Главная страница


Рабочая программа внеучебной деятельности клуб «Почемучка»



Скачать 160.42 Kb.
НазваниеРабочая программа внеучебной деятельности клуб «Почемучка»
Дата18.04.2016
Размер160.42 Kb.
ТипРабочая программа


Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор МОУ «Елунинская оош»
___________________/Т.Г.Реутова
Приказ №____ от “_____________”

Рабочая программа

внеучебной деятельности

клуб «Почемучка»


Составитель:

Решетова Л.И.., учитель

русского языка и литературы
МОУ «Елунинская оош»


Елунино 2011 г

Пояснительная записка

Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как

свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – "Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – "Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – "Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

4

2

2

2

Молчаливые соседи

3

1

2

3

Пернатые друзья

3




3

4

О чем шепчут деревья

3

1

2

5

Загадки животного мира

3

1

2

6

Секреты неживой природы

2

1

1

7

Оранжерея на окне

3

1

2

8

Человек – часть живой природы

3

1

2

9

Охрана природы

1

1




10

Досуговые мероприятия

7

-

7

 

ИТОГО:

32

9

23


Тематическое планирование занятий




Раздел. Тема занятия

Кол-во ч.



Из них

Примечание

Теоретич.

Практич.

Экскурс

1.

Введение в экологию

4

2

1

1




1.1

.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Веселое путешествие в природу

1













1.2

.Пр.зан. Творческая мастерская

1













1.3

Природа и искусство

1













1.4

Отношение человека к природе Экологическая безопасность.

1













2

Молчаливые соседи

3

1

1

1




2.1

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

1













2.2

. Чем питаются домашние животные?

1













2.3

Как ухаживать за своим питомцем?

1













3

Пернатые друзья

3




1

2




3.1

Прогулка «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1













3.2

Экологическая акция «Поможем птицам!»

.Прогулка в парк.

1













3.3

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы-наши друзья»

1













4.

О чем шепчут деревья

3

1

1

1




4.1

. Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

1













4.2

Сезонные изменения у растений.

1













4.3

Мы – художники.

Загадки леса

1













5.

Загадки животного мира

3

1

1

1




5.1

Зимовье зверей

1













5.2

Заочная экскурсия в отдел природы музея.

1













5.3

Любопытные факты о живой природе

1













6

Секреты неживой природы

2

1




1




6.1

Природа – наш общий дом

. Веселое путешествие в природу времена года.

1













6.2

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

1













7.

Оранжерея на окне

3

1

1

1




7.1

Экскурсия в школьный кабинет естествознания

1













7.2

Любители света и тени, влаги и тепла.

1













7.3

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения

1













8

Человек – часть живой природы

4

1

2

1




8.1

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1













8.2

. Выращивание лука в домашних условиях.

.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1













8.3

Человек! Будь природе другом!

Вредные привычки.

1













8.4

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

1













9.

Охрана природы.

1

1










9.1

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1













10

Досуговые мероприятия

7




7







10.1

День Журавля

1













10.2

Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

1













10.3

Посвящение в экологи

1













10.4

«Зимняя прогулка»

1













10.5

Экологический проект «Мой цветник»

1













10.6

«Будь здоров!»

1













10.7

Праздник друзей природы

1
















Итого

32

9

15

8





Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Информационные ресурсы:

Для педагога:

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.

Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.