пьес «Клоп» и «Баня» (самостоятельный доклад учащегося).

Обобщение ранее изученного («Необычайное приключение…»),

анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и

вступления к поэме «Во весь голос». Обсуждение проблемы «Маяковский сегодня».





50

Письменная работа по творчеству В.В. Маяковского


1

Работа по развитию речи с использованием материала учебника





50-54

Поэзия С.А. Есенина Жизнь и творчество. Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике.

Тема родины в поэзии Есенина. Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»

Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Анализ стихотворений «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,

Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта.

Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

5







55

Сочинение по творчеству С. А. Есенина.


1







56-57

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов.

2







58

Историческая проза А. Н. Толстого. Роман «Петр Первый». Анализ.

1







59-63

Творчество М. А. Шолохова .Судьба и творчество Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа. Широта эпического повествования.

Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.

Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.

Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

5







64-65

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

2







66-70

Жизнь и творчество М. А. Булгакова

Повесть «Собачье сердце». Проблема соотношения ученого и власти, ответственности за содеянное.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе.

Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.

Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе.

Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

5







71

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова.


1







72-73

Поэзия Б. Л. Пастернака. Тема поэта и поэзии, искусства и ответственности, Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво».



2







74

Письменная работа по лирике Б.Пастернака.


1







75-76

Проза А. П. Платонова. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова.

Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.


2







77

Проза В. В. Набокова.


1







78-79

Литература периода Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России.



2







80-81

Поэзия А. Т. Твардовского. Жизнь и творчество. Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

2







82

Поэзия Н.А. Заболоцкого.


1







83-87

Литературный процесс 50-х – 80-х годов.

5







88-89

Проза В. М. Шукшина.

2







90

Письменная работа по творчеству В. М.Шукшина.

1







91

Поэзия Н. М. Рубцова. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.

1







92-93

Проза В.П.Астафьева. Повесть «Царь-рыба». Чтение и анализ. Роман «последний поклон». Автобиографичность произведения.

2







94-95

Проза В. Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

Повесть «Живи и помни». Тема нравственного выбора в повести.

2







96-97

Проза А. И. Солженицына. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести.

Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Рассказ «Матренин двор» Чтение, анализ. Образ «праведника» в творчестве Солженицына.


2







98

Письменная работа по творчеству А. И. Солженицына.


1







99-101

Новейшая русская проза 80-х – 90-х годов.

3







102

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

1






.

Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать

- образную природу словесного искусства

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико – литературные понятия;

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1 Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – с.

2 Базовый учебник «Русская литература XX века. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы В.А .Чалмаев, С.А. Зинин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Русское слово», 2012.

3 Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание» в двух частях, Автор Н.В. Егорова; Москва, «ВАКО», 2007.

4 Ресурсы ИКТ

5 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006.

6 БЭНП «Литература» CD

7 БЭНП Кирилла и Мефодия 2006г CD

8 Презентации по авторам и темам