|
Раздел V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета БИОЛОГИЯ
-
№
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Необходимое количество
| Примечания
| 1.
| БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
| 1.1.
| Стандарт основного общего образования
| Д
|
| 1.2.
| Авторские рабочие программы по биологии В.В. Пасечника
| Д
|
| 1.3.
| Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464 с.-(В помощь школьному учителю).
| Д
|
| 1.4.
| Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт.-соста. Е.Ю Щелчкова.-Волгоград: Учитель, 2010. – 293 с.
| Д
|
| 1.5.
| Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника / авт.сост. М.В.Оданович и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-168 с.
| Д
|
| 1.6.
| Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.
| Р
|
| 1.7.
| Учебники (баз.)
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений.– М.: Дрофа, 2005 – 2009.
| Р
|
| 1.8.
| Раздаточный материал для работы в группах, распечатки тестов, дополнительный материал
| Ф
|
|
|
|
|
| 2.
| ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
|
| Таблицы
|
|
| 2.1.
| Портреты ученых, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
| Д
|
| 2.2.
| Правила поведения в учебном кабинете.
Правила поведения на экскурсии.
| Д
|
| 2.3.
| Развитие животного и растительного мира
| Д
|
| 2.4.
| Размножение растений
| Д
|
| 2.5.
| Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Сукцессия.
Биотехнология.
Генетика.
Основы экологии.
Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
| Д
|
| 2.6.
| Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплиментарность)
| Д
|
| 2.7.
| Передние конечности млекопитающих
| Д
|
| 2.8.
| Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву
| Д
|
| 2.9
| Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности
|
| Текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
| 2.10.
| Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
|
| Виртуальные лаборатории, являющиеся проектной средой для изучения материала (строения клетки, генетики)
| 3
| ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (могут быть в цифровом виде)
|
| Видеофильмы
|
|
| 3.1
| Основы цитологии
| Д
|
| 3.2
| Основы селекции
| Д
|
| 3.3
| Общая биология
| Д
|
|
| Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,;
«Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы»
| Д/П
| Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-
справочных материалов по курсу биологии, в том числе задачник
| 4.
| ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)
| 4.1.
| Стол для проектора
| Д
|
| 4.2.
| Экран
| Д
| Минимальный размер 1,5х1,5 м
| 5
| УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
|
| Приборы, приспособления
|
|
| 5.1
| Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
| Р
П
| Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
| 5.2
| Микроскоп школьный ув. 300-500
| Р
|
| 5.3
| Микроскоп лабораторный
| Р
|
| 6.
| МОДЕЛИ
|
| Модели объемные
|
|
| 6.1
| Модель молекулы ДНК
| Д
|
|
| Муляжи
| Д
|
|
|
|
|
| 7.
| НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
| 7.1.
| Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
| Р
| Используется раздаточный материал
|
| Микропрепараты
| Р
|
| 7.2
| Строение клеток эукариот, Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом.
| Р
|
| 7.3
| Комнатные растения по экологическим группам
| Д
|
|
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),
П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).
Раздел VI. Планируемые результаты изучения учебного предмета
№
| Обучающиеся научатся
|
| 1.
| Предметные результаты
|
|
| Раскрывать понятия:
- свойства живого;
методы исследования в биологии;
значение биологических знаний в современной жизни;
профессии, связанные с биологией;
уровни организации живой природы.
— состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; представления о молекулярном уровне организации живого;
особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. основные методы изучения клетки;
Объяснять:
особенности строения клетки эукариот и прокариот;
функции органоидов клетки;
основные положения клеточной теории;
химический состав клетки;
клеточный уровень организации живого;
строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
обмен веществ и превращение энергии как основу жиз- недеятельности клетки;
рост, развитие и жизненный цикл клеток;
особенности митотического деления клеток:
использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты сущность биогенетического закона;
Объяснять понятия:
мейоз;
особенности индивидуального развития организма;
основные закономерности передачи наследственной информации;
закономерности изменчивости;
основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
особенности развития половых клеток.
именты для изучения клеток живых организмов.
— описывать организменный уровень организации живого;
раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Объяснять критерии вида и его популяционную структуру;
экологические факторы и условия среды;
основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
движущие силы эволюции;
пути достижения биологического прогресса;
популяционно-видовой уровень организации живого;
развитие эволюционных представлений;
синтетическую теорию эволюции.
использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов
определения понятий: «сообщество», «экосистема» «биогеоценоз»;
структуру разных сообществ;
процессы, происходящие при переходе с одного трофи ческого уровня на другой.
выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Знать основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
особенности антропогенного воздействия на биосферу;
основы рационального природопользования;
основные этапы развития жизни на Земле;
взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
круговороты веществ в биосфере;
этапы эволюции биосферы;
экологические кризисы;
развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
характеризовать биосферный уровень организации живого;
рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
приводить доказательства эволюции;
демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
|
| 2
| Метапредметные результаты обучения
|
|
| Учащиеся смогут:
определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
формулировать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
применять модели и схемы для решения учебных И познавательных задач;
владеть приёмами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
|
| 3
| Личностные результаты обучения
|
|
| Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
|
|
| Ученик получит возможность научиться
|
|
| Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;
Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания;обобщать и формулировать выводы;
Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
|
|
| Критерии освоения материала:
Усвоение базового уровня не менее 50% - «удовлетворительно»,
Усвоение более 50% базового уровня и 25% повышенного уровня – «хорошо»,
Усвоение не менее 75% базового и 50% повышенного уровня – «отлично»
|
|
Раздел VII. Формы контроля.
Формы контроля уровня усвоения знаний учащимися: самопроверка, взаимопроверка, устный и письменный контроль со стороны учителя, тестирование, семинары, подготовка сообщений, рефератов, презентаций.
Домашние задания учащиеся получают по материалу учебника и рабочей тетради, творческие и дополнительные задания предполагают расширенный поиск информации в Интернете и библиотеках.
Результат обучения в 9 классе проверяется на государственной итоговой аттестации, поэтому в качестве контрольно-измерительных материалов рационально использовать тесты для подготовки к ГИА соответствующего года. Например: Кириленко А.А., Колесников С. И. Биология.9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие.- Изд. 3-е, дополн. – Ростов на Дону: Легион, 2012.- 256 с. – (ГИА-9.), ГИА 2014. Биология. 9 класс, Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Г.И. Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 158 |
|
|