|
Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта, (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.) / Сборник нормативных документов. Химия / Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа.2006г
Областного базисного учебного плана Челябинской области ( приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
Приказа Министерства образования и науки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов;
Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян (2006 год).
Учебным планом МКОУ Лебедёвской СОШ на 2013-2014 учебный год.
Данная программа даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень практических занятий и контрольных работ.
Изучение химии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно – воспитательные задачи:
1.Сформировать знание основных понятий и законов химии
2.Воспитывать общечеловеческую культуру, осознанную потребность в труде, подготовить к осознанному выбору профессии в соответствии с личными способностями
3.Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диагностические и контрольные работы, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.
В соответствии с учебным планом МКОУ Лебедёвской СОШ на изучение химии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Химия. 11 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 11 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Содержание тематического планирования
-
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.
| 6 ч
| 2
| Строение вещества.
| 26 ч
| 3
| Химические реакции.
| 16 ч
| 4
| Вещества и их свойства.
| 18 ч
| 5
| Резервное время.
| 4 ч
| Итого:
| 70 ч
| Для выполнения практической части программы предусматривается 24 лабораторных опыта и 3 практических работы, которые направлены на формирование и развитие специальных учебных умений и навыков у учащихся, на применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки. Химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Лабораторные опыты не оцениваются, практические работы носят оценочный характер.
Выполнение практической части.
№
| Тема по программе О. С. Габриеляна
| Лабораторные опыты
| Практические работы
| 1
| Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.
| 1
| –
| 2
| Строение вещества.
| 5
| 1
| 3
| Химические реакции.
| 5+1*
| –
| 4
| Вещества и их свойства.
| 7+5*
| 1+1*
|
| Итого:
| 24
| 3
|
В практической части календарно-тематического планирования проведено соответствие содержания образовательной программы и примерной программы. В результате демонстрационные и лабораторные опыты из примерной программы включены в соответствии с государственными стандартами в образовательную программу (Корректировка практической части).
В календарно-тематическом планировании демонстрационные и лабораторные опыты, взятые из примерной программы, обозначены звёздочками (*Д. и *Лабораторный опыт). Корректировка практической части
Тема урока
| Образовательная программа
| Примерная программа
| Коррекция
| Урок №11/5.
Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
| –
| *Д. Модели металлических кристаллических решёток.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 11.
| Урок №24/18.
Грубодисперсные и тонкодисперсные системы.
| -
| * Д. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 24.
| Урок №33/1.
Реакции, идущие без изменения состава веществ.
| Д. Превращение красного фосфора в белый.
| *Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора
| Включить демонстрационный опыт в урок № 33.
| Урок №37/5.
Скорость химической реакции.
| Д. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с со ляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя.
| *Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 37.
| Урок №41/9.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость.
| –
| *Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III).
| Включить демонстрационный опыт в урок № 41.
| Урок №42/10.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
| –
| *Лабораторный опыт №9а. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
| Включить лабораторный опыт в урок № 42.
| Урок №49/1.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
| Д. Коллекция образцов металлов.
Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.
Лабораторный опыт № 18. Ознакомление с коллекциями металлов.
| *Д. Образцы металлов и их соединений.
Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.
*Лабораторный опыт №18а. Знакомство с образцами металлов и их рудами.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 49.
Включить лабораторный опыт в урок № 49.
| Урок №51/3.
Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.
| Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий её протекания.
| *Д. Опыты по коррозии металлов и защиты от нее.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 51.
| Урок №52/4.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.
| Д. Коллекция образцов неметаллов.
Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с коллекциями неметаллов.
| *Д. Возгонка йода.
*Лабораторный опыт № 18б Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.
| Включить демонстрационный опыт в урок № 52.
Включить лабораторный опыт в урок № 52.
| Урок №53/5.
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.
| Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида калия
| *Д. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей
| Включить демонстрационный опыт в урок № 53.
| Урок №55/7
Химические свойства кислот.
| Лаб. опыт № 12 Испытание растворов кислот индикаторами.
| *Лабораторный опыт №12а. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.
| Включить лабораторный опыт в урок № 55.
| Урок №58/10
Химические свойства оснований.
| Лабораторный опыт № 12 Испытание растворов оснований индикаторами
Лабораторный опыт № 16 Получение и свойства нерастворимых оснований.
| *Лабораторный опыт №19
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
| Включить лабораторный опыт в урок № 58.
| Урок № 61/13
Качественные реакции на ионы.
| Д. Качественные реакции на катионы и анионы.
| * Лабораторный опыт №20
Распознавание хлоридов и сульфатов.
| Включить лабораторный опыт в урок № 61.
| Урок № 64/16
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».
| –
| * Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по теме №Металлы и неметаллы»
| Включить практическую работу в урок
№ 64
| Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы
В результате изучения химии ученик должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классом органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов органических и неорганических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимости скорости реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды н организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Содержание
Тема 1. Строение вещества
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» й ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты. 1. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 2. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 3. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 4. Ознакомление с минеральными водами. 5. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов. Тема 2. Химические реакции
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Модели молекул бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Лабораторные опыты. 6. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 7. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 8. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 9. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Различные случаи гидролиза солей. Тема 3. Вещества и их свойства
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы. Лабораторные опыты. 11. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых оснований. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
ЛИТЕРАТУРА
Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Ширшина Н.В. Химия.8 – 11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Габриеляна О.С.3-е изд., исправленное – Волгоград: Учитель
Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С.,Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя химии.11 класс. М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс. М.: Дрофа, 2007.
Воловик В.Б.,Крутецкая Е.Д. Школьная химия. Вопросы и упражнения. СПб, «Авалон»,2005.
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии 11 класс, Москва, Изд. центр «Винтана - Граф»,2009.
Денисова Л.В.,Черногорова Г.М. Таблица Д.И.Менделеева и справочные материалы. Москва, изд. «Владос»,2009.
Крутецкая Е.Д.,ЛевкинА.Н. Окислительно – восстановительные реакции. СПб,2003.
Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах и схемах.10 – 11 классы. Изд. Школа 2000.
Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся:
Горбунцова С. В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса: 10-11 кл. – М.: ВАКО, 2006.
Габриелян О. С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г. Г.Лысовой «Химия .11 класс»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.
Единый государственный экзамен. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект-Центр, 2005.
Единый государственный экзамен. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Рособнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект-Центр, 2004.
Косова О. Ю. Единый государственный экзамен. Химия. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, расчетные задачи/ О. Ю. Косова, Л. Л. Егорова. - Челябинск: Взгляд, 2005.
Национально-региональный компонент.
№ урока
| №
НРК
| Тема урока
| Содержание национально-регионального компонента
| 13
| 1
| Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты.
| Продукция предприятий по производству полимерных материалов («Трёхгорный пластик», ОАО «Профнастил», «Оргстекло»).
| 16
| 2
| Примеры газообразных природных смесей. Загрязнение атмосферы.
| Загрязнение воздушного бассейна
Челябинскими заводами.
| 19
| 3
| Жидкое состояние вещества.
| Виды жесткости воды местного проживания, способы устранения жесткости.
| 20
| 4
| Минеральные воды.
| Природные источники питьевой воды в Челябинской области.
| 36
| 5
| Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения.
| Использование теплоты химических реакций на предприятиях металлургического производства.
| 37
| 6
| Скорость химической реакции.
| Использование закономерностей химических реакций на электролитно-цинковом заводе, в лакокрасочном производстве.
| 40
| 7
| Химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия.
| Обратимость реакций на предприятиях Челябинской области (Сернокислотный цех ЧЦЗ).
| 41
| 8
| Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость.
| Получение и очистка воды в промышленных районах Уральского региона.
| 47
| 9
| Электролиз расплавов и растворов. Практическое применение электролиза.
| Гальванопластика на металлургических предприятиях области.
| 49
| 10
| Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
| Месторождения руд черных и цветных металлов на территории области.
| 51
| 11
| Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.
| Способы борьбы с коррозией металлов на предприятиях области (ЧТЗ, ЧТПЗ).
| 52
| 12
| Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов.
| Минералы и горные породы Южного Урала, содержащие элементы – неметаллы (полезные ископаемые Челя-бинской области, продукция ОАО ЧЭЗ – получение кислорода, инертных газов на ОАО «Мечел», добыча угля в области).
| 54
| 13
| Кислоты неорганические и органические
| Производство серной кислоты на ЧЭЦЗ, уксусной кислоты (г.Аша). научные основы сернокислотного производства в регионе. Охрана окружающей среды.
| 57
| 14
| Основания неорганические и органические
| Получение оснований на коксохимическом производстве ОАО «Мечел».
| |
|
|