33 (1)
|
|
| Повторный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Реакции, идущие без изменения состава веществ.
| Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
| Д. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор.
* Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
|
|
|
34 (2)
|
|
| Изомеры и изомерия. | Изомеры и изомерия. Виды изомерии
| Д. Модели молекул
н-бутана и изобутана.
|
|
|
35 (3)
|
|
| Реакции, идущие с изменением состава веществ.
| Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии.
| Лабораторный опыт № 7
Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.
|
|
|
36 (4)
|
|
| Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.
| Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
|
| НРК 5
|
|
37 (5)
|
|
| Скорость химической реакции.
| Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные.
| Д. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.
*Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
| НРК 6
|
|
|
|
|
|
|
|
38 (6)
|
|
| Катализ и катализаторы. Ферменты как биологические катализаторы.
| Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
| Д. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и картофеля.
Лабораторный опыт № 9
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
|
|
|
39 (7)
|
|
| Обратимость химических реакций.
| Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции.
| Д. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.
|
|
|
40 (8)
|
|
| Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия.
| Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
|
| НРК 7
|
|
41 (9)
|
|
| Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость.
| Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
| * Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III).
| НРК 8
|
|
42 (10)
|
|
| Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
| Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
| Д. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.
Д. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора
*Лабораторный опыт № 9а
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
|
|
|
43 (11)
|
|
| Химические свойства воды.
| Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
| Д. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфорa (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов
|
|
|
44
(12)
|
|
| Гидролиз органических и неорганических соединений.
| Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
| Д. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла.
Лабораторный опыт № 11
Различные случаи гидролиза солей.
|
|
|
45 (13)
|
|
| Окислительно-восстановительные реакции.
| Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
| Д. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторный опыт № 10 Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
|
|
|
46 (14)
|
|
| Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза.
| Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
| Д. Модель электролизёра. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
| НРК 9
|
|
47 (15)
|
|
| Обобщающее повторение по теме «Химические реакции».
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Химические реакции».
|
|
|
|
48 (16)
|
|
| Контрольная работа № 2
по теме «Химические реакции».
|
|
|
|
|
Тема 4. Вещества и их свойства (18 часов).
Федеральный стандарт: Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, мыла, глюкоза, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде.
|
49 (1)
|
|
| Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
| Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов.
| Д. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.
*Д. Образцы металлов и их соединений. Горение серы, фосфора, железа в кислороде.
| НРК 10
|
|
|
|
|
|
| Взаимодействие меди с кислородом и серой. Взаимодействие щелочных металлов с водой.
Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями металлов.
*Лабораторный опыт № 18а Знакомство с образцами металлов и их рудами.
|
|
|
50 (2)
|
|
| Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия.
| Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
| Д. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой.
|
|
|
51 (3)
|
|
| Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.
| Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
| Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий её протекания.
*Д. Опыты по коррозии металлов и защиты от нее.
| НРК 11
|
|
52 (4)
|
|
| Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.
| Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов.
| Д. Коллекция образцов неметаллов.
*Д. Возгонка йода.
Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями неметаллов.
*Лабораторный опыт № 18б Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.
| НРК 12
|
|
53 (5)
|
|
| Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
| Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
| Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида калия*Д. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.
|
|
|
54 (6)
|
|
| Кислоты неорганические и органические.
| Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот.
| Д. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты.
Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями кислот.
| НРК 13
|
|
55 (7)
|
|
| Химические свойства кислот.
| Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации).
| Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов кислот индикаторами.
*Лабораторный опыт №12а Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторный опыт № 13 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.
Лабораторный опыт № 14 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.
Лабораторный опыт № 15 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
|
|
|
56 (8)
|
|
| Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
| Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
| Д. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью.
|
|
|
57 (9)
|
|
| Основания неорганические и органические.
| Основания неорганические и органические. Основания, их классификация.
| Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями оснований.
| НРК 14
|
|
58 (10)
|
|
| Химические свойства оснований.
| Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
| Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов оснований индикаторами
Лабораторный опыт № 16 Получение и свойства нерастворимых оснований.
*Лабораторный опыт №19
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
|
|
|
59 (11)
|
|
| Соли. Химические свойства.
| Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями.
| Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов солей индикаторами.
Лабораторный опыт № 17 Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
|
|
|
60 (12)
|
|
| Представители солей и их значение.
| Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
| Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гироксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.
Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
|
|
|
61 (13)
|
|
| Качественные реакции на ионы.
| Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)
| Д. Качественные реакции на катионы и анионы.
* Лабораторный опыт №20
Распознавание хлоридов и сульфатов.
|
|
|
62 (14)
|
|
| Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.
| Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
|
|
|
|
63 (15)
|
|
| Практическая работа №2
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
|
| Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
|
|
|
64 (16)
|
|
| Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
|
| * Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
|
|
|
65 (17)
|
|
| Обобщающее повторение по теме «Вещества и их свойства».
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Вещества и их свойства».
|
|
|
|
66 (18)
|
|
| Контрольная работа № 3 по теме: «Вещества и их свойства».
|
|
|
|
|
Резервное время (4 часа).
|
67 (1)
|
|
| Портретная галерея великих химиков.
| Знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших химические открытия.
|
|
|
|
68 (2)
|
|
| Обобщение и систематизация по курсу общей химии.
|
|
|
|
|
69 (3)
|
|
| Резервное время
|
|
|
|
|
70 (4)
|
|
| Резервное время
|
|
|
|
|