Главная страница


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов



НазваниеРабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов
страница3/3
Дата17.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3
Раздел V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного

предмета БИОЛОГИЯ



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования

Д




1.2.

Авторские рабочие программы по биологии В.В. Пасечника

Д




1.3.

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464 с.-(В помощь школьному учителю).

Д




1.4.

Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.-соста. Е.Ю Щелчкова.-Волгоград: Учитель, 2010. – 293 с.

Д




1.5.

Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-168 с.

Д




1.6.

Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.


Р




1.7.

Учебники (баз.)

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений.– М.: Дрофа, 2005 – 2009.


Р




1.8.

Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал

Ф
















2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ




Таблицы







2.1.

Портреты ученых, внёсших значительный вклад в раз­витие биологической науки.


Д




2.2.

Правила поведения в учебном кабинете.

Правила поведения на экскурсии.


Д




2.3.

Развитие животного и растительного мира

Д




2.4.

Размножение растений

Д




2.5.

Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, от­носящихся к основным группам органических веществ.

Сукцессия.

Биотехнология.

Генетика.

Основы экологии.

Центры происхождения культурных растений и домашних животных.


Д




2.6.

Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность)

Д




2.7.

Передние конечности млекопитающих

Д




2.8.

Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву

Д




2.9

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности




Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

2.10.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности




Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики)

3

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)




Видеофильмы







3.1

Основы цитологии

Д




3.2

Основы селекции

Д




3.3

Общая биология

Д







Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,;

«Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы»

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-

справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

4.1.

Стол для проектора

Д




4.2.

Экран

Д

Минимальный размер 1,5х1,5 м

5

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ




Приборы, приспособления







5.1

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

Р

П

Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

5.2

Микроскоп школьный ув. 300-500

Р




5.3

Микроскоп лабораторный

Р




6.

МОДЕЛИ




Модели объемные







6.1

Модель молекулы ДНК

Д







Муляжи

Д
















7.

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

7.1.

Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспо­собленность, результаты искусственного отбора.


Р

Используется раздаточный материал




Микропрепараты

Р




7.2

Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида жи­вотных. Микропрепараты митоза в клетках ко­решков лука; хромосом.


Р




7.3

Комнатные растения по экологическим группам

Д





Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),

П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).

Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета




Обучающиеся научатся




1.

Предметные результаты






Раскрывать понятия:

- свойства живого;

  • методы исследования в биологии;

  • значение биологических знаний в современной жизни;

  • профессии, связанные с биологией;

  • уровни организации живой природы.


— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;

  • особенности вирусов как неклеточных форм жизни.

  • проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций фер­ментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;


Объяснять:

  • особенности строения клетки эукариот и прокариот;

  • функции органоидов клетки;

  • основные положения клеточной теории;

  • химический состав клетки;

  • клеточный уровень организации живого;

  • строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;

  • обмен веществ и превращение энергии как основу жиз- недеятельности клетки;

  • рост, развитие и жизненный цикл клеток;

  • особенности митотического деления клеток:

  • использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;


Объяснять понятия:

  • мейоз;

  • особенности индивидуального развития организма;

  • основные закономерности передачи наследственной информации;

  • закономерности изменчивости;

  • основные методы селекции растений, животных и мик­роорганизмов;

  • особенности развития половых клеток.

  • именты для изучения кле­ток живых организмов.

описывать организменный уровень организации живо­го;

  • раскрывать особенности бесполого и полового размно­жения организмов;

  • характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.

Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;

  • экологические факторы и условия среды;

  • основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

  • движущие силы эволюции;

  • пути достижения биологического прогресса;

  • популяционно-видовой уровень организации живого;

  • развитие эволюционных представлений;

  • синтетическую теорию эволюции.

  • использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения мор­фологического критерия видов

  • определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»;

  • структуру разных сообществ;

  • процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой.

  • выстраивать цепи и сети питания для разных био­ценозов;

  • характеризовать роли продуцентов, консументов, реду­центов.

Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

  • особенности антропогенного воздействия на биосферу;

  • основы рационального природопользования;

  • основные этапы развития жизни на Земле;

  • взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

  • круговороты веществ в биосфере;

  • этапы эволюции биосферы;

  • экологические кризисы;

  • развитие представлений о происхождении жизни и со­временном состоянии проблемы;

  • значение биологических наук в решении проблем ра­ционального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

  • характеризовать биосферный уровень организации жи­вого;

  • рассказывать о средообразующей деятельности орга­низмов;

  • приводить доказательства эволюции;

демонстрировать знание основ экологической грамот­ности: оценивать последствия деятельности человека в при­роде и влияние факторов риска на здоровье человека; выби­рать целевые и смысловые установки в своих действиях и по­ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохра­нению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.




2

Метапредметные результаты обучения








Учащиеся смогут:

  • определять понятия, формируемые в процессе изуче­ния темы;

  • классифицировать и самостоятельно выбирать крите­рии для классификации;

  • самостоятельно формулировать проблемы исследова­ния и составлять поэтапную структуру будущего самосто­ятельного исследования;

  • при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках пред­ложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • формулировать выводы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;

  • применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;

  • владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • использовать информационно-коммуникационные тех­нологии при подготовке сообщений, мультимедийных пре­зентаций;

  • демонстрировать экологическое мышление и приме­нять его в повседневной жизни.







3

Личностные результаты обучения








  • Воспитание у учащихся чувства гордости за россий­скую биологическую науку;

  • осознание учащимися, какие последствия для окру­жающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным по­ступкам и действиям на благо природы;

  • умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;

  • понимание значения обучения для повседневной жиз­ни и осознанного выбора профессии;

  • признание права каждого на собственное мнение;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.










Ученик получит возможность научиться







Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;

Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;

Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.







Критерии освоения материала:

Усвоение базового уровня не менее 50% - «удовлетворительно»,

Усвоение более 50% базового уровня и 25% повышенного уровня – «хорошо»,

Усвоение не менее 75% базового и 50% повышенного уровня – «отлично»





Раздел VII. Формы контроля.

Формы контроля уровня усвоения знаний учащимися: самопроверка, взаимопроверка, устный и письменный контроль со стороны учителя, тестирование, семинары, подготовка сообщений, рефератов, презентаций.

Домашние задания учащиеся получают по материалу учебника и рабочей тетради, творческие и дополнительные задания предполагают расширенный поиск информации в Интернете и библиотеках.

Результат обучения в 9 классе проверяется на государственной итоговой аттестации, поэтому в качестве контрольно-измерительных материалов рационально использовать тесты для подготовки к ГИА соответствующего года. Например: Кириленко А.А., Колесников С. И. Биология.9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие.- Изд. 3-е, дополн. – Ростов на Дону: Легион, 2012.- 256 с. – (ГИА-9.), ГИА 2014. Биология. 9 класс, Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.И. Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 158
1   2   3