Главная страница

Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с фгт



Скачать 67.86 Kb.
НазваниеРекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с фгт
Дата18.04.2016
Размер67.86 Kb.
ТипДокументы

Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ

Рекомендации по планированию образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ. В настоящее время у педагогических работников возникает много вопросов при составлении календарных и перспективных планов воспитательно-образовательной работы. Это связано с введением в действие федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.         Предлагаю рассмотреть возможности корректировки действующего планирования образовательной деятельности в соответствии с основными положениями ФГТ. Так в положениях ФГТ сказано: «Программа должна: - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Действительно, разработанная и реализуемая ДОУ основная общеобразовательная программа в соответствии с ФГТ не обязана включать совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей и формы работы с детьми в качестве отдельных частей программы. Она должна лишь предполагать построение образовательного процесса и предусматривать решение образовательных задач в них. Однако на практике, при осуществлении планирования как одной из главных функций управления процессом реализации программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией), вышеуказанные положения ФГТ должны лечь в основу так называемой внутренней структуры программы, отраженной в том числе и в структуре планирования образовательной деятельности. В ФГТ фиксируется, что «общий объем обязательной части программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; -самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, в действующую структуру планирования мы вносим существенные изменения. Схематично их можно представить следующим образом (смотреть таблицу №1,2). И если в таблице №1 мы прописываем тему, цель, итоговое мероприятие, и дату итогового мероприятия в соответствии с календарно-тематическим планированием, то в таблице № 2 мы пишем все остальные дни без указания тем календарно-тематического планирования. Один лист заполняется с двух сторон – это календарное планирование на один день. Давайте рассмотрим принципиальные отличия новой структуры от действующей: - замена учебного блока на блоки образовательной деятельности , осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей; -увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую, как видно из таблицы, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов; -изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; - возрастание роли семьи и социума в решении образовательных задач. Все выше указанные отличия взаимосвязаны. Остановимся более подробно на их характеристике. Сущностным признаком преобладающей сегодня в ДОУ учебной модели является доминирование учебной деятельности, что не соответствует теоретико-методическим основам ФГТ, задачам гуманизации и повышения качества дошкольного образования. Следовательно, учебный блок в прежнем его виде не может и не должен сохраняться в практике детских садов. В ФГТ он заменен блоком «Совместная деятельность педагога и детей» , которая организована в различных формах в режиме дня (утром, после завтрака, на прогулке, вечером). В том числе в процессе проведения режимных моментов ( организация приема детей, питания, умывания, дневного сна, специальных закаливающих и оздоровительных форм организации совместной деятельности, само же понятие приобретает иной смысл – слово «занятие» употребляется в современной теории и практике дошкольного образования в его самом широком смысле, как «занимательное дело», без отождествления его с дидактической формой учебной деятельности. Совместная деятельность взрослого и детей- это особая система их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Речь идет, безусловно, не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их «равноценности» в процессе совместной деятельности. В ФГТ содержится также указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми для ребенка дошкольного возраста. Так в соответствии с основными направления развития ребенка дошкольника можно выделить приоритетные виды деятельности для решения задач той или иной образовательной деятельности (см.таблицу 3) Педагог не просто организовывает детские виды деятельности, которые сами по себе уже интересны ребенку, как адекватные возрасту формы активной практики, но и решают поставленные образовательные задачи. Для этого выбираются интересные и значимые для ребенка формы работы, в рамках которых организуются названные виды деятельности. Таблица 3 Основные направления развития дошкольникаОбразовательные области в соответствии с ФГТПриоритетный вид детской деятельности 

ФизическоеФизическая культура Здоровье Двигательная 
Познавательно-речевое Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Познавательно- исследовательская Коммуникативная Чтение художественной литературы 
Социально-личностное  Социализация  Труд  Безопасность Игровая  Трудовая 
Художественно-эстетическое Художественное творчество Музыка  Продуктивное  Музыкально-художественная 
Задачи образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность» решаются во всех видах деятельности вне зависимости от их приоритетности. Важно отметить, что для разных видов детской деятельности существуют оптимальные формы работы с детьми. Например, для организации трудовой деятельности подойдут поручения , познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные проекты. Для музыкально-художественной – слушание, исполнение, музыкально-дидактические и народные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации. В свою очередь одни и те же формы работы могут быть использованы для организации различных видов детской деятельности, например, игра, как форма работы с детьми может быть использована не только для организации игровой деятельности. В игровой форме может проходить двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и музыкально-художественная деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельности ребенка. Планирование данного блока предлагает выбор педагогом вида самостоятельной деятельности детей актуальной в данный день в зависимости от поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, а также раннее запланированных видов совместной деятельности, чтобы не нарушить сбалансированность образовательного процесса. Основные положения ФГТ подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям формы совместного творчества детей, родителей и педагогов. Совместное творчество позволяет родителям активно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве субъекта педагогического процесса. Степень вовлеченности родителей может быть весьма разнообразной, она во многом зависит от их желания и возможностей. Среди самым распространенных форм совместного творчества: · Студийные занятия родителей и детей . На таких занятиях родители совместно с детьми выполняют задания педагога. Это изготовление народной игрушки, занятия с логопедом, психологом, социальным педагогом, занятия по лечебной физкультуре. Таким образом происходит знакомство взрослых не только с содержанием обучения, но и со своим ребенком; родители открывают для себя такие качества, умения, возможности собственных детей, о которых и не подозревали ранее. Семейные встречи. На таких вечерах встречах вместе с родителями дети отдыхают, поют, танцуют, соревнуются. Главная задача – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, создать атмосферу единства, сплоченности. Семейные встречи пример для родителей в организации семейного досуга, в его содержательном насыщении. · Гостиные проводим с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материала. Их цель -психологическое раскрепощение каждого ребенка, развитие его индивидуальности, личностной культуры, социальная адаптация. В работе таких гостиных могут принимать участие воспитатели, дети, родители, педагоги музыкальных школ. В дошкольном возрасте важно развивать творческий потенциал ребенка. Маленький ребенок естественен в своем стремлении жить в мире музыки, красок. Система семейных гостиных позволяет ввести ребенка в этот удивительный мир. Интересен опыт, когда в театральных постановках и музыкальных композициях принимают участие родители, члены семьи. Сплотить коллектив детей, родителей, педагогов помогают также спортивные праздники, совместные с родителями занятия, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности. Планирование образовательной деятельности в режиме дня находят свое отражение ключевые мероприятия по реализации проектов, осуществляемых в совместной деятельности детей, педагогов и родителей. Нередко в данном документе отражаются такие моменты работы над проектом, как его реализация и презентация итогов. Традиционно планирование осуществляется с опорой на предметно- развивающую среду. Этот факт находит свое отражение в планировании при указании зон, в которых педагог организует деятельность детей («Работа в уголке сенсорного, физического, музыкального, трудового воспитания»), при описании материалов и оборудования, предлагаемого вниманию детей, атрибутов к сюжетным и другим играм. Таким образом нами рассмотрены основные принципы корректировки действующего планирования образовательной деятельности с основными положениями ФГТ.