№
| Дата проведения урока
| Название раздела, темы
| Изучаемые вопросы
| Практическая часть
| НРК
| Примечание
|
план
| факт
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6 часов).
Федеральный стандарт: Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, р-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: атом, изотопы. Атомные орбитали. s, p элементы. Аллотропия. Основной закон химии: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
|
1
|
|
| Вводный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Основные сведения о строении атома.
| Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны.
|
|
|
|
2
|
|
| Строение электронных оболочек атомов.
| Электронная оболочка. Энергетический уровень. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
|
|
|
|
3
|
|
| Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы.
| Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов).
|
|
|
|
4
|
|
| Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.
| Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
|
|
|
|
5
|
|
| Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона.
| Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
| Лабораторный опыт № 1 Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
|
|
|
6
|
|
| Значение периодического закона и периодической системы для науки и понимания химической картины мира.
| Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Положение водорода в периодической системе.
| Д. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
|
|
|
Тема 2. Строение вещества (26 часов).
Федеральный стандарт: Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ, — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Золи, гели, понятие о коллоидах. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Вид химической связи в соединениях. Важнейшие вещества и материалы: полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Уметь объяснять: природу химической связи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: экологически грамотного поведения в окружающей среде, приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
|
7 (1)
|
|
| Ионная химическая связь. Ионные кристаллические решётки.
| Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
| Д. Модель кристаллической решётки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой: кальцита, галита.
|
|
|
8 (2)
|
|
| Ковалентная химическая связь.
| Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы.
|
|
|
|
9 (3)
|
|
| Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.
| Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи.
|
|
|
|
10 (4)
|
|
| Молекулярные и атомные кристаллические решётки.
| Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
| Д. Модели кристаллических решёток «сухого льда», алмаза, графита. Лабораторный опыт № 2 Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств.
|
|
|
11 (5)
|
|
| Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
| Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
| * Д. Модели металлических кристаллических решёток.
|
|
|
12 (6)
|
|
| Водородная химическая связь.
| Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
| Д. Модель молекулы ДНК.
|
|
|
13 (7)
|
|
| Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты.
| Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение.
| Д. Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы неорганических полимеров.
| НРК 1
|
|
14 (8)
|
|
| Волокна природные и химические.
| Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
| Д. Образцы волокон и изделия из них. Лабораторный опыт № 3 Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс волокон и изделий из них.
|
|
|
15 (9)
|
|
| Газообразное состояние вещества. | Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
| Д. Три агрегатных состояния воды.
Д. Модель молярного объёма газов.
|
|
|
16 (10)
|
|
| Примеры газообразных природных смесей. Загрязнение атмосферы.
| Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
|
| НРК 2
|
|
17 (11)
|
|
| Представители газообразных веществ.
| Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
|
|
|
|
18 (12)
|
|
| Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов.
|
| Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов.
|
|
|
19 (13)
|
|
| Жидкое состояние вещества.
| Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
| Д. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Лабораторный опыт № 4 Испытание воды на жёсткость. Устранение жёсткости воды.
| НРК 3
|
|
20 (14)
|
|
| Минеральные воды.
| Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
| Лабораторный опыт № 5 Ознакомление с минеральными водами.
| НРК 4
|
|
21 (15)
|
|
| Жидкие кристаллы и их применение.
| Жидкие кристаллы и их применение.
| Д. Приборы на жидких кристаллах.
|
|
|
22 (16)
|
|
| Твёрдое состояние вещества.
| Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
|
|
|
|
23 (17)
|
|
| Дисперсные системы, их классификация.
| Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
| Д. Образцы различных дисперсных систем. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
|
|
|
24 (18)
|
|
| Грубодисперсные и тонкодисперсные системы.
| Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
| * Д. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
Лабораторный опыт № 6
Ознакомление с дисперсными системами.
|
|
|
25 (19)
|
|
| Состав вещества и смесей.
| Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
|
|
|
|
26 (20)
|
|
| Понятие «доля» и её разновидности.
| Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
|
|
|
|
27 (21)
|
|
| Массовая доля растворённого вещества в растворе.
| Решение задач
|
|
|
|
28 (22)
|
|
| Массовая доля примесей.
| Решение задач
|
|
|
|
29 (23)
|
|
| Объёмная доля.
| Решение задач
|
|
|
|
30 (24)
|
|
| Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
| Решение задач
|
|
|
|
31 (25)
|
|
| Обобщающее повторение по теме «Строение вещества».
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Строение вещества».
|
|
|
|
32 (26)
|
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества».
|
|
|
|
|
Тема 3. Химические реакции (16 часов).
Федеральный стандарт: Явления, происходящие при растворении веществ, — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Требования к уровню подготовки выпускников: знать/понимать: важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое
|
равновесие, изомерия, гомология. Основные теории химии: электролитической диссоциации. Объяснить: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий. экологически грамотного поведения в окружающей среде.
|