Главная страница

Урок русского языка. 11 класс. Учитель Л. В. Ильина 2015 год цели



Скачать 58.42 Kb.
НазваниеУрок русского языка. 11 класс. Учитель Л. В. Ильина 2015 год цели
Дата08.04.2016
Размер58.42 Kb.
ТипУрок

АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ.

РАБОТА С ОДНИМ ТЕКСТОМ ПО РАЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ.

Урок русского языка.

11 класс.

Учитель Л.В. Ильина

2015 год

ЦЕЛИ:

Обучающая: формировать умения анализа текста художественного стиля с целью написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (часть С); научить выделять в тексте несколько проблем, выбирать одну проблему для написания сочинения; научить строить свою работу поэтапно

Развивающая: развивать коммуникативные навыки в ситуации общения на уроке, строить свои высказывания, выражать свою позицию по различным проблемам.

Воспитательная: на основе текста Константина Паустовского воспитывать любовь к природе, родине; воспитывать внимание к слову, к родной речи.

Предварительная подготовка: текст К. Паустовского предварительно распечатать к уроку, на отдельном листе для каждого ученика распечатать аргументы (для выполнения задания в группах)

ХОД УРОКА

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстами художественного стиля. Работа направлена на написание сочинения-рассуждения (часть С) на ЕГЭ. Перед тем как начать работать с текстом, давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения.

  1. Проблема, которая поднимается в тексте

  2. Комментарий проблемы

  3. Позиция автора

  4. Собственное мнение

  5. Аргументы (не менее двух)

(структура сочинения-рассуждения уже известна ученикам, они также знакомы с критериями оценивания работы)

- Каковы особенности текста художественного стиля?

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1) Чтение текста Константина Паустовского (см. приложение)

2) Работа по тексту.

а) Для того чтобы сформулировать проблему, необходимо сформулировать ВОПРОСЫ по тексту. Перечитайте ещё раз текст самостоятельно, сформулируйте вопросы, которые можно задать по тексту и запишите вопросы в тетрадь.

(ученики записывают вопросы, озвучивают их, затем сравнивают свои вопросы с вопросами, которые заранее спроецированы на интерактивной доске)

- О чём вспоминают на войне герои текста?

- Какие чувства вызывают эти воспоминания?

- Какое действие оказывает природа на человека?

(Ученики добавляют, исправляют свои записи)

б) На основе составленных вопросов сформулируйте ПРОБЛЕМЫ и запишите их в тетрадь.

(работа также выполняется сначала самостоятельно, затем ученики сверяются с доской)

Проблемы:

  1. Проблема войны и мира (война противоестественна для человека, так как даже под пулями он думает о прекрасных картинах природы)

  2. Проблема любви к родным местам (красота природы вызывает особые чувства)

  3. Проблема взаимоотношений природы и человека (природа оказывает благотворное влияние на человека)

в) При написании сочинения-рассуждения дома вы выберете одну из проблем, наиболее близкую вам. Надо также учитывать свои возможности по приведению аргументов. Поэтому КОММЕНТАРИЙ по проблеме продумаете, непосредственно работая над сочинением. Не забудьте, что необходимо указать, насколько проблема АКТУАЛЬНА в современном мире.

г) Следующий этап работы – ОПРЕДЕЛИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ, его отношение к тем проблемам, о которых он пишет. Мы с вами уже работали с текстом художественного стиля, поэтому вспомните, какие вопросы могут помочь понять позицию автора?

(С каким чувством автор говорит о проблемах в этом тексте?)

- Что поможет нам понять, с каким чувством автор пишет о проблемах, волнующих его? Это легче понять в текстах публицистического стиля, а мы с вами, напоминаю, работаем с текстом художественного стиля.

(Обращаем внимание на средства художественной выразительности)

- Рассматривать следует по порядку (по проблемам)

д) Учащиеся самостоятельно выполняют работу (выписывают в тетрадь или подчёркивают средства художественной выразительности в тексте). Затем идёт обсуждение, какие средства помогают понять авторскую позицию по каждой проблеме.

1. Проблема войны и мира («солнце дымилось в обесцвеченном небе», «раскалённая земля»)

2. Проблема любви к родным местам (родные места описывает с чувством восторга: «с замиранием сердца», «сжалось сердце»; предложения неполные, что характерно для разговорной речи, герой, будто при беседе, делится впечатлениями)

3. Проблема взаимоотношения природы и человека (автор детально описывает пейзаж, красоты родных мест захватывающая, боль оттого, что, возможно, герой их больше не увидит; кроме того, по этой проблеме авторская позиция заявлена открыто в последних предложениях)

е) следующий этап – высказать СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ по выбранной проблеме, выразив согласие или несогласие с позицией автора.

ж) Далее необходимо будет сформулировать ДВА АРГУМЕНТА (из литературы (художественной, публицистической, научной) или из жизненного опыта – как аргументы оцениваются при проверке, мы рассматривали ранее, поэтому вы знаете, что аргументация из литературы предпочтительнее)

Для того чтобы подобрать аргументы вы можете опираться на следующие вопросы:

- Почему я так считаю?

- Почему, на мой взгляд, нужно любить природу?

- Почему именно на войне человек вспоминает красоту родной природы?

- Как природа воздействует на человека?

(ученики продумывают аргументы, наиболее удачные записываются)

з) Задание (работа в группах) (см. приложение)

Перед вами примеры аргументов, которые вы можете использовать в своём сочинении. Аргументы можно отнести к разным проблемам, которые мы обозначили в тексте. Распределите их по группам:

Первая группа - проблема войны и мира

Вторая группа – проблема любви к родным местам

Третья группа – проблема взаимоотношений природы и человека

Не забудьте, что каждый аргумент должен быть подтверждён конкретным примером, иначе это будут просто слова, а не доказательства.

3.Рекомендации к написанию работы.

Приступая к написанию работы, не стоит увлекаться эмоциями. Всё должно быть точным, чётко должны звучать проблемы, при этом стоит уходить от частных проблем в тексте к общим. Не вопросы текста, а проблемы общества, государства, человечества в целом. Не должно быть общих фраз, потому что проверяется ваше умение работать с текстом. Точно должно выражаться авторское отношение – пользуйтесь примерами из текста. Аргументируйте свою позицию доказательно и уверенно. Большего количества баллов заслуживает работа, в которой чувствуется ваша личная озабоченность проблемами – напишите, как вас касаются эти проблемы, задумывались ли вы раньше об этом, стоит ли поменять отношение вам лично.

При проверке черновых записей обратите внимание на стройность созданного вами текста, на его логичность, на последовательность изложения мыслей. Задумайтесь над каждым лексическим значением слова, не экспериментируйте с незнакомыми словами. Исправьте неоправданные повторы. Перечитайте текст ещё раз.

  1. Подведение итогов.

Мы проделали большую работу по анализу текста художественного стиля. Какие этапы работы кажутся вам наиболее сложными?

  1. Домашнее задание.

Составить план работы (вступление, основная часть (проблема, комментарий, позиция автора, согласие или несогласие с авторской позицией, аргументы), заключение. Подумайте, какой вид вступления вы выберете, какое заключение будет уместным.

Написать сочинение-рассуждение по тексту К. Паустовского (не менее 150 слов). Не забывайте про абзацное членение.

(С видами вступления, вариантами заключения и с абзацным членением текста сочинения ученики познакомлены ранее)