|
Начнем с вас ДВАДЦАТЬ ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА. 1. НАЧНЕМ С ВАС. Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит вокруг него. Поэтому сопровождайте свою речь словами. 2. ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок видит и слышит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если Ваш ребенок чрезвычайно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию. 3. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации поэтому – каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно. 4. ТОЖЕ, НО ПО- РАЗНОМУ. Повторяйте по- многу раз одно и тоже слово, да и фразу, меняя порядок слов. «Папа пришел. Пришел наш папа». «Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал». Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое – нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. 5. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛИШКОМ МНОГО ДЛИННЫХ ФРАЗ. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. 6. ОЧЕНЬ ВАЖНО: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок
обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем
в нейтральных или неблагоприятных.
7. ВСЕ ЧУВСТВА – В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ. Очень важно, чтобы ребенок , постигая , узнавая что – то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать разными способами. Если Вы видите, что ребенок что – то трогает, с чем – то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно. 8. В ОСНОВЕ РЕЧИ – СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ. Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться! 9. СТРЕМИТЕСЬ К РАЗНООБРАЗИЮ. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его предлагая ему цепочку слов с другими согласными: мА – мА – мА, ба – ба – ба, с другими гласными: ба – бо – бу – бы – бе – би. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить. 10. УВАЖАЙТЕ ЕГО ПОПЫТКИ ГОВОРИТЬ. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с Вами, выключите громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания – поэтому ему необходимо слышать себя. 11. УЧИТЕ В ИГРЕ. Играя, учите подражать ( две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау – ау ). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие – то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация. 12. НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИЯ. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что – либо – достаточно просто посмотреть и протянуть руку. В этой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. 13. РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ МАЛЫША. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь названия вещей, которые его окружают, (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у Вас). Чаще спрашивайте: «Где стол?», «Где киса?» и т. д. 14. ВЕДИТЕ ДНЕВНИК. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях – так Вы сможете день за днем судить о его успехах. 15. РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож и т.д.). 16. НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРОЖАНИЯМИ. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа: бух – бух, ням – ням, ав – ав, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку. 17. ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ… Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его. 18. ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. 19. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ. Если Ваш малыш неверно произносит какой – либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово – правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию. 20. ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Манцурова И.С. |
|
|