Главная страница


Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе



НазваниеРабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе
страница1/3
Э.Д. Днепров
Дата15.03.2016
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта, (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.) / Сборник нормативных документов. Химия / Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа.2006г

  • Областного базисного учебного плана Челябинской области ( приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)

  • Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»

  • Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для   8 – 11 классов;

  • Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян  (2006 год).

  • Учебным планом МКОУ Лебедёвской СОШ на 2013-2014 учебный год.

Данная программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень практических занятий и контрольных работ.

Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Учебно – воспитательные задачи:

1.Сформировать знание основных понятий и законов химии

2.Воспитывать общечеловеческую культуру, осознанную потребность в труде, подготовить к осознанному выбору профессии в соответствии с личными способностями

3.Учить наблюдать, применять полученные знания на практике

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

В соответствии с учебным планом МКОУ Лебедёвской СОШ на изучение химии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Химия. 11 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 11 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Содержание тематического планирования



Тема

Количество часов

1

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

6 ч

2

Строение вещества.

26 ч

3

Химические реакции.

16 ч

4

Вещества и их свойства.

18 ч

5

Резервное время.

4 ч

Итого:

70 ч

Для выполнения практической части программы предусматривается 24 лабораторных опыта и 3 практических работы, которые направлены на формирование и развитие специальных учебных умений и навыков у учащихся, на применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки. Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Лабораторные опыты не оцениваются, практические работы носят оценочный характер.

Выполнение практической части.




Тема по программе О. С. Габриеляна

Лабораторные опыты

Практические работы

1

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

1



2

Строение вещества.

5

1

3

Химические реакции.

5+1*



4

Вещества и их свойства.

7+5*

1+1*




Итого:

24

3


В практической части календарно-тематического планирования проведено соответствие содержания образовательной программы и примерной программы. В результате демонстрационные и лабораторные опыты из примерной программы включены в соответствии с государственными стандартами в образовательную программу (Корректировка практической части).

В календарно-тематическом планировании демонстрационные и лабораторные опыты, взятые из примерной программы, обозначены звёздочками (*Д. и *Лабораторный опыт).
Корректировка практической части


Тема урока

Образовательная программа

Примерная программа

Коррекция

Урок №11/5.

Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.



*Д. Модели металлических кристаллических решёток.

Включить демонстрационный опыт в урок № 11.

Урок №24/18.

Грубодисперсные и тонкодисперсные системы.

-

* Д. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.


Включить демонстрационный опыт в урок № 24.

Урок №33/1.

Реакции, идущие без изменения состава веществ.

Д. Превращение красного фосфора в белый.

*Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора

Включить демонстрационный опыт в урок № 33.

Урок №37/5.

Скорость химической реакции.

Д. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с со ляной кис­лотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.

*Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Включить демонстрационный опыт в урок № 37.

Урок №41/9.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость.



*Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III).

Включить демонстрационный опыт в урок № 41.

Урок №42/10.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.



*Лабораторный опыт №9а. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.


Включить лабораторный опыт в урок № 42.

Урок №49/1.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Д. Коллекция образцов металлов.

Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.

Лабораторный опыт № 18. Ознакомление с коллекциями металлов.

*Д. Образцы металлов и их соединений.

Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

*Лабораторный опыт №18а. Знакомство с образцами металлов и их рудами.

Включить демонстрационный опыт в урок № 49.

Включить лабораторный опыт в урок № 49.

Урок №51/3.

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.

Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий её протекания.

*Д. Опыты по коррозии металлов и защиты от нее.

Включить демонстрационный опыт в урок № 51.

Урок №52/4.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.

Д. Коллекция образцов неметаллов.

Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями неметаллов.


*Д. Возгонка йода.

*Лабораторный опыт № 18б Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.


Включить демонстрационный опыт в урок № 52.

Включить лабораторный опыт в урок № 52.

Урок №53/5.

Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида калия


*Д. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей

Включить демонстрационный опыт в урок № 53.

Урок №55/7

Химические свойства кислот.

Лаб. опыт № 12 Испытание растворов кислот индикаторами.


*Лабораторный опыт №12а. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Включить лабораторный опыт в урок № 55.

Урок №58/10

Химические свойства оснований.

Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов оснований индикаторами

Лабораторный опыт № 16 Получение и свойства нерастворимых оснований.

*Лабораторный опыт №19

Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.

Включить лабораторный опыт в урок № 58.

Урок № 61/13

Качественные реакции на ионы.

Д. Качественные реакции на катионы и анионы.

* Лабораторный опыт №20

Распознавание хлоридов и сульфатов.

Включить лабораторный опыт в урок № 61.

Урок № 64/16

Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».



* Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме №Металлы и неметаллы»

Включить практическую работу в урок

№ 64

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы

В результате изучения химии ученик должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классом органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и неорганических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимости скорости реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды н организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Содержание

Тема 1. Строение вещества

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетиче­ский уровень. Особенности строения электрон­ных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го пери­одов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации ато­мов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менде­леева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периоди­ческого закона.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева — графическое отображе­ние периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и груп­пах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодичес­кой системы химических элементов Д. И. Менде­леева для развития науки и понимания химиче­ской картины мира.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные крис­таллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполяр­ная ковалентные связи. Диполь. Полярность свя­зи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристалличе­ские решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металли­ческая химическая связь и металлическая крис­таллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водо­родная связь. Значение водородной связи для ор­ганизации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных ве­ществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водо­род, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производст­ве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столо­вых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жиз­ни человека, их значение и применение. Крис­таллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дис­персных системах. Дисперсная фаза и дисперси­онная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперс­ной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспен­зии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещест­ва молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» й ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного ве­щества в растворе) и объемная. Доля выхода про­дукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Различные формы периодиче­ской системы химических элементов Д. И. Мен­делеева. Модель кристаллической ре­шетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухо­го льда» (или иода), алмаза, графита (или квар­ца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэти­лен, полипропилен, поливинилхлорид) и изде­лия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и из­делия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрально­го отопления. Жесткость воды и способы ее уст­ранения. Приборы на жидких кристаллах. Об­разцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуля­ция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией поли­меров: пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральны­ми водами. 5. Ознакомление с дисперсными систе­мами.
Практическая работа № 1. Получение, соби­рание и распознавание газов.
Тема 2. Химические реакции

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотроп­ные видоизменения. Причины аллотропии на при­мере модификаций кислорода, углерода и фосфо­ра. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганиче­ской и органической химии. Реакции экзо- и эн­дотермические. Тепловой эффект химической ре­акции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость ско­рости химической реакции от природы реаги­рующих веществ, концентрации, температуры,

площади поверхности соприкосновения и ката­лизатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Поня­тие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реак­ций. Необратимые и обратимые химические ре­акции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы сме­щения химического равновесия на примере син­теза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза ам­миака или серной кислоты.

Роль воды в химической реак­ции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: рас­творимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролити­ческая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссо­циации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксида­ми, разложение и образование кристаллогидра­тов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорга­нических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролиз­ного спирта и мыла. Биологическая роль гидро­лиза в пластическом и энергетическом обмене ве­ществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановитель­ные реакции. Степень окисления. Опреде­ление степени окисления по формуле соедине­ния. Понятие об окислительно-восстановитель­ных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислитель­но-восстановительный процесс. Электролиз рас­плавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Элек­тролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфо­ра в белый. Модели молекул бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой кон­центрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кис­лотой. Взаимодействие растворов серной кисло­ты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с по­мощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Приме­ры необратимых реакций, идущих с образовани­ем осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектро­литов на предмет диссоциации. Зависимость сте­пени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз кар­бида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). По­лучение мыла. Простейшие окислительно-восста­новительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель элект­ролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 6. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 7. Ре­акции, идущие с образованием осадка, газа и во­ды. 8. Получение кислорода разложением перок­сида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 9. Получение водо­рода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Раз­личные случаи гидролиза солей.
Тема 3. Вещества и их свойства

Неметаллы. Сравнительная характеристи­ка галогенов как наиболее типичных представите­лей неметаллов. Окислительные свойства неметал­лов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимо­действие с более электроотрицательными неметал­лами и сложными веществами-окислителями). Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Кислоты неорганические и орга­нические. Классификация кислот. Химиче­ские свойства кислот: взаимодействие с металла­ми, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Осо­бые свойства азотной и концентрированной сер­ной кислоты.

Основания неорганические и ор­ганические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодейст­вие с кислотами, кислотными оксидами и соля­ми. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимо­действие с кислотами, щелочами, металлами и со­лями. Представители солей и их значение. Хло­рид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммо­ния (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между клас­сами неорганических и органичес­ких соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особен­ности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с эта­нолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотер­мия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии метал­лов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодейст­вие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кис­лот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хло­рид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при на­гревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 11. Испытание раст­воров кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодейст­вие соляной кислоты и раствора уксусной кисло­ты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых основа­ний. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) ме­таллов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содер­жащих некоторые соли.
Практическая работа 2. Решение экспери­ментальных задач на идентификацию органиче­ских и неорганических соединений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  3. Ширшина Н.В. Химия.8 – 11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Габриеляна О.С.3-е изд., исправленное – Волгоград: Учитель

  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2009.

  5. Габриелян О.С.,Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.

  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.11 класс. М.: Дрофа, 2003.

  7. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. М.: Дрофа, 2007.

  8. Воловик В.Б.,Крутецкая Е.Д. Школьная химия. Вопросы и упражнения. СПб, «Авалон»,2005.

  9. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии 11 класс, Москва, Изд. центр «Винтана - Граф»,2009.

  10. Денисова Л.В.,Черногорова Г.М. Таблица Д.И.Менделеева и справочные материалы. Москва, изд. «Владос»,2009.

  11. Крутецкая Е.Д.,ЛевкинА.Н. Окислительно – восстановительные реакции. СПб,2003.

  12. Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах.10 – 11 классы. Изд. Школа 2000.

Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:

  1. Горбунцова С. В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса: 10-11 кл. – М.: ВАКО, 2006.

  2. Габриелян О. С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г. Г.Лысовой «Химия .11 класс»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Единый государственный экзамен. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект-Центр, 2005.

  4. Единый государственный экзамен. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект-Центр, 2004.

  5. Косова О. Ю. Единый государственный экзамен. Химия. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи/ О. Ю. Косова, Л. Л. Егорова. - Челябинск: Взгляд, 2005.


Национально-региональный компонент.


урока



НРК

Тема урока

Содержание национально-регионального компонента

13

1

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты.

Продукция предприятий по производству полимерных материалов («Трёхгорный пластик», ОАО «Профнастил», «Оргстекло»).

16

2

Примеры газообразных природных смесей. Загрязнение атмосферы.

Загрязнение воздушного бассейна

Челябинскими заводами.

19

3

Жидкое состояние вещества.

Виды жесткости воды местного проживания, способы устранения жесткости.

20

4

Минеральные воды.

Природные источники питьевой воды в Челябинской области.

36

5

Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.

Использование теплоты химических реакций на предприятиях металлургического производства.

37

6

Скорость химической реакции.

Использование закономерностей химических реакций на электролитно-цинковом заводе, в лакокрасочном производстве.

40

7

Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия.

Обратимость реакций на предприятиях Челябинской области (Сернокислотный цех ЧЦЗ).

41

8

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость.

Получение и очистка воды в промышленных районах Уральского региона.

47

9

Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза.

Гальванопластика на металлургических предприятиях области.

49

10

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Месторождения руд черных и цветных металлов на территории области.

51

11

Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.

Способы борьбы с коррозией металлов на предприятиях области (ЧТЗ, ЧТПЗ).

52

12

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.

Минералы и горные породы Южного Урала, содержащие элементы – неметаллы (полезные ископаемые Челя-бинской области, продукция ОАО ЧЭЗ – получение кислорода, инертных газов на ОАО «Мечел», добыча угля в области).

54

13

Кислоты неорганические и органические

Производство серной кислоты на ЧЭЦЗ, уксусной кислоты (г.Аша). научные основы сернокислотного производства в регионе. Охрана окружающей среды.

57

14

Основания неорганические и органические

Получение оснований на коксохимическом производстве ОАО «Мечел».
  1   2   3