Главная страница

«Решение алгоритмических задач с помощью табличного процессора (электронные таблицы Microsoft Office Excel)»



Скачать 59.65 Kb.
Название«Решение алгоритмических задач с помощью табличного процессора (электронные таблицы Microsoft Office Excel)»
Дата18.04.2016
Размер59.65 Kb.
ТипУрок

Тема урока: «Решение алгоритмических задач с помощью табличного процессора (электронные таблицы Microsoft Office Excel)».

Цель урока:


1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще- интеллектуальный характер.


2. Развитие у учащихся теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.


3. Применение современного программного обеспечения в решении алгоритмических задач. 

Задачи урока: 

  • образовательные:

    • практическое применение изученного материала;

    • приобретение навыков в составлении таблиц;

    • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;

    •  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;

  • развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    • развитие навыков индивидуальной практической деятельности;

    • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

    • развитие способности логически рассуждать, делать выводы;

    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

    • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

  • воспитательные:

    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

    • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы обучения: словесный, интерактивный,  наглядный, творческий - беседа, работа в группах, ролевая игра.

Общее время: 40 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики № 9.

Оснащение урока: программа Microsoft Excel, дидактический раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.


Ход урока

Вводное слово. Здравствуйте. Тема нашего урока «Решение алгоритмических задач с помощью табличного процессора (электронные таблицы Microsoft Office Excel)». Итак, начнем работать.

Контроль домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.


- Назовите области деятельности человека, в которых широко применяют электронные таблицы. (Наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование).

- Для чего же служат электронный таблицы? (Электронные таблицы служат для обработки числовой информации, представленной в виде таблицы, сохранения таблиц на дисках, для вывода документа на печать).

- Назовите возможности электронных таблиц. (Ввод и редактирование данных, вычисление по формулам, форматирование таблиц, построение графиков и диаграмм, сортировка данных, работа как с базой данных, просмотр документа перед печатью, вывод на печать и т.д.)

- Как же осуществляется запуск ЭТ: (Пуск-Все программы-Microsoft Office-Microsoft Excel).

- Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls)

- Перечислите основные элементы окна ЭТ. (Заголовок, Строка меню, Строка инструментов, строка форматирования, Строка формул, Область данных, линии прокрутки, Строка рисования, Строка состояния, Активная ячейка, Панель задач, Ярлыки листов).

- Почему документ ЭТ называется КНИГА? (Документ ЭТ называется КНИГА потому, что документ состоит из листов, которые можно переименовывать, удалять, добавлять, перемещать с помощью контекстного меню, открывающегося правой кнопкой мыши).

- Назовите основные объекты Рабочего поля ЭТ. (Ячейка – элементарный объект электронной таблицы, расположенный на пересечении строки и столбца/A16,B2/

Строка – все ячейки, расположенные на одном горизонтальном уровне таблицы/12, 5/.

Столбец– все ячейки, расположенные в одном вертикальном ряду таблицы/A-Z,AA-AZи т.д./.

Диапазон ячеек – группа смежных ячеек, которая может состоять из строки, ее части или нескольких строк, столбца, его части или нескольких столбцов, а также из совокупности ячеек, охватывающих прямоугольную область таблицы; диапазоном можно также считать одну ячейку).

- Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3)


- В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек)

- Из чего состоит адрес ячейки? (Из имени столбца и номера строки)

-Какие бывают адреса? (Относительные (A4,C87) - автоматически изменяющийся при копировании. Абсолютные ($A$3,$C$15) – не изменяющаяся при копировании. Смешанные(Z$6,$G7 – частично изменяющаяся при копировании).

- Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа)

- Математические, Статистические, Финансовые и т.д. – это … (встроенные функции).

- Что понимается под форматированием табличного документа? (ряд действий по изменению формы представления как самого документа, так иго объектов)

-Какой пункт меню выполняет форматирование любого объекта табличного документа? (Формат)

- Какими параметрами характеризуется формат ячейки? (число, выравнивание, шрифт, граница, вид, защита)

- Какими параметрами характеризуется формат строки?(Высота, автоподбор высоты, скрыть, отобразить)

- Какими параметрами характеризуется формат столбца?(Ширина, автоподбор ширины, скрыть, отобразить, стандартная ширина)

- Что такое диаграмма (график)? (это наглядное графическое представление числовых данных)

- Для чего служит гистограмма (столбчатая диаграмма)? ( для сравнения нескольких величин в нескольких точках)

- Для чего служит круговая диаграмма? ( для сравнения нескольких величин в одной точке) - Для чего служит график? (для слежения за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой)

Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения алгоритмических задач. Но вначале вспомнит этапы решения задач.

Этапы решения задач на ЭВМ (эл.табл.)

  1. Постановка задачи: выяснение условий, оформление на листе решения разделов "дано" и "найти", заполнение таблицы начальными данными.

  2. Формализация решения: составление математической модели,

  3. Составление алгоритма решения

  4. Оформление на листе решения формул в виде текста в разделе "математическая модель".

  5. Создание сетки вычислений в разделе "решение".

  6. Анализ полученных результатов

Оформление листа решения



Решение задач по карточкам.

  1. Задачи линейного алгоритма. Учащимся предлагается выполнить задание по карточкам на компьютере с помощью электронных таблиц.

А) Найти объём куба со стороной а=2,5.



Б) Найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны катеты: a=2,5;b=3.



  1. Задачи циклического алгоритма.

А) Вычислить . Б) Вычислить



В) Вычислить





  1. Задачи разветвляющегося алгоритма.


А) Сравнить два числа А и В.



Б) Вычислить



В) Вычислить



4. Защита работ учащимися. Учащиеся объясняют решение своих задач.
5. Учащимся предлагается тестирование. Тест выполнен в электронных таблицах.


  1. Подведение итогов урока. Учащимся выставляются оценки.

- На следующих уроках мы с вами продолжим работу в электронных таблицах. Рассмотрим за дачи на построение графиков функций, диаграмм. Большое спасибо за урок. До следующей встречи.