Главная страница


Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка



Скачать 61.82 Kb.
НазваниеРеализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка
Дата18.04.2016
Размер61.82 Kb.
ТипДокументы

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.
Проблема мотивации в изучении иностранного языка становится особенно актуальной в эпоху глобализации всех сфер общественной жизни. С помощью иностранного языка можно получить возможность изучения духовного и культурного богатства других стран, осуществлять непосредственную коммуникацию с представителями других народов. Новая политическая обстановка, расширение международных связей и контактов требует глубокого, практического владения иностранным языком. Мотивация является движущей силой в изучении иностранного языка, она показывает, как внутренние побуждения человека позволяют добиться положительного результата в достижении поставленной цели.

Одной из главных задач модернизации российского образования является формирование ключевых компетенций, которые определяются как система универсальных знаний, умений и навыков. «Введение образовательной компетенции в систему образования позволит решить проблему, когда учащиеся хорошо усваивают теоретические знания, но затрудняются применять их на практике для решения проблем», - считают А.В.Хуторской и другие ученые. Благодаря этому, выпускник школы сможет лучше приспособиться к жизни, будет хорошо адаптированным к изменяющимся условиям и ориентированным в различных жизненных ситуациях, если научится этому в школе. Важной задачей является умение устанавливать контакты, быть толерантным к другим культурам и разным точкам зрения на одну проблему.

Основной целью обучения иностранному языку является коммуникативная деятельность, развитие личности школьника в неразрывной связи с изучением культуры страны изучаемого языка и формирование многомерной картины мира. для этого необходимо овладение ключевыми компетенциями: ценностно-ключевыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, социально-трудовыми, личностного самосовершенствования, предметными. Это способствует желанию «участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности».

Чему же мы учим, обучая иностранному языку?

Из определения И.Я. Лернера, обучение – это передача молодому поколению культуры в полном объеме. Следовательно, предмет «иностранный язык» несет иностранную культуру. Формирование у всех учащихся положительного и устойчивого интереса к предмету, а также развитие творческих способностей является целью мотивации. Рассматриваются различные типы мотивации:

  1. Познавательная. Необходимо формировать заинтересованность учащихся в овладении новыми знаниями, языковыми закономерностями , ключевыми идеями.

  2. Учебно-познавательная. Используется для обучения учащихся усвоению способов получения знаний, приемам самостоятельного получения знаний, методам научного познания, рациональной организации труда.

  3. Социальная. Ориентирует школьников на достижение успехов и высоких результатов в любой, в том числе профессиональной деятельности, быть полезным обществу, утвердить себя, воспитывает чувство ответственности.

Внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять интеллектуальную активность. Внешние мотивы могут усиливать внутреннюю мотивацию.

Для поддержания устойчивого интереса к иностранному языку применяются различные технологии:

- личностно-ориентированное обучение

- метод проектов

- технология сотрудничества

- игровые технологии

- технологии коммуникативного обучения и др.

Метод проектов определяется Н.И. Фалиной, как «комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий». С.В.Семенов подчеркивает, что метод проектов «…подразумевает целенаправленную деятельность, организованную для получения какого-либо значимого результата». Таким образом, метод проектов позволяет активно включить учащихся в процесс обучения, овладеть искусством коммуникации, обеспечить связь школы с жизнью, чтобы обучение навыкам и умениям находило практическое применение.

Создание особой воспитательной и образовательной среды, которая дает возможность наряду с обучением познакомить их с культурой и обычаями других стран является одной из целей организации учебной и воспитательной работы. Участие в разнообразных международных проектах, возможность учиться за рубежом требуют не только высокого уровня владения языком, но и определенных качеств личности школьника: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм языкового этикета, широкий кругозор, умение подать себя. Одним и средств такого воспитания является участие в межшкольном обмене с Независимой школой Бристоля, Великобритания.

Этот проект существует с 1994 года и состоит из двухнедельной поездки в г. Бристоль с проживанием в семьях учащихся и участия в образовательной и культурной программе, а также в приеме учащихся Независимой школы г. Бристоль в Санкт-Петербурге. В программе принимают участие учащиеся 14-16 лет.

I. Этап подготовки. Сбор группы учащихся, которые принимают участие в проекте. На данном этапе, говоря о развитии речевых и языковых компетенций и подготовке к сдаче ЕГЭ, заполняем анкеты для выбора партнеров по обмену, учимся писать личные письма, предоставляем информацию о себе, задаём вопросы об увлечениях и интересах британских школьников. Участники группы продолжают активно общаться весь период до поездки в социальных сетях и по электронной почте. Большое значение имеет и ознакомление с географическим положением и историей города Бристоль, системой образования Великобритании, образцами литературных произведений, авторы которых проживали в Бристоле и его окрестностях, таких как Джейн Остин, Даниель Дефо. На встречах по подготовке к поездке мы знакомимся с традициями страны, правилами поведениями и особенностями быта.

II. Основной этап. На этом этапе продолжается развитие всех основных компетенций имеющих коммуникативную направленность: речевую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавтельную. У учащихся формируется поведенческая адаптация к общению в иноязычной стране, понимание необходимости следовать традиционным канонам вежливости, проявляя уважение к традициям и обычаям. Очень важным оказывается умение получать и передавать информацию при недостатке языковых средств.

1) Независимая школа Бристоля существует с XVI века и представляет собой комплекс зданий для изучения различных предметов, в которой обучаются представители различных национальностей из бывших колоний Британской империи ( индийцы, африканцы), и которые также принимают участие в проекте.

- В рамках проекта организуется экскурсия по школе и выполнения теста по материалам экскурсии и самостоятельному изучению достопримечательностей школы.

- Посещение различных уроков с целью сравнения с организацией учебного процесса в гимназии № 192 Санкт-Петербурга.

- Работа в компьютерном классе для изучения материала о предстоящих экскурсиях.

- официальная встреча с директором школы и запись о посещении в книге почетных посетителей.

2) Ознакомление с политической системой Великобритании и ролью городского совета в управлении городом.

- Для этого проводится официальное посещение резиденции лорд-мэра Бристоля и встреча с ним. На встрече учащиеся рассказывают о нашем городе и имеют возможность расспросить об истории Бристоля и управлении городским советом.

- Экскурсия в парламент Уэльса, г. Кардиф. Обсуждение работы парламента.

3) Ознакомление с историей страны изучаемого языка с помощью экскурсий по историческим местам Бристоля и его окрестностям.

- Red Lodge – музей, который знакомит с особенностями жизни горожан, традициями, историей Бристоля XVI века.

- Дом в Георгианском стиле – музей, который знакомит с жизнью и бытом простых горожан XVIII века.

- Замок г. Кардиф – музей, который знакомит с повседневной жизнью, обычаями и традициями аристократии XVIII века.

- г. Бат – ознакомление с Римским периодом в истории Великобритании, а также с архитектурными достопримечательностями города, в котором жила Джейн Остин.

- Посещение столицы Великобритании Лондона и осмотр достопримечательностей, а также посещение Национальной Галереи, с целью ознакомления с шедеврами мировой и английской живописи.

Проект предоставляет возможность неформально общаться с гражданами страны изучаемого языка, проживая в семьях, что помогает знакомиться с укладом жизни в английских семьях, общаться на английском языке, совершенствуя как языковые, так и страноведческие знания. Это помогает изучать правила поведения и общения, увидеть различия и сходство в традициях Росси и Британии, а также развивает умение принимать различия и особенности с достоинством, не показывая резкого недовольства или пренебрежения. Таким образом, через живое общение, через этот своеобразный диалог между представителями культур двух народов, этот проект способствует интернациональному гражданскому образованию, воспитанию культуры мира и толерантности. Он открывает все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Подводя итог, можно сказать, что участие в проекте международного межшкольного обмена ориентировано на развитие личности учащихся. и вносит вклад в создание новой образовательной среды как важного фактора современного гражданского общества.