|
Родители обязаны дети обязаны. Главный закон рода Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №114
с углубленным изучением отдельных предметов
Урок гражданского образования в 4-А классе
«Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода».
Подготовила учитель
высшей категории
Чудновская
Анна Иосифовна
Донецк
|
Тема: Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода. Цели: на основе изученных правил и обязанностей гражданина
способствовать осознанию собственных прав;
через обсуждение некоторых ситуаций ознакомить со взаимными
обязательствами родителей и детей;
развивать умение высказывать свои взгляды и мысли по разным
вопросам;
воспитывать чувство любви и уважения к членам семьи. Оборудование: « правовое» дерево,
карточки с правами и обязанностями, карточки с рассказам. Ход урока: І. Организация класса.
Эмоциональный настрой - Как ты мне нравишься!
- За что?
- За то, что улыбаешься.
- Как ты мне нравишься!
- За что?
- За то, что руку жмёшь.
- Как ты мне нравишься!
- За что?
- Совсем не притворяешься,
Меня понять стараешься,
Навстречу мне идёшь! - Чтобы наша совместная работа была плодотворной, вспомним правила для достижения успеха.
Правила:
- учиться сотрудничать;
- учиться общаться;
- не оставлять учение;
- не терять надежду;
- получать наслаждение и от учения, и от жизни. ІІ. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
-Что изучали на прошлом уроке?
- Как вы понимаете слова «право», «обязанность»?
- В каких документах записаны права ребёнка?
2. Составление «правового дерева»
- Выберите среди прав и обязанностей права и составим «правовое дерево». ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Молодцы, права выучили хорошо.
- Скажите, в обществе человек пользуется только правами, чтобы жизнь была налажена? Что ещё требуется от человека? (Обязанности). ІV. Сообщение темы и задач урока. Выставление уровня достижений на шкале.
- Сегодня на уроке мы узнаем об обязанностях родителей и детей, т.е. о взаимоотношениях в семье, будете составлять свои обязанности.
- Положите перед собой шкалу достижений. Подумайте, знаете ли вы о своих обязанностях и обязанностях родителей? Отметьте на шкале, на каком уровне. V. Изучение нового материала.
1. Беседа о семье
- Каких людей мы называем самыми дорогими?
- Что семья даёт человеку?
- А что каждый человек может дать своей семье? 2. Слушание стихотворения Н.Чемерис «Что такое семья».
Расскажу я вам, друзья, Дед и бабушка – в почёте,
Как живёт моя семья. Всё в заботе, всё в работе.
Хорошо всегда нам вместе, Внуков всех безумно любят,
Мы поём об этом песню. Словно птенчиков голубят.
Есть два брата у меня -
Папа сильный и весёлый- Очень славная родня.
Он хозяин в нашем доме, Вот и вышло: нас семь «Я»-
Мастер добрый и умелый- Получается семья.
До всего ему есть дело.
Мама, милая моя!
Как горжусь тобою я!
Пожурит и пожалеет,
Сердцем каждого согреет.
- Как автор стихотворения относится к членам своей семьи? Как вы это определили? 2. Этимологическая минутка.
- А что об этом слове рассказывается в толковом словаре? Подготовил …
- Значит, это самые родные люди, которые друг друга уважают и любят.
3. Ассоциативный куст «Моя семья».
- Ребята, когда вы слышите выражение «Моя семья», о чём вы думаете, что вы себе представляете?
- Сколько хорошего вы сказали о своих семьях. Но семьи бывают разные, а иногда не бывает семьи у детей.
4. Работа с учебником.( с. 60- 61) .Чтение 1 части статьи.
Щадящий опрос. Работа в парах.
1 в. - О чём ещё заботятся родители, кроме хозяйственных хлопот?
(Родители заботятся о здоровье сыновей и дочерей, их образовании, воспитании, настроении и развлечениях).
2 в. – Из-за чего около 100 тысяч детей лишены родительской заботы?
(Каждый десятый ребёнок – сирота. Родители девяти детей не выполняли своих обязанностей по отношению к ним. Лишены родительских прав).
1 в. – Что это такое: «мини-детдома»?
(Дети живут по восемь – десять человек вместе с названной матерью как обычная многодетная семья).
2 в. – А как помогают «детям улицы» просто добрые люди?
(Создают детские приюты, центры реабилитации, где возвращают детям надежду на лучшее будущее).
- Вы полноценно пользуетесь правом жить в семье вместе с родителями. Уважайте и цените своих родителей. - Кто ответил на оба вопроса, поднимите руку. 5.Физкультминутка.
- Каждый человек имеет право на отдых. Мы тоже немного отдохнём.
Разминка «Поругались – помирились».
- Представьте, что ваши правые ручки – весёлые человечки. Вот они встретились, знакомятся, идут вместе гулять. Но вдруг они поругались, обижаются, бьются. Но они же умные, поэтому помирились, гуляют, идут домой и прощаются. 6. Продолжение работы с учебником. Чтение притчи «Закон рода».(с. 61)
а) Чтение притчи и обсуждение.
- Что поразило вас в этой притче?
- Прочитайте новый закон рода.
- Над чем заставил задуматься этот рассказ?
- Какое жизненное правило вы взяли для себя?
б) Методика « Интервью». Работа в парах.
- А теперь поработайте в парах. Ребята 1 варианта выступают в роли корреспондентов, т.е. задают вопросы, а ребята 2 варианта представьте себя в роли сына и отвечаете на вопросы корреспондентов.
- А теперь давайте заслушаем один из вариантов такой работы. VІ. Закрепление материала.
1. Составление обязанностей детей в семье. Работа в группе.
- Положите перед собой рассказы и прочитайте их самостоятельно. (Можно использовать рассказы В.Сухомлинского)
Затем хорошо продумайте и обсудите в группах, какую обязанность можно сформулировать на основе прочитанных рассказов.
а) самостоятельное чтение рассказа учениками;
б) обсуждение рассказа и составление на его основе обязанности;
в) высказывание своего мнения, выбор карточки с обязанностью
на столе.
(Прикрепить каждую обязанность к подходящим по смыслу правам) 2. Работа в тетрадях (с. 20). Работа в парах.
Составление текста для табличек. VІІ. Итог урока. Рефлексия.
-Давайте проследим, выросли ли ваши знания об обязанностях. Отметьте на шкале. У кого уровень знаний стал выше, поднимите руку.
- А что нового вы узнали на уроке об обязанностях?
VІІІ. Домашнее задание.
Прочитать 2 часть статьи. Продолжить перечень правил, представленных в статье. |
|
|