Главная страница

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации фгт



Скачать 279.5 Kb.
Название«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации фгт
г.т. Безенчук
Дата14.04.2016
Размер279.5 Kb.
ТипДокументы



Педагогический проект

на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Автор проекта: музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук структурное подразделение «детский сад Берёзка» Кочанова Алла Николаевна.

Направление деятельности: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Интеграция образовательных областей: образовательные области «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание».

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, краткосрочный.

Участники проекта: педагоги, дети и родители подготовительной группы № 8.

Сроки выполнения: сентябрь 2012г. — март 2013г.
Краткая аннотация проекта.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности, но именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности, которая представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов (схема 1). Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Схема 1.

frame1

Художественно-

речевые

Музыкально-

игровые

Танцевально-

певческие

Коммуникатив-ные


Цель проекта:

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.

Задачи:

Задачи для детей:

Образовательные:

  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии форм музыкального искусства.

  2. Заложить основы театральной культуры.

  3. Познакомить с различными видами театров.

Развивающие:

  1. Развивать память, мышление, воображение, внимание.

  2. Обогатить речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи.

  3. Вызывать у детей желание двигаться и создавать свой яркий образ.

Воспитательные:

  1.  Прививать интерес к различным видам творческой деятельности.

  2. Воспитывать положительные нравственные идеалы, стремление быть отзывчивым.

Задачи для родителей:

  1. Привлечь родителей к проблеме творческого развития ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок и другие формы работы.

  2. Стимулировать творческую активность родителей через участие в творческой деятельности.

  3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах творческого воспитания детей.

Задачи для педагогов:

  1. Проанализировать уровень  развития творческих способностей.

  2. Изучить роль игры - драматизации в  развитии актерских способностей детей старшего дошкольного   возраста.

  3. Провести опытно   - экспериментальную работу, подтверждающую влияние игры - драматизации на  развитие актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.

Используемы в проекте виды детской деятельности:

- игровая

- коммуникативная

- познавательная

- продуктивная

- музыкально-художественная

- чтение

Гипотеза:

Если в работе с детьми старшего дошкольного возраста использовать театрализованную деятельность, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Предполагаемый результат:

Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Дети:

- проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства.

- понимание сюжета сказки и характера персонажа;

- умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему;

- умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- владение комплексом артикуляционной гимнастики;

- свободное ориентирование в пространстве;

- умение создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Родители:

- становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

- приобретение родителями знаний и практических навыков по изготовлению театральных атрибутов;

- активное участие родителей в совместных с детьми праздниках.

Педагоги:

- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию творческих способностей через различные виды продуктивной деятельности;

- создание активизирующей предметной среды в группах;

- повышение уровня педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей детей;

- пополнение методического материала по теме проекта.
Этапы работы над проектом

1.  Погружение в проект.

Цель: подготовка детей к проектной деятельности

Задачи:

  1. Мотивировать детей для деятельности на занятиях.

  2. Подобрать методическую и художественную литературу, а так же иллюстрированный материал.

  3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для театральной деятельности.

  4. Разработка модели творческой активности ребенка и взрослых в театрализованной деятельности .

  5. Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Предварительная работа:

  • Подбор наглядного материала и художественной литературы.

  • Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о театре».

  • Чтение с детьми сказок Г.Х. Андерсена.

  • Просмотр мультфильмов «Гадкий утенок».

  • Домашнее задание: нарисовать любую иллюстрацию к сказам Г.Х. Андерсена.

2. Планирование деятельности.

Постановка.

Этапы работы

Деятельность

Художественно-речевая

Музыкальная

Театрально-игровая

Творческая

1. Сказка «Снежная королева» Г.Х. Андерсен

Чтение сказки. Обратить внимание на характер персонажей. Беседа

Слушание детского мюзикла «Снежная королева»

Разыгрывание отдельных диалогов главных персонажей из сказки. Игры-превращения.

Пластические игры: ритмическая гимнастика. Учить детей самостоятельно подбирать движения для передачи образа.

2

Упражнение для развития памяти, воображения. Обучение пересказу отдельных фрагментов сказки, точно следуя тексту. просмотр мультфильма «Снежная королева»

Музыкальные игры: «Игра в снежки». Разучивание песен к сказке. Учить детей петь, чисто интонируя, в соответствии с образом.

Обучение детей пересказу сказки по ролям (отдельные этюды), в соответствии с событиями и переживаниями героев, изменение интонации, выражение лица (хорошее настроение)

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отображая свои впечатления от сказки. Организация выставки рисунков.

3

Развитие речевого слуха, речевого дыхания. Упражнение в четком, правильном произношении звуков, во фразовой речи. Развитие интонационной выразительности. Игра «Подскажи словечко» Е. Антипиной

Музыкальные игры: «Музыкальный диалог», игра «Где ты?». Работа над выразительным исполнением песен.

Развитие творческого содружества в детском коллективе. Этюды на общение«День Рождения» М. Чистяковой. Упражнение на развитие воображения, фантазии.

Пластические игры: «Ритмическая гимнастика», «Сказочные этюды» Е. Антипиной. Придумать танец в соответствии с образом, характером музыки.

4

Закрепление знания детьми стихотворного текста сказки. Артикуляционная гимнастика, скороговорки на развитие дикции.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку «Тарантелла», В. Гаврилина, «Полька» И. Штрауса, «Шутка» И. Баха

Разыгрывание стихотворных диалогов. Упражнение на развитие мимики, жестов, различных чувств: «Удивление», «Дружная семья» М. Чистяковой

Изготовление атрибутов, деталей костюмов, элементов декораций совместно с детьми, воспитателями, родителями.

5

Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Скороговорки на развитие дикции: «Карамель», «Виноград» Е. Антипиной

Музыкальные этюды вопросно-ответного характера, разучивание песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю.

Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен. Игры на развитие творческого воображения, выразительной мимики. Пластические игры: «Повтори», «Жили-были» Е. Антипиной

Показ для детей II мл. группы отдельных сцен сказки.

6

Пересказ детьми сюжета по ролям. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую речь текста сказки. Развитие интонационной выразительности. Творческие задания на развитие воображения и речи: «Поздравляем» Е. Антипиной

Игры на импровизацию диалогов. Закрепление разученных песен, танцев, музыкальных игр к спектаклю.

«Сказочные этюды». Разыгрывание детьми отдельных диалогов и сцен.

Показ для детей средней группы отдельных сцен сказки.

7

Закрепление знания детьми текста сказки. Артикуляционная гимнастика. Игры на развитие интонационной выразительности.

Развитие у детей способности самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Упражнение на развитие памяти, воображения: «Волшебная палочка», «Повтори за мной» Е. Антипиной

Работа над целостной постановкой спектакля (учить детей композиционному построению сцен), развитие творческих способностей при создании образов к сказке.

Коллективная работа: изготовление афишу, пригласительных билетов, окончание работы над декорациями к спектаклю совместно с детьми, воспитателями, родителями.

3. Осуществление деятельности по реализации проекта.

Работу начали с изучения и анализа литературы по этому вопросу. Помогли книги следующих авторов: Е.А. Антипиной «Театральная деятельность в детском саду» 2003г., Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников» 2004г., В.Г. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду» 2007г., И.Л. Белопольской «Азбука настроения»  и другие. В этих книгах предложены различные упражнения на развитие мимики, пластики, элементы логоритмики, артикуляционной гимнастики, а также сценарии театральных игр, кукольных спектаклей, игр - драматизаций для детей разного возраста

Просмотрели журналы «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра» за 2007 – 2013 года, где педагоги дошкольных учреждений других детских садов делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.

 Прежде чем приступить к практическим занятиям наблюдали за детьми, за игрой друг друга, за тем как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они могут двигаться под музыку, как могут развивать сюжет в играх с игрушками.

Создали соответствующую предметно-развивающую среду. При ее  оформлении опиралась на следующие принципы:

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности.

  • Принцип активности, стимулирующего разнообразную деятельность  ребенка фактора. В данном случае стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели, способа действия.

  • Принцип новизны, позволяющей преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Работу начали с начала учебного года . На первых этапах знакомили детей с театральными куклами, учили следить за развитием действий в кукольном спектакле. Показали сказки: «Курочка Ряба» (куклы на конусе), «Репка» (настольные резиновые куклы), «Колобок» (куклы би-ба-бо), «Теремок» (плоскостной театр). Затем просто предлагали детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая внимание как можно с ними действовать, например, потанцевать, спеть колыбельную песню. Для этого часто использовали музыку разного характера, учили детей двигаться под нее.

После использовали игровые упражнения на выработку мимики, жестов: «Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте», «Маленький комар», «Толстый бегемот» и упражнения на развитие пантомимы: «Идет медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др. Благодаря этим упражнениям, дети становились более уверенными в своих движениях, выразительнее становились мимика, жесты. Использовали упражнения, направленные на развитие речи. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например, «Гномы», «Самолеты загудели», «Помогите», «Сенокос», выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи были подобраны тексты на активизацию словаря. Очень нравились детям, когда на занятие приходили куклы театра би-ба-бо (Петрушка, Принцесса, дед, бабка). Они с удовольствием вступали с ними в беседу, отгадывали загадки, описывали предметы, которые они предлагали рассмотреть. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи и обыгрывали их, используя жесты, движения, мимику.

Далее задача усложнилась: дети учились вести диалог друг с другом. Такие этюдные тренинги как: «Что ты ищешь лисичка?», «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?», «Щенок и кот» помогали добиваться синхронности речи и движения. Детям с более развитой речью предлагали придумать свои небольшие диалоги. Старались поддержать в детях желание импровизировать, придумывать что-то новое, свое. Ведь разыгрывание сочиненных диалогов, а далее сценок, сказок духовно раскрепощают ребенка, дают ему возможность поверить в свои силы.

Исходя из особенностей психического развития детей дошкольного возраста театрализованные игры, которые проводили на следующих этапах, строились на материале знакомых сказок. Например, «Встреча в лесу» игра построена на основе сказки «Колобок», «В гости к бабушке» на основе сказки «Репка».

. Привлекли родителей к созданию театральных атрибутов для будущей постановки. Так появились в нашем театральном уголке новые костюмы и реквизит: ворон, ворона, атаманша, трон Снежной королевы, камин, и т.д.

В конце проекта на театральных занятиях дети уже научились показывать мизансцены из спектакля. Когда дети неплохо усвоили свои роли и сюжет сказки, мы предложили им показать небольшой отрывок из спектакля детям I младшей группы.

На дальнейших занятиях уже больше уделяли внимание дикции детей, каждое занятие начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали чистоговорки, скороговорки. Проводили с детьми занятия, на которых дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей из спектакля.

Для дальнейшего развития актерского мастерства  использовали дидактические игры из «Азбуки настроения». Вначале закрепили с детьми знания об основных эмоциях (веселье, грусть, страх); учили их различать и изображать с помощью выразительных средств. Затем дети узнали об эмоциях: гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение. Эти эмоции выразить сложнее, поэтому любое самостоятельное  проявление этих чувств отмечалось, не оставалось незамеченным.

Дети с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовались индивидуальными особенностями детей, их возможностями. Особое внимание уделяли анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах и явлениях, их назначении,  сравнительным характеристикам героев. Проведение театральной игры «Три поросенка отдыхают» стало стимулом  развития творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Завершающим мероприятием стал праздник, посвященный дню 8 марта, на котором было решено подарить музыкально-театрализованное представление «Снежная королева».

 Таким образом, можно отметить, что проведенная работа подтвердила целесообразность выбора театрализованной деятельности.

4. Результаты работы:

Для детей:

  1. У детей появился интерес к художественной литературе, театру, музыке - как видам искусства.

  2. Занятия развили детскую фантазию, воображение.

  3. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).

  4. Речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас.

  5. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.

  6. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

Для родителей:

  1. Папки-раскладки, информационные стенды о театре.

  2. Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной деятельности с родителями.

  3. Музыкально-театрализованное представление «Снежная королева».

  4. Создание фотоальбома и видеофильма «Снежная королева».

Для педагогов:

  1. Разработка сценария спектакля «Снежная королева».

  2. Подбор музыкального материала.

  3. Подбор материала для родителей о театральной деятельности детей.



5. Оценка результатов проектной деятельности

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность способствуют развитию интереса к театральному искусству и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание в условиях своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данном проекте мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога, создание им условий для воспитания у дошкольников эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных способностей средствами театральной деятельности. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки и театра, он постепенно тоже признает эти ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать посредством создания новых программ, методик, и умело сочетать с уже существующим материалом, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

Литература:

  1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой - М.: 1998

  2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей - Л:1961;

  3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984

  4. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

  5. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

  6. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981

  7. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.

  8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

  9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

  10. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

  11. Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

  12. Левин В.А., Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

  13. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. - М, 1982

  14. Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

  15. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

  16. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу «Развитие творчества».

  17. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

  18. Поляк Лора «Театр сказок». – Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. СПб, «Детство-Пресс», 2001.

  19. www.maaam.ru - конспекты занятий по учёбе и раннему развитию в детских садах, новаторские методические разработки, коллекции сценариев праздников для детей, оригинальные детские поделки, развивающие игры для дошкольников, необычные примеры оформления, стенгазеты и презентации. 

  20. doshvozrast.ru - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

  21. https://solnet.ee - ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.



ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Музыкально-театрализованное представление «Снежная королева»

Составила и провела

музыкальный руководитель Кочанова А. Н.



2013г.

Цель: продолжать формировать у детей коммуникативно-социальные навыки, развивать память, воображение, мышление, устную речь.

Задачи:

- ознакомить детей с творчеством Г.Х. Андерсена.

- научить давать подробную характеристику героев сказки

- обогатить словарный запас дошкольников

- тренировать память, научить запоминать стихотворный текст большого объема

- развивать умение кратко излагать свои мысли

- научить двигаться в ритм музыки

- научить управлять голосом

- научить взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Предварительная работа:

- чтение сказки «Снежная королева» и рассматривание иллюстраций

- беседы о театре

- просмотр мультфильма «Снежная королева»

- разучивание музыкальных игр

- ритмопластика

Ход мероприятия:
ВЕСЬ СВЕТ И ПРОЖЕКТОР ВКЛЮЧЕНЫ

ФОНОГРАММА 1(Дети входят и встают полукругом перед шторами)

1-й: Есть идея! Нужно маму

На спектакль пригласить!

2-й: Мы старались, мы спешили,

Все мы роли разучили

И сегодня в этот час

На премьеру приглашаем вас!

3-й:А сказка не простая, она про чудеса,

Про Герду и про Кая, разбойников в лесах.

Я думаю, что пьесу посмотрите не зря!

Здесь будут смех и слёзы, здесь будут лёд и розы.

Простое сердце нежное растопит царство Снежное!

СКАЗКА «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

ФОНОГРАММА.2 Открывается занавес. Герда поливает розы, Кай играет с кубиками. Бабушка вяжет шарф.

ГЕРДА. Здравствуй, Кай!

КАЙ. Привет, сестрица,

Герда, как твои дела?

ГЕРДА. Хорошо. Смотри скорее

Наша роза расцвела.

КАЙ. Правда. Как она прекрасна

Словно в сказке, красота.

ГЕРДА. Бабушка! А что же сделать

Не замерзла, что б она?

БАБУШКА. Вы не бойтесь, не замерзнет,

Слишком к ней добры все мы.

Только тот на свете мерзнет

Кому чувства не нужны.

КАЙ. Снег какой чудесный, правда?

ГЕРДА. Словно пчелки в небесах.

БАБУШКА. Есть у снега королева

Всё летает в облаках

И ни разу не присядет,

Не спускается с небес,

Только окна разрисует

И уйдет в свой снежный лес.

ГЕРДА. Видели узор мы этот,

Много красоты есть в нем.

КАЙ. Пусть она войдет к нам только,

Я в огонь ее и всё

БАБУШКА. Не войдет, не беспокойся,

Посмотри лучше в окно

Тем узором расчудесным

Разукрашено оно.

СВЕТ ВЫКЛЮЧИТЬ ; «МЕТЕЛЬ» ВКЛЮЧИТЬ
ФОНОГРАММА.4 «ТАНЕЦ МЕТЕЛИ»

Фонограмма 5 « осколок в сердце»

(Метелицы убегают)

СВЕТ ВКЛЮЧИТЬ

КАЙ. (хватается за сердце):
Ой, как колет здесь, в груди,
Герда, Герда, помоги.

ГЕРДА. Кай, мой милый, что с тобой?
Я спасу тебя, родной.

КАЙ («ледяным» голосом)Отойди, меня не трогай

В мире нет тебя страшней.

Убирай-ка этот мусор,

Насажала тут цветов

Так ужасны, бесполезны,

Лишь разводят червяков.

Герда начинает плакать.

КАЙ. Санки дай мои сейчас же,

Я хочу идти гулять.

ГЕРДА. Можно я с тобой отправлюсь

Обещаю не мешать.

(Кай берёт санки, уходит. Бабушка уходит. Герда садится у окна.)
ФОНОГРАММА. 6 «ТАНЕЦ – ИГРА МАЛЬЧИКОВ СО СНЕЖКАМИ»

(Мальчики копают лопатками ,зовут Кая, строят снеговика. Кай выходит стоит злой в стороне. )
ФОНОГРАММА.7 (Кай рушит снеговика, мальчики убегают. )
СВЕТ ВЫКЛЮЧИТЬ «МЕТЕЛЬ» ВКЛЮЧИТЬ

Влетает Снежная королева)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. Здравствуй, Кай.

Замерз ты видно

Дай тебя поцеловать,

Залезай скорее в шубу

Будем вместе отдыхать.

Я возьму тебя с собою

В свой далекий снежный край

Ведь пришла я за тобой

Ты согласен, милый Кай?
ФОНОГРАММА.8 Снежная королева и Кай уходят. Герда сидит у окна и смотрит на улицу.

ГЕРДА. Как давно мой Кай пропал,

Может он в беду попал?

Нужно в путь мне отправляться,

Отыскать скорее братца.

(Герда убегает)

СВЕТ ВКЛЮЧИТЬ
ФОНОГРАММА. 9 (Выбегают цветочки и волшебница, они приседают волшебница подходит к каждому цветочку, они «оживают». Вбегает Герда)Музыку остановить.

ГЕРДА. Ах, какой чудесный садик!

Как приятно здесь дышать.

Может здесь мне кто подскажет

Где мне Кая отыскать.
ВОЛШЕБНИЦА. Бедное ди­тятко, как ты сюда попала?

ГЕРДА. Ах, пощадите сердце нежное

Брата Кая украла Королева Снежная

Умоляю, ради бога,

Может знаете к ней дорогу?

ВОЛШЕБНИЦА.  Ты пока здесь отдохни,

В сад волшебный загляни.

Здесь в цветах моих побудешь,

Кая сразу позабудешь.

ФОНОГРАММА.9 продолжение музыки «ТАНЕЦ ВОЛШЕБНИЦЫ И ЦВЕТОВ»

(Герда засыпает в саду, волшебница уходит, розочка подбегает и будит Герду)

РОЗА. Герда, милая, проснись,

В путь далекий торопись.

Ведь сейчас не время спать,

Нужно Кая выручать!

ГЕРДА. Спасибо, Розочка! Прощай!

Теперь ты мне сестрица.

Но ждет меня мой милый Кай,

Мне надо торопиться!

Шепот цветов: «Останься! Останься!»

ФОНОГРАММА 10

Герда уходит за занавес, Цветы убегают

Появляются ворон и ворона.
ФОНОГРАММА. 11«ТАНЕЦ ВОРОНА С ВОРОНОЙ»

(Появляется Герда)

ВОРОН. Каррр. Остановись сейчас же

ВОРОНА. Кто ты и куда спешишь?

ГЕРДА. Братца я ищу по свету

ВОРОН. А туда ли ты бежишь?

ГЕРДА. Вы не видели здесь Кая

ВОРОНА. А какой твой братец Кай

ГЕРДА. Очень добрый он, красивый

Видел. Ну же, отвечай?

ВОРОН. Тут на днях попал к нам мальчик

И по признакам похож.

ГЕРДА. Как чудесно. Ворон милый,

Ты к нему не отведешь?

ВОРОНА. Подожди. Здесь в королевстве

Нужно осторожней быть,

Всю охрану аккуратно и спокойно обходить.

ГЕРДА. Умоляю, помогите,

Я ищу его давно,

Что же делать мне, скажите

Как мне выручить его?

ВОРОН. Ладно, только не реви

Помогу тебе, смотри –

Вон стоит дворец принцессы,

Там твой Кай теперь живет.

ГЕРДА. Как прекрасно, побежали

Кай меня наверно ждет.

ВОРОНА. Ты иди за нами тихо,

Проведем тебя к нему.

ВОРОН. И сними свои ботинки

Топать нам тут ни к чему.

(уходят)

ФОНОГРАММА.12 Принц с принцессой играют в прятки. Принцесса с колокольчиком в руках. Кай с завязанными глазами ищет принцессу)

ПРИНЦЕССА. Кай, ищи меня скорее,

Неудобно здесь стоять!

ПРИНЦ КАЙ. Вот сейчас тебя найду я,

Будешь ты меня искать.

Входит Герда

ПРИНЦЕССА. Это кто сюда пришел к нам

Что забыла ты у нас?

Стража, где вы, где вас носит

И за что здесь кормят вас.

ГЕРДА. Кай, родной мой ( Кай поворачивается . Снимает повязку с глаз.)

Ой, ошиблась!

Ты не мой Кай, ты чужой!(плачет)

ПРИНЦ КАЙ. Что такое, что случилось?

Ты поговори со мной.

ГЕРДА. Брата я ищу по свету,

Обошла полмира я.

ПРИНЦЕССА. Видела вчера карету

Снегом замела меня.

Королева в нем сидела,

Рядом был мальчишка с ней.

ГЕРДА. А куда они умчались,

Как угнаться мне за ней?

ПРИНЦЕССА. Ты не плачь, тебе поможем.

Шубка вот и муфта есть,

Дам тебе свою карету

И немножечко поесть.

ПРИНЦ КАЙ. Осторожней будь в дороге,

Здесь разбойники шалят.

ГЕРДА. Вот спасибо вам большое,

Я иду к тебе, мой брат. (Убегает)

(Принц и принцесса тоже уходят)(Дочь атаманши, голуби и олень прячутся за ширмой)
ФОНОГРАММА.13 появление разбойников и Атаманши

ФОНГРАММА 14 ТАНЕЦ РАЗБОЙНИКОВ И АТАМАНШИ

(Появляется Герда)

АТАМАНША. Посмотрите-ка скорее

Едет золото ко мне.

Эй ловите, побыстрее

Все несите только мне. (Разбойники набрасываются на Герду и подводят к Атаманше и убегают)

АТАМАНША. Ишь, какая королевна (Обращается к Герде)

С моей дочкой будешь жить,

Петь ей песни, поболтаешь,

Можешь кашу ей сварить.

(Выходит дочь атаманши.)

ДОЧЬ.  Мама, где ты ходишь бродишь?

Есть хочу я и играть.

АТАМАНША. Ну чего ты колобродишь,

Я ходила воевать.

Вот какой тебе подарок

Нравится?

ДОЧЬ.  Конечно, мам,

Будет мне она игрушкой

Я тебе ее не дам. (Атаманша уходит)

Муфта, шубка, все, что нужно

Эй, отдай скорее мне.

ГЕРДА. Вы берите что хотите,

Только ехать нужно мне.

ДОЧЬ.  Ой, какая ты смешная

«Отпустите вы меня»,

Я таких не отпускаю,

Не хорошая ведь я.

ГЕРДА. Брата своего ищу я

Время некогда терять.

ДОЧЬ.  Замолчи. Ведь не шучу я,

Не люблю я отпускать.

Не реви тебе сказала,

Не люблю я всяких слез.

Не реви, воды мне мало?

Не шучу я, я всерьез.

ГОЛУБИ. (из-за ширмы)

Мы видали ее братца

Отпусти ее скорей.

С королевой он поехал

До Лапландии своей.

ДОЧЬ.  Ну-ка, птицы, замолчите.

Суп из вас сварю сейчас.

ГЕРДА. Умоляю, помогите,

Помощи прошу у вас.

ОЛЕНЬ. Показать я путь сумею

Ты же сжалься, отпусти

Я ее теплом согрею

Ну не злись, а помоги.

ДОЧЬ.  Что вы все тут раскричались,

Или вас пощекотать.

Я еще не наигралась,

Чтоб ее мне отпускать.

Ладно, хватить лить тут слезы,

Море скоро тут нальешь.

Отвези ее скорее

И вернешься, как найдешь.
ФОНОГРАММА.15 Герда с Оленем отправляются в путь .Кай прячется в королевстве Снежной королевы)

ОЛЕНЬ. Вот Лапландия ступай

Там уже заждался Кай.

СВЕТ ВЫКЛЮЧИТЬ ВКЛЮЧИТЬ КОРОЛЕВСТВО, ПРОЖЕКТОР,
ФОНОГРАММА.16 .Кай выкладывает слово «вечность».

ГЕРДА. Кай, мой братец,

Как же долго

Я искала здесь тебя.

КАЙ. Отойди скорей отсюда. Слово «вечность» пишу я.

ГЕРДА.(берет Кая за руку)

Неужели не узнал ты

Герду милую свою.

Как же долго я плутала!

КАЙ. Руку отпусти мою.

ГЕРДА. Злой, противный ты, мальчишка,

Как со мной так можешь ты.

КАЙ. Отойди, тебе сказал я.

Уходи. Не слышишь ты.

Герда заплакала, прижимаясь к плечу Кая .

ФОНОГРАММА 17

КАЙ.(Хватается за сердце, вынимает льдинку)

Что случилось? Что со мною?

ГЕРДА. Кай, вернулся ты ко мне.

КАЙ. Что я делал здесь так долго?

ГЕРДА. Жил, как будто ты во сне.

Кай, пойдем домой скорее

Все тебя там заждались.

КАЙ. Побежали побыстрее,

Пусть растает эта жизнь.

Не хочу быть в сердце с льдинкой

Прочь уйдет пускай зима.(Бросает льдинку)

ГЕРДА. Мы с тобой две половинки. Теплота тебя спасла!

ФОНОГРАММА.4 ВКЛЮЧИТЬ « МЕТЕЛЬ» Входит Снежная королева

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА.

Что здесь делает девчонка

Кай, гони ее скорей.

Что такое эта льдинка

В сердце нет ее теперь.

Как смогла ты все разрушить,

Что? Я таю? Вот беда.

Снега, снега мне скорее…

Я вода, вода , вода….

СВЕТ ВКЛЮЧИТЬ

ФОНОГРАММА.18 Кай и Герда. Взявшись за руки выходят на середину зала, выходят все дети встают полукругом)

КАЙ. Сердце моё теплотой отогрето

Только любовь в нём и радость живёт

Добрая, смелая девочка Герда

В сердце моём растопила весь лёд

ГЕРДА. Пусть наша сказка мягкою рукой

Частичку детства вам сейчас вернула

Навеяла и радость и покой

И в каждом сердце нежность всколыхнула

ФОНОГРАММА 19 ОБЩИЙ ТАНЕЦ ПОЛЬКА- АННА