|
Распределение доходов параграф 18 8 класс. Обществознание.
Тема: Распределение доходов – параграф 18
Цель урока – проанализировать распределение доходов
План:
Что такое совокупный доход?
Причины неравенства доходов
Поляризация доходов
Роль государства в перераспределении доходов
Ход урока
Подведение учащихся к изучению нового материала
Учитель: Внимание на экран. Я сейчас покажу вам, ребята, несколько изображений, а вы должны догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Первые четыре слайда с изображениями
Учитель: Правильно вы догадались. Речь сегодня пойдет о доходах. (5-й слайд)
Озвучить ученикам цель и план урока (6-й слайд)
Изучение нового материала
Учитель: Вспомним, что такое доход (ответы ребят). Итак, доход – это общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг (7-й слайд).
Откуда же берутся доходы? Источниками дохода могут быть: (работа со схемой на слайде 8).
Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это (9-й слайд) сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Запишите в тетрадь, пожалуйста, это определение.
Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц?
Ответы детей.
А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?
Эта сумма называется прожиточным минимумом. Таким образом, прожиточный минимум – это (слайд 10) минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране. И даже в каждом регионе этой страны. Запишите, пожалуйста, это понятие. Так, например, прожиточный уровень в Кемеровской области по данным 2012 года составлял 5 тысяч 448 рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 10 тысяч 703 рубля, а в Москве – 9 тысяч 542 рубля.
Почему есть разница? Как специалисты определили такие цифры?
Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины.
Слайд 11. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Запишите, пожалуйста, это понятие.
Какие товары и услуги входят в корзину? (Молочные продукты, хлеб, крупы, бытовая химия, овощи, фрукты, жилищно-коммунальные и транспортные услуги). Всего в России в потребительскую корзину входит 35 наименований необходимых продуктов. В каждой стране разная стоимость потребительской корзины. (Слайд 12). Ее размер зависит от экономического развития государства. К примеру, в развитых странах запада в корзину входит 200 наименований товаров и услуг, а в странах Африки – не более 10.
Сейчас я хочу вас познакомить с показателями бедности, которые выделил в своей статье известный телеведущий, писатель, журналист – Дмитрий Гордон. Внимание на экран (слайд 13).
Ознакомимся со статистикой основных показателей уровня жизни населения в России, которые находится на ваших столах.
Работа с данными по России.
Мы познакомились с основными понятиями. Пришло время немного отдохнуть.
Физкультминутка
Учитель: Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны? (слайд 14)
Ответы детей.
Найдем на стр. 142 причину неравенства доходов людей. Зачитайте, пожалуйста (слайд 15 – первая причина). Давайте разберемся. Вспомним, что такое факторы производства? (источники, необходимые для создания благ). Вспомним виды факторов (труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация).
Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» вспомним детскую сказку «Кот в сапогах».
Фрагмент мультфильма «Кот в сапогах»
Мельница и осел – это капитал, как фактор производства, и, конечно же они представляют гораздо большую ценность, чем кот. Таким образом, доля наследства была неравной. А если бы одному брату досталось две мельницы, а другому только один осел, то и объем капитала был бы разным.
Влияние на доход ценности и объема факторов производства можно проследить и на других факторах производства. Например, земля. Один участок содержит полезные ископаемые, а другой нет. Или труд, когда высококвалифицированный работник получает зарплату гораздо больше, чем работник с низким уровнем образования.
Но разные объем и ценность факторов производства это только одна из причин. Давайте вновь обратимся к стр.143 и найдем еще причины. Зачитаем.
Слайд 15 (вторая причина). Люди по разному используют факторы производства. Кто-то успешно, а кто-то нет. Например, в той же сказке «Кот в сапогах» - разумно использовал кота и добился успеха. Получил замок, земли и стал королем!
В реальной жизни тоже много примеров, когда человек, имея многое, например богатое наследство, спускал все в короткий срок, и снова оставался ни с чем.
Но есть, ребята, еще одна причина, по которой у людей разные доходы. Давайте найдем последнюю причину на стр. 143. Зачитаем.
Слайд 15 (третья причина) – разные жизненные обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, нежданное наследство, открытие и т.д).
Слайд 16
Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества. (Слайд 17)
Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране.
Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья.
Государство должно осуществлять меры социальной поддержки населения.
Перед вами схема. Начертите ее в своей тетради.
Итак, давайте приведем примеры. В помощь вам будут стр. 145-146.
В качестве одной из мер по увеличению заработка вы назвали установление государством минимального размера оплаты труда. В России с 1 января 2014 года эта сумма составляет 5 тысяч 554 рубля.
Таким образом, мы проанализировали как распределяются доходы граждан, выяснили, что очень важно, чтобы в странен не было большой разницы между доходами людей, т.к. это опасно для общества. Узнали много новых понятий: прожиточный минимум, совокупный доход, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.
Закрепление
В качестве закрепления предлагаю вам выполнить задание на слайде. (слайд – 19).
Рефлексия
Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Предлагаю вам высказаться, кому можно поставить «5», кому можно поставить «4»?
Сегодня мы вели разговор о доходах, о деньгах. У нас на уроке выросло свое денежное дерево. На ваших столах лежат монеты – золотые и серебряные. Вы можете выбрать себе одну из монет – золотую, если вам все понравилось на уроке, если вы получили полезную для вас информацию, которая пригодится в будущем; а серебряную – если урок был для вас не интересен. Как только закончиться урок я вам предлагаю украсить наше дерево. |
|
|