|
Развитие внимания у детей с нарушениями речи Развитие внимания у детей с нарушениями речи.
Баканова Марина Михайловна учитель-дефектолог.
г. Армавир МБДОУ №37 Ухудшение экологии, алкоголизация населения, недостатки системы патронажа беременных и родовспоможения сопровождаются увеличением числа рождений детей с различными отклонениями в развитии.
Наибольшее количество среди них составляют дети с нарушением речевого развития.
На сегодняшний день чрезвычайно важно осуществлять дифференци- рованный подбор к выбору оптимальной системы обучения и воспитания ребёнка в дошкольном специальном коррекционном образовательном учреждении с учётом индивидуальных особенностей психофизического развития.
Дифференцированное обучение и воспитание в речевых группах позволяет реализовать индивидуализированный подход, т.е. учесть недостаточную готовность к школе детей с речевыми нарушениями.
В психолого-педагогической литературе широко показано негативное влияние как форсированного, так и сниженного по уровню требований обучения ребёнка не только на его эмоциональное состояние, поведенческие особенности, познавательные интересы, но и на здоровье, на адаптивные возможности. Предполагается включение в процесс коррекционного обучения специальных приёмов, методов, методик обеспечивающих успешное развитие недостаточно сформированных психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
Анализ результатов выполнения методик обследования психических функций даёт возможность судить о структуре познавательной деятель ной деятельности и способствует выявлению ведущего фактора определяющего трудности обучения при их наличии.
Возможность установления соотношения уровней развития регуляторных и познавательных процессов позволяет подойти к пониманию индивидуальных особенностей ребёнка, наметить при необходимости дополнительные направления обследования (в том числе и клинические) и пути коррекции недостатков в развитии.
На совместном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии детей со сложными сенсорными нарушениями предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-конгнитивным развитием ребёнка.
Внимание - процессы сосредоточения деятельности ребёнка в определённый момент времени на каком-либо объекте (предмет, событие, образ, рассуждение и т.д.). Если внимание сосредоточено на объекте внешнего мира, говорят о внешнем внимании; при сосредоточении на объектах субъективного мира (образ, рассуждение) говорят о внутреннем внимании.
Внимание, не имея своего собственного содержания, тесно связано с познавательны ми процессами (восприятие, память, мышление). Однако оно не сводится к этим психическим процессам, а является их динамической составляющей. При внимании сознание индивида избирательного направлено на объект и сосредоточено на нём с целью его адекватного отражения.
Внимание - сложный психофизический процесс, реализуемый рядом нейрофизиологических механизмов. Изучение закономерностей и механизмов внимания - центральная теоретическая проблема в исследованиях когнитивных процессов. Исследования внимания у детей важны для теоретической разработки основных проблем онтогенеза.
Практическая значимость исследований внимания определяется тем, что его развитие связано с формированием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень сформированности внимания обусловливает возможности развития познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В современной науке установлено, что проблема нарушений в координации внимания имеет несколько аспектов, относящихся к областям психологии, психофизиологии, нейрофармакологии.
Виды и характеристики внимания.
Виды внимания - предвнимание непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.
Предвнимание - неосознаваемый автоматический процесс обработки сенсорной информации нейронами детекторами в анализаторных системах. Оно предшествует непроизвольному вниманию и является основой для формирования зрительных образов (Р.Наатанен, 1998). Высшие виды внимания - произвольное и постпроизвольное - формируются в деятельности. Вовлечение детей в активную деятельность способствует развитию непроизвольного и строящихся на его основе произвольного внимания.
Различия всех видов внимания состоят в том, что они выполняют разные нейрофизиологические механизмы, формирующиеся по-разному в онтогенезе.
Характеристики внимания - избирательность (селективность), объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключение.
Избирательность - сосредоточенность сознания на определённых объектах и ситуациях внешнего мира, что обусловливает повышение уровня сенсорной, моторной, интеллектуальной активности. Избирательность может быть узкой (направленность на какой-либо один параметр объекта) и более широкой (настройка на восприятие большого объёма информации в соответствии с познавательной целью).
Объём внимания - число одновременно воспринимаемых объектов (предметных изображений, геометрических фигур, цветов, слов и т.д.); зависит от характеристик объектов и организации материала; близок к объёму восприятия и кратковременной памяти. У дошкольников и младших школьников объём внимания ограничен и расширяется с возрастом, когда формируется умение группировать объекты.
Распределение внимания - способность к одновременному выполнению двух или нескольких заданий без быстрого переключения внимания. Это качество внимания развивается с помощью упражнений при формировании навыков.
Концентрация внимания - сосредоточенность на одних каких-либо объектах и ситуациях и временное отвлечение от всех остальных. Степень сосредоточения на объектах или событии может быть высокой или низкой.
Устойчивость - длительность непрерывного сосредоточения внимания на объекте или событии. Устойчивость зависит от длительности сохранения интенсивного внимания и степени концентрации в это же время. Главное условие устойчивости - изменчивость объектов и ситуации. Однообразное восприятие снижает устойчивость. Спонтанные колебания внимания (флуктуации) обусловлены самонастройкой сенсор ной системы, т.е. регуляцией её пропускной способности. Длительность устойчивого внимания связана с активной мыслительной деятельностью при восприятии сложных объектов и ситуации. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту, от значимости для ребёнка выполняемых заданий, от его активности.
Переключение - целенаправленный быстрый перенос внимания с одного объекта или события на иные, от одного вида деятельности к другим. В условиях только смены объектов восприятия имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости.
Показатели переключения:
- время, необходимое для перехода от одной операции к другой; w продуктивность выполнения операции, т.е. объём или время её выполнения;
Непроизвольное внимание - генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей и намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное внимание обусловлено:
- новизной физических (интенсивность, контраст, цвет и т.д.) и пространственных параметров внешних воздействий;
появление значимых сигналов соответствующих актуальным потребностям индивида;
познавательной деятельностью, интересами, эмоциями, направленностью личности.
Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни индивида, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.
Произвольное внимание - направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью требует определённых волевых условий, имеет активный характер; опосредованно социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Это контролируемый и осознаваемый процесс с ограниченной пропускной способностью и последовательной обработкой информации. Произвольное внимание может быть обращено в прошлое и будущее, регулируя психические процессы. Оно способствует активизации извлечения из долговременной памяти определённых образов, сведений; способствует целенаправленному анализу объекта, ситуации и принятию решения. Произвольное внимание может быть антиципирующим в ситуации ожидания стимула, события, на которые надо отвечать некоторой реакцией. Антиципирующее внимание облегчает опознание. Произвольное внимание играет большую роль в обучении ребёнка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребёнком определённой задачи как в невербальной форме (показ действия), так и с помощью речи. Причём задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребёнка некоторых волевых усилий.
Постпроизвольное внимание - избирательная активность, которая формируется на основе произвольного внимания в процессе деятельности и состоит в сознательном сосредоточении в соответствии с целями деятельности, её значимостью и интересом для индивида. Постпроизвольное внимание уже не требует волевых усилий и ограничено только утомлением и истощением ЦНС.
Модально-специфические формы внимания - зрительное, слуховое, тактильное. В зрительной системе процессы селективного внимания (произвольная регуляция процессов обработки информации) включаются через после предъявления стимула.
- качество, точность выполнения операции (наличие ошибок, связанных с переключением). С помощью специальных упражнений возможно улучшение способности ребёнка к переключению внимания.
Все выше описанные характеристики - грани единого акта внимания, и в реальной деятельности они разделимы. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного процесса. В частности, компьютерное обучение может успешно осуществляться, если у детей в достаточной мере сформированы такие качества зрительного внимания, как избирательность, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объём. Для развитии пространственной ориентировки детей с сенсорными нарушениями важны такие характеристики внимания, как распределение и переключение. Рациональное переключение внимания с одной деятельности на другую - важное условие гигиены умственной работы и необходимо для поддержания оптимального уровня работоспособности.
Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
Учёные-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.
Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребёнка 5-6-летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребёнок будет в состоянии произвольно и в течении длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Объём внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-30 секунд. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей дошкольного возраста. Дети с речевыми нарушениями чаще отвлекаются, чем здоровые дети. Причём, как отмечал Немов Р.С, разница в устойчивости внимания может достичь 1.5-2 раза.
У детей с речевыми нарушениями, речь в меньшей степени выполняет функцию регуляции деятельности. Отмечается бедность словарного запаса, недостаточность звукобуквенного анализа и синтеза. Нарушено звукопроизношение. Страдает зрительное, слуховое внимание, стереотипны повторы в ходе деятельности, трудности в пространственной ориентации. Объём и произвольная концентрация внимания недостаточны, резко страдает способность к распределению внимания.
В соответствии с психофизиологическими данными, незрелость произвольного внимания присуща в той или иной мере всем детям 6-7 лет, а потому в процессе обучения в речевой группе рекомендуется использовать различные приёмы для привлечения внимания ребёнка к учебному материалу, повышения его интереса, устойчивости деятельности.
Использование современных приёмов изложения программного материала не исключает плохого его усвоения, если учитель-логопед не учитывает эти особенности функции внимания и эмоциально-волевой сферы ребёнка.
В соответствии с данными Н.Ф. Добрынина, Ф.Н. Гоноболина, развития произвольного внимания происходит на базе непроизвольного, механизмы которого формируются в онтогенезе более короткие сроки. На основе своего опыта педагог обычно широко использует различные приёмы привлечения непроизвольного внимания к учебному материалу. Как отмечает Ф.Н. Гоноболин (и это подтверждается педагогическим опытом), необходимо привлекать внимание дошкольников с первых минут коррекционно-учебной работы. Использование интересного, увлекательного материала в течение более длительного времени.
Следует добавить, необходимость изучение зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов. Немаловажное значение имеет размер, контрастность, зрительно-предъявляемой информации. Повышенная отвлекаемость с незрелыми процессами регуляции деятельности требует контроля за тем, чтобы во время занятий в поле внимания детей не попадали ранее не встречавшиеся, не имеющие отношения к этому материалу раздражители.
Малый объём внимания, характерный для детей с трудностями обучения различной этиологии требует уменьшения количества элементов, которые должны отслеживаться дошкольниками при выполнении тех или иных заданий.
Успешность усвоения учебного материала в значительной мере зависит от темпа его предъявления. Замедленность восприятия, присуща детям с речевыми нарушениями. В основе замедленности лежит, главным образом, повышенная отвлекаемость, недостатке произвольного внимания. Эта особенность требует повторения одного и того же материала. Нельзя приступать к новому, не убедившись в том, что предъявленный материал понят и воспринят.
Задачей исследования является изучение состояния внимания у детей 6-7 лет с нарушениями речи.
Исследуя нарушения психической деятельности ребёнка необходимо учитывать влияние первичного дефекта на возникновение вторичных образований, которые проявляются на момент исследования.
При психодиагностическом подходе выдвигаются следующие задачи:
подробное исследование психической функции и обна- ружение имеющихся отклонений;
определение возможностей улучшения результатов при оказании помощи;
диагностика личностных особенностей ребёнка;
соотнесение полученных результатов с «нормативными»;
определение возможностей оптимизации процесса развития того или иного психического процесса у ребёнка.
Применение данного подхода целесообразно в случаях связанных с обучаемостью ребёнка, когда высока вероятность, что у ребёнка имеются отклонения в психологическом развитии. ПОДБОР ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДИК.
В настоящее время используют множество методик исследования психических процессов. Их решения требуют от обследуемого того вида психической деятельности, который изучается в данном исследовании.
Существующее классификации методик: на вербальные и невербальные, качественные и психометрические, по функциональному признаку (для исследования внимания, памяти, мышления и т. д.)-довольно условные. Поскольку психика человека является целостным образованием, один и тот же дефект проявляется, как стержневой, при выполнении нескольких различных заданий. Педагог, владея множеством методических приёмов, должен выбрать ограниченное число именно тех, которые наиболее соответствуют к задачам исследования. Подбор адекватных методик облегчается предварительным сбором информации о ребёнке.
На основании полученных данных педагог может прийти к выводам:
имеются ли вообще у данного ребёнка психические нарушения;
если имеются, то какой тип нарушений преобладает в данном случае, какие механизмы привели к его формированию (структура первичного и вторичного дефекта);
какова зона ближайшего развития ребёнка, кем и на каком уровне может быть поведена коррекция нарушения разви- тия (достаточно изменения воспитательного подхода, же- лательно изменение места и формы обучения, необходима консультация с врачом, логопедом, необходимы и возмож- ны психокоррекционные мероприятия).
Для правильной организации исследования ребёнка необходимо иметь отдельное помещение, куда не будут входить посторонние люди, где не будет ярких отвлекающих предметов. Исследование проводится строго индивидуально. Исследование детей проводится в форме обучающего эксперимента.
Если у ребёнка возникают трудности, ему надо оказывать помощь. Во время анализа полученных результатов следует учитывать, какой вид помощи и в какой мере был оказан ребёнку и на сколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Основным методом коррекции внимания у детей с речевыми нарушениями служат игровые занятия. Их целью является установление всестороннего контакта с ребёнком, создание устойчивой совместной игры, развитие навыков общения.
Другим эффективным методом коррекции является психотренинг. Психотренинг - комплекс упражнений, направленный на развитие психических процессов. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек).
Основной возрастной группой являются дети 5-7 лет. Продолжительность занятия 20-25 минут. Отдельные игровые упражнения можно использовать в работе дома с родителями, во второй половине дня, на занятиях по развитию речи, подготовке к обучению к грамоте.
Внимание - процесс теснейшим образом связанный с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е. Левина выделяла нарушения внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с нарушениями речи внимания нарушено примерно 90 % случаев.
Что же это такое - внимание?
Оно волшебное дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.
Все мы появляемся на свет, от природы оснащённые механизмом так называемого «непроизвольного внимания». Это безусловный рефлекс, проявляющийся в мгновенной реакции мозга на любой предмет или явление: «Что это такое?». Для наших отдаленных предков непроизвольное внимание было необходимым элементом выживания, позволяющим тут же отреагировать на возможную опасность и принять необходимые меры. Для нас же, современных людей, этого мало. Иначе говоря, непроизвольное внимание - это любопытство, но и ещё любознательность.
У большинства взрослых людей произвольное внимание «включается» как было само собой. Сформировавшийся человек, как правило, чувствует, когда нужно подключить внимание. Иное дело - дети. Им предстоит всему этому научиться. Особенно трудно развивать внимание у детей с проблемами в развитии. У этих детей, несмотря на различную природу дефектов, имеются характерные типичные проявления нарушения познавательной деятельности. Неполноценное речевое развитие, недоразвитие сенсорной, аффективно - волевой сферы. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое.
Своевременно проведённая диагностика, развития высших психических функций, дифференцированное коррекционное обучение позволит компенсировать недостатки в психическом развитии путём создания оптимальных условий для максимального использования потенциальных возможностей ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972г.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс-Центр, 1993г.
Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М.: Правда, 1951г.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Онтогенетическое исследование. Л.: Наука, 1985г.
Лидере А.Г. Диагностика готовности к обучению в школе. Коррекция внимания школьников. // Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992г.
Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Психофизические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста // Физиология человека, 1993г. Т. 19. №4.
Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекции обучения детей с наруше-ниями познавательной деятельности.М., 1995г.
8.Цыпина Н.А., Кондрашин В.И., Марковская И.Ф. О готовности старших дошкольников к обучению в школе. // Материалы международной конференции памяти Лебединской. М., 1995г.
9.Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, В.М. Пискун. Основы детской патопсихологии. Киев 1999г.
10. Л.Ф. Тихомирова. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1996г.
Конспект
Занятия по формированию лексико – грамматических навыков на занятии
по подготовке к обучению грамоте.
(подготовительная к школе группа) Тема: «Звук «Ж»
Лексическая тема: «Насекомые». Цели занятия: автоматизация звука «Ж» в речи, закрепление зрительного
Образа звука «Ж»,
- совершенствовать звуко - буквенный анализ слов;
- закрепить навык деления слов на слоги;
- расширить и активизировать словарный запас по лексической теме «Насекомые;
- закрепить навык обобщения;
- учить согласовывать в речи числительные с существительными;
- формировать практический навык составления предложений с предлогами;
- упражнять в графической записи предложений;
- формировать навык согласования существительных с глаголами;
- развивать фонематическое восприятие , внимание, мышление, память;
- формировать правильное отношение к объектам природы;
- развивать мелкую моторику. Оборудование
Магнитная доска, плакаты с изображением насекомых, картинный раздаточный материал, фишки трех цветов, наборы для графической записи предложений. Лексический материал
-имена существительные: пчела, оса, муха, муравей, улитка, стрекоза, червяк,
- божья коровка, таракан, сороконожка,
- глаголы: летают, порхают, ползают, опыляют, роют, прыгают, жужжат, стрекочут и т.д. Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов, рассматривание картин, наблюдение в природе. Организационный момент.
Логопед. Послушайте внимательно загадки.
На дорожку вышли рожки,
Вы не будете бодать?
Я их потрогала немножко,
Рожки спрятались опять. (улитка) То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый…(светлячек) Не зверь, не птица
Носок как спица
Летит-кричит
Сядет-молчит. (комар) Дети отгадывают загадки. Логопед. О ком эти загадки?
Дети. О насекомых.
Логопед.Каких насекомых вы знаете еще ?
Дети называют насекомых.
Логопед. Что общего в их строении, чем отличаются?
Дети. У насекомых есть голова, глаза, шесть лапок, ( у паукообразных во-
семь ), усики, у некоторых насекомых есть крылья.
Логопед. Где живут насекомые?
Дети. В норках, дуплах, муравейниках, а улитка носит свой домик с собой. Игра «Подбери слово».
Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, сосут,
кусают, жалят, жужжат, звенят, гудят, вредят, прячутся, засыпают, трудятся,
переносят. Сообщение темы занятия:
Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком «Ж».
Артикуляция звука - губы вытянуты, зубы сближены, кончик языка вверху,
За передними зубами, посередине язычка бежит сильная воздушная струя.
Характеристика звука –согласный, твердый, звонкий.
Портрет звука.
Эта буква высока
Эта буква широка
И при этом словно жук
Издает жужжащий звук.
Дети рассматривают букву и букву.
Логопед. Предлагает обвести и заштриховать букву.
Дети. Выполняют штриховку буквы.
Логопед. Давайте поиграем, узнаем кто внимательный.
Игра «Не ошибись»
Произнесение слогов жа-жа-жу,яж-яж-еж…
Проговаривание скороговорки: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет» .
Логопед. Вспомните слова со звуком «Ж».
Дети. Припоминают и называют слова.
Игра «Узнай звук».
Логопед. Когда услышите в произнесенных словах звук «Ж», хлопните в ладоши один раз (оса , таракан, жужелица, тля, червяк, майский жук).
Дети. Слушают, хлопают.
Логопед. Слова можно разделить на части.
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамматей
Делать слово из частей.
Дети делят предложенные слова на слоги.
Динамическая пауза.
Я жук, я жук
Я тут живу,
Жужжу, жужжу, жу-жу, жу-жу. Самомасаж больших пальцев рук.
Логопед. Предлагает представить,что верхняя часть большого пальца -
голова, а в средней части подушечки пальца находится язычок. Проведем
массаж пальчиков.
Дети проводят массаж пальцев поочередно на левой и правой руке.
Логопед. Каждому из вас дам предметную картинку, составьте предложение
с предлогом (картинки на разном цветовом фоне).
Дети составляют предложения с предлогами.
Логопед. Составим графические схемы предложений.
Дети составляют схемы предложений. Игра «Сколько насекомых?»
Логопед. Показывает картинку, на которой изображены насекомые.
Дети составляют предложения с числительными (на пеньке три муравья,
на дереве два жука и т. д.) Игра «Кто лишний?»
Логопед проговаривает четыре слова.
Дети называют лишнее слово (паук, оса, муха, стрекоза), (червяк, комар, тля, пчела ).
Самомассаж ушей.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем с вами мы играть,
Есть у ушка бугорок
Под названьем «Козелок»
Напротив ушка мы потрем
И опять считать начнем.
Ушкам отдохнуть пора
Вот и кончилась игра.
Дети выполняют массаж ушных раковин. Итог занятия.
Логопед. Ребята, вы хорошо отвечали, играли, придумывали слова, а теперь вспомните и расскажите стихи о насекомых.
Дети читают стихи. |
|
|