|  | Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»| 
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 «Безопасность жизнедеятельности»
 
 для всех специальностей СПО технического профиля
 
 2013
 
 Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования.
 Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Саратовский архитектурно-строительный колледж».
 Разработчик: Синозацкая Е.В., преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ГБОУ СО СПО «САСК»
 Рекомендована предметной комиссией «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
 Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года №28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
 
 Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
 
 ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 
 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 
   1.1. Область применения программы
 
 Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальностям СПО.
 
 Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
 
 
   1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
 
 
 Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
 
 
   1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
 
 Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
 
  разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
 
прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
 
принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
 
выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
 
своевременного оказания доврачебной помощи;
 
 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 
 
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
 
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
 
применять первичные средства пожаротушения;
 
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
 
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
 
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 
оказывать первую помощь пострадавшим;
 
 
 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 
 
  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России.
 
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 
основы военной службы и обороны государства;
 
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
 
способы защиты населения от оружия массового поражения;
 
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
 
организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;
 
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений воинских подразделений) в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
 
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
 
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
 
 
 
 
   1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
 
  максимальная учебная нагрузка обучающегося 102 часа, в том числе:
 
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 68 часов;
 
самостоятельная работа обучающегося 34 часа.
 
 
 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
 
 
     | Вид учебной работы
 
 | Объём часов
 
 |   | Максимальная учебная нагрузка (всего)
 
 | 102
 
 |   | Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
 
 | 68
 
 |   | в том числе:
 
 | 
 
 
 |   | практические занятия
 
 | 22
 
 |   | Самостоятельная работа обучающегося (всего)
 
 | 34
 
 |   | Контрольная работа (всего)
 
 | 2
 
 |   | в том числе:
 
 | 
 
 
 |   | Подготовка и оформление рефератов и информационных сообщений
 
 Подготовка презентации
 
 Разработка опорных конспектов, планов-конспектов
 
 Подготовка к практическим работам
 
 
 | 12
 8
 
 10
 
 4
 
 |   | Итоговая аттестация в форме экзамена.
 
 |  
 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
 
 
          | Наименование разделов и тем
 
 | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
 
 | Объём часов
 
 | Уровень освоения
 
 |   | 1
 
 | 2
 
 | 3
 
 | 4
 
 |   | Раздел 1.
 
 Гражданская оборона
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
 
 | Содержание учебного материала
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 1
 
 
 
 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.2.
 
 Организация
 
 гражданской
 
 обороны
 
 
 | 2
 
 | Ядерное, химическое и биологическое оружие.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | Средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 4
 
 | Приборы радиационной и химической разведки и контроля. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
 
          | 
 
 
 | Практическое занятие
 
 | 2
 
 | 
 |   | 5
 
 | Средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.
 
 Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
 
 |   | Самостоятельная работа обучающихся
 
 Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
 
 
 | 4
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.3.
 
 Защита населения и территорий при стихийных бедствиях
 
 
 | 6
 
 | Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах.
 
 Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях.
 
 Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.4.
 
 Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте.
 
 
 | 7
 
 | Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах).
 
 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.5.
 
 Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах.
 
 
 | 8
 
 | Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах.
 
 Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах.
 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамических опасных объектах.
 
 Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах.
 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 10
 
 | Защита при авариях (катастрофах) на радиационно- опасных объектах.
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Практические занятия
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 12
 
 
 | 
 Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.
 
 Отработка действий при возникновении радиационной аварии.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.6
 
 Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.
 
 | 13
 
 | 
 Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке.
 
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 1.7
 
 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке.
 
 | 14
 
 | Обеспечение безопасности при эпидемии.
 
 Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Самостоятельная работа обучающихся:
 
 проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику.
 
 
 | 12
 
 | 
 
 
 |   | Контрольная работа по разделу №1.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Раздел 2.
 
 Основы военной службы.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Тема 2.1
 
 Вооруженные Силы России на современном этапе.
 
 | Содержание учебного материала
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 15
 
 
 | Состав и организационная структура Вооруженных сил.
 
 Виды Вооруженных Сил и рода войск.
 
 |   | 16
 
 | Система руководства и управления Вооруженными Силами.
 
 Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил личным составом.
 
 Порядок прохождения военной службы.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 2.2
 
 Уставы Вооруженных Сил России.
 
 | 17
 
 | Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
 
 Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 18
 
 | Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих.
 
 Суточный наряд роты.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 19
 
 | Воинская дисциплина. Караульная служба. Обязанности и действия часового.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Самостоятельная работа обучающихся:
 
 проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, общевоинских уставов ВС РФ.
 
 | 8
 
 | 
 
 
 |   | Тема 2.3
 
 Строевая подготовка.
 
 | Содержание учебного материала
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 20
 
 | Строи и управление ими.
 
 |   | Практические занятия
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 21
 
 | Строевая стойка и повороты на месте.
 
 Движения строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 22
 
 | Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 23
 
 | Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.
 
 Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 24
 
 | Построение и отработка движения походным строем.
 
 Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 2.4.
 
 Огневая подготовка
 
 | Содержание учебного материала
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 25
 
 | Материальная часть автомата Калашникова.
 
 Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата.
 
 
 |   | Практические занятия
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 26
 
 
 | Неполная разборка и сборка автомата.
 
 Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
 
 Принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.
 
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Тема 2.5.
 
 Медико-санитарная подготовка
 
 | Содержание учебного материала
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 27
 
 | Общие сведения о ранах, осложнениях ран, способах остановки кровотечения и обработка ран.
 
 Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
 
 |   | 28
 
 | Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.
 
 Первая (доврачебная) помощь при ожогах.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 29
 
 | Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током.
 
 Первая (доврачебная) помощь при утоплении.
 
 Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 30
 
 | Первая (доврачебная) помощь при отравлениях.
 
 Первая (доврачебная) помощь при клинической смерти.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Практические занятия
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 31
 
 | Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.
 
 Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 32
 
 | Наложение шины на место перелома, транспортировка пораженного.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | 33
 
 | Отработка на тренажере прекардиального удара и искусственного дыхания.
 
 Отработка на тренажере непрямого массажа сердца.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |   | Самостоятельная работа обучающихся:
 
 проработка конспектов, работа с учебником.
 
 | 10
 
 | 
 
 
 |   | 34
 
 | Контрольная работа по разделу №2.
 
 | 2
 
 | 
 
 
 |  
 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
 
 Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета безопасности жизнедеятельности.
 
 Оборудование учебного кабинета:
 
  Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
 
Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
 
Гопкалитовый патрон ДП-5В
 
Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
 
Респиратор Р-2
 
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
 
Ватно-марлевая повязка
 
Противопыльная тканевая маска
 
Медицинская сумка в комплекте
 
Носилки санитарные
 
Аптечка индивидуальная (АИ-2)
 
Бинты марлевые
 
Бинты эластичные
 
Жгуты кровоостанавливающие резиновые
 
Индивидуальные перевязочные пакеты
 
Косынки перевязочные
 
Ножницы для перевязочного материала прямые
 
Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
 
Шинный материал (металлические, Дитерихса)
 
Огнетушители порошковые (учебные)
 
Огнетушители пенные (учебные)
 
Огнетушители углекислотные (учебные)
 
Устройство отработки прицеливания
 
Учебные автоматы АК-74
 
Винтовки пневматические
 
Комплект плакатов по Гражданской обороне
 
Комплект плакатов по Основам военной службы
 
 
 Технические средства обучения:
 
  Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
 
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
 
Рентгенметр ДП-5В
 
Робот – тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
 
 
 
 
   Информационное обеспечение обучения
 
 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы.
 
 Основные источники
 
 1.Микрюков В.Ю.
 
 Безопасность жизнедеятельности: Учебник – М. КНОРУС, 2010. 288 с.
 
 Дополнительные источники
 
  Наставление по стрелковому делу. М, Воениздат,1987, - 640 с.
 
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации,- М.; Эксмо,2009,-608 с.
 
Сборник законов Российской Федерации, - М.; 2006,-928 с.
 
 
 
 
  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приема нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.
 
     | 
 Результаты обучения
 
 (освоенные умения, усвоенные знания)
 
 | Формы и методы контроля и оценки
 
 результатов обучения
 
 |   | Освоенные умения:
 
  организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
 
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
 
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
 
применять первичные средства пожаротушения;
 
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
 
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
 
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
 
оказывать первую помощь пострадавшим;
 
 Усвоенные знания:
 
 - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России.
 
 - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
 
 - основы военной службы и обороны государства;
 
 - задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
 
 - способы защиты населения от оружия массового поражения;
 
 - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
 
 - организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;
 
 - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений воинских подразделений) в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
 
 - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
 
 - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
 
 
 | Формы контроля обучения:
 
 - домашние задания проблемного характера;
 
 - практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
 
 - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
 Формы оценки результативности обучения:
 
 - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
 
 - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.
 Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
 
 - выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
 
 - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
 
 - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
 
 - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
 
 Методы оценки результатов обучения:
 
 - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
 
 - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
 
 
 |  
 
 | 
 |  |