|
Рабочая программа внеучебной деятельности клуб «Почемучка» Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Елунинская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МОУ «Елунинская оош» ___________________/Т.Г.Реутова Приказ №____ от “_____________”
Рабочая программа
внеучебной деятельности
клуб «Почемучка»
Составитель:
Решетова Л.И.., учитель
русского языка и литературы МОУ «Елунинская оош»
Елунино 2011 г
Пояснительная записка
Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
Формировать культуру поведения в природе.
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел – "Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – "Молчаливые соседи”
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел – "Пернатые друзья”
Многие дети совсем не знают и не различают птиц,
часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как
свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.
4 раздел – "О чем шепчут деревья”
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.
Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – "Загадки животного мира”
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.
6 раздел – "Секреты неживой природы”
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел – "Оранжерея на окне”
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
8 раздел – "Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – "Охрана природы”
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел – "Досуговые мероприятия”
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Учебный план № п/п
| Наименование раздела
| Всего часов
| В том числе занятия
| теоретических
| практических
| 1
| Введение в экологию
| 4
| 2
| 2
| 2
| Молчаливые соседи
| 3
| 1
| 2
| 3
| Пернатые друзья
| 3
|
| 3
| 4
| О чем шепчут деревья
| 3
| 1
| 2
| 5
| Загадки животного мира
| 3
| 1
| 2
| 6
| Секреты неживой природы
| 2
| 1
| 1
| 7
| Оранжерея на окне
| 3
| 1
| 2
| 8
| Человек – часть живой природы
| 3
| 1
| 2
| 9
| Охрана природы
| 1
| 1
|
| 10
| Досуговые мероприятия
| 7
| -
| 7
|
| ИТОГО:
| 32
| 9
| 23
|
Тематическое планирование занятий
№
| Раздел. Тема занятия
| Кол-во ч.
| Из них
| Примечание
| Теоретич.
| Практич.
| Экскурс
| 1.
| Введение в экологию
| 4
| 2
| 1
| 1
|
| 1.1
| .Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?
Веселое путешествие в природу
| 1
|
|
|
|
| 1.2
| .Пр.зан. Творческая мастерская
| 1
|
|
|
|
| 1.3
| Природа и искусство
| 1
|
|
|
|
| 1.4
| Отношение человека к природе Экологическая безопасность.
| 1
|
|
|
|
| 2
| Молчаливые соседи
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 2.1
| Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?
| 1
|
|
|
|
| 2.2
| . Чем питаются домашние животные?
| 1
|
|
|
|
| 2.3
| Как ухаживать за своим питомцем?
| 1
|
|
|
|
| 3
| Пернатые друзья
| 3
|
| 1
| 2
|
| 3.1
| Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.
| 1
|
|
|
|
| 3.2
| Экологическая акция «Поможем птицам!»
.Прогулка в парк.
| 1
|
|
|
|
| 3.3
| Художественное слово о птицах
Праздник «Птицы-наши друзья»
| 1
|
|
|
|
| 4.
| О чем шепчут деревья
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 4.1
| . Этажи леса.
Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»
| 1
|
|
|
|
| 4.2
| Сезонные изменения у растений.
| 1
|
|
|
|
| 4.3
| Мы – художники.
Загадки леса
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Загадки животного мира
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 5.1
| Зимовье зверей
| 1
|
|
|
|
| 5.2
| Заочная экскурсия в отдел природы музея.
| 1
|
|
|
|
| 5.3
| Любопытные факты о живой природе
| 1
|
|
|
|
| 6
| Секреты неживой природы
| 2
| 1
|
| 1
|
| 6.1
| Природа – наш общий дом
. Веселое путешествие в природу времена года.
| 1
|
|
|
|
| 6.2
| Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.
| 1
|
|
|
|
| 7.
| Оранжерея на окне
| 3
| 1
| 1
| 1
|
| 7.1
| Экскурсия в школьный кабинет естествознания
| 1
|
|
|
|
| 7.2
| Любители света и тени, влаги и тепла.
| 1
|
|
|
|
| 7.3
| Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения
| 1
|
|
|
|
| 8
| Человек – часть живой природы
| 4
| 1
| 2
| 1
|
| 8.1
| Люди разные нужны, люди всякие важны.
| 1
|
|
|
|
| 8.2
| . Выращивание лука в домашних условиях.
.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»
| 1
|
|
|
|
| 8.3
| Человек! Будь природе другом!
Вредные привычки.
| 1
|
|
|
|
| 8.4
| Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»
| 1
|
|
|
|
| 9.
| Охрана природы.
| 1
| 1
|
|
|
| 9.1
| Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.
| 1
|
|
|
|
| 10
| Досуговые мероприятия
| 7
|
| 7
|
|
| 10.1
| День Журавля
| 1
|
|
|
|
| 10.2
| Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»
| 1
|
|
|
|
| 10.3
| Посвящение в экологи
| 1
|
|
|
|
| 10.4
| «Зимняя прогулка»
| 1
|
|
|
|
| 10.5
| Экологический проект «Мой цветник»
| 1
|
|
|
|
| 10.6
| «Будь здоров!»
| 1
|
|
|
|
| 10.7
| Праздник друзей природы
| 1
|
|
|
|
|
| Итого
| 32
| 9
| 15
| 8
|
|
Ожидаемые результаты
Воспитанники должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка. Информационные ресурсы:
Для педагога:
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002
Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для воспитанников:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
|
|
|