1 .4. Дидактическая игра в воспитании и обучении детей
Дидактическая игра, как средство воспитания, находится во взаимосвязи с другими средствами, ибо ни одно из них не существует изолировано.
Чтобы определить место дидактической игры в системе воспитания и обучения, следует рассмотреть:
А) взаимосвязь дидактической игры с обучением и воспитанием;
Б) взаимосвязь с другими форматами игровой деятельности.
Обучение детей в детском саду осуществляет задачи сообщения детям элементарных знаний, привития умений и навыков, предусмотренных программой детского сада, развития умственных способностей детей черт личности, а также коллективных взаимоотношений детей. Одной из задач обучения является привитие детям умения заниматься, т. е. овладеть знаниями, и воспитание положительного отношения к ученью.
В нашей педагогике рассматривается обучение в детском саду как процесс организованный. Обучение ведется на занятиях, так, как именно на занятиях педагог имеет возможность давать всем детям одинаковые знания и умения, предусмотренные программой. Дидактическая игра, иначе обучающая, в некоторой степени содействует обучению, однако она не осуществляет и не может осуществлять систематического обучения, не является и не может быть основным способом обучения детей в детском саду. Формирования в игре первоначальных знаний у детей младшего дошкольного возраста возможно лишь в той мере, в какой показ, объяснение, указание, упражнение не разрушают игрового замысла и игрового действия.
С этой целью могут быть использованы многие игры, в основе которых лежит подражание обучающему действию, показу воспитателя.
В дидактической игре «Чей домик» воспитатель знакомит детей, как поёт петушок, мяукает кошка, лает собака, мычит корова и т. д.
Дети воспроизводят звуки- голоса животных и таким образом отвечают на вопрос: «Чей домик?». Здесь сообщение знаний входит в состав самой игры и усваивается в игре.
Е. И. Удальцова приводит удачный пример дидактической игры «Оркестр», в которой дети изображают звуки разных инструментов. Воспитатель, организуя оркестр, показывает, как и кому из детей следует произносить звуки ри-ри-ри, ру-ру-ру, та-та-та и др.
Игровой замысел, игровые действия дают возможность воспитателю показать образец произношения звуков и осуществить обучение в игре.
Такие возможности содержатся во многих других играх с имитационными движениями и действиями, которые представляют собой повторение показа воспитателя. К ним относятся игры для маленьких «Сделаем так». В них, подражая воспитателю и повторяя его показ, дети хлопают в ладоши, машут руками, топают ногами, качают головой. Преобладающее же большинство дидактических игр, особенно в средней и старшей группах, целесообразно проводить лишь тогда, когда у детей уже имеются те или иные знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Дидактические игры, в основе которых лежит подбор предметов или их различия по тем или иным признакам. Игры, требующие ориентировки в пространстве, во времени, игры на литературный - сказочный сюжеты игры на классификацию требуют знаний, приобретаемых лишь в результате систематического обучения.
Какие же функции, содействующие обучению, усвоению знаний, умений, навыков, выполняет дидактическая игра?
Во-первых, дидактическая игра используется как игровой прием обучения. В такой роли игра обслуживает содержание того или иного занятия и является его составной частью.
Введения игрового приема в занятия, не всегда, обусловлено задачей, закрепить содержание знаний, иногда оно диктуется необходимостью активизировать те или иные умственные процессы, использовать интерес, активность детей, а иногда и дать им отдых. Игровой прием применяется и тогда, когда воспитатель ставит задачу выявить знания детей. Игровой прием используется и тогда, когда воспитатель ставит задачу поупражнять детей в применении знаний. В играх - путешествиях, по условиям игры, дети едут в разные места и рассказывают о своих впечатлениях, воспроизводят знания о различных предметах, явлениях, о труде и взаимоотношениях людей. Так как основным способом сообщения знаний является обучение на занятиях, игровые приёмы применяются тем реже, чем старше дети. Однако роль дидактической игры этим не исчерпывается. Усвоение знаний, умений, навыков тем полнее, чем шире они применяются в практике, в разнообразных условиях. Дидактическая игра выполняет функцию практической деятельности- использования на занятиях знаний.
В игре, как и во всякой практической деятельности, упрочиваются знания детей; именно в этом значении и следует понимать закрепление знаний. Было бы неправильно, если бы дидактическую игру мы рассматривали как средство доработки, дополнения того, что не достигнуто на занятии. Дидактическая игра, является практикой ребёнка, выполняет свою роль, она создаёт такие обстоятельства, в которых дети, применяя полученные знания, учатся владеть ими, использовать их в разных условиях и тем самым ещё больше закреплять их.
Но дидактическая игра имеет и самостоятельное значение, как своеобразная деятельность, направленная на то, чтобы обратить внимание детей на отдельное явление, через что-то забавное, занимательное, интересное, близкое.
А. М. Горький, защищая тенденцию позабавить ребёнка, писал: «Тенденция позабавить ребёнка» не есть «недоверие, неуважение к нему, она педагогически необходима, как средство, как гарантия против опасности засушить ребёнка «серьёзным», вызывать в нём враждебное отношение к серьёзному. И в тоже время эта тенденция необходима как возбудитель воображения, интуиции».
В игре дети отражают не только то, что ими усвоено на занятиях, но и то, что усвоено непосредственно путём личного опыта. То, что дети усваивают в жизни, не всегда бывает верным, требует уточнения, систематизации, обобщения.
Например, в игре «Лото» дети средней группы по условиям игры должны были подобрать предметы по их роду. Многие же дети подбирали такие предметы, которые у них есть или которые им хотелось бы иметь. Это и явилось показателем того, что дети ещё не могут конкретные представления соотнести с обобщающим родовым понятием.
Во многих дидактических играх очень отчётливо выступает упражнение, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу её составляют игровое отношение детей, игровой замысел, игровые действия.
Между тем воспитатели ещё нередко принимают за дидактическую игру многие занятия с игрушками, особенно с куклой, с картинками, т. е. занятия и упражнения с наглядными пособиями.
С одними и теми же игрушками может быть проведено и упражняющее занятие и дидактическая игра.
В основе той и другой деятельности может быть и задание и умственные задачи правила и результат.
Но в дидактической игре будет игровой замысел и игровое действие, они делают ее игрой, вызывают желание детей именно играть, в упражнении же основой является задание воспитателя и его выполнение детьми. Взаимоотношения детей и воспитателя определяют характер деятельности - упражнение.
Если создается игровая ситуация и кукла является центром ее, изменяется и характер взаимоотношений детей и воспитателя. Воспитатель создает такие условия, в которых дети проявляют заботу о кукле. Упражнения здесь вплетаются в игровые действия, разрушение игрового замысла прямыми указаниями, вмешательства в игровые действия, нарушают игру.
Следовательно, дидактическая игра в системе обучения детей дошкольного возраста имеет разнообразные функции. Она является той деятельностью, в которой применяются полученные на занятиях знания, деятельностью, в которой обобщаются знания, полученные из разных источников. Деятельностью, в которой возникают и углубляются познавательные интерес, возникают те «почему», которые двигают процесс умственного развития.
В играх многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, в дидактической игре осуществляется аналитическая и синтетическая деятельности. Некоторые авторы, определяют значение дидактической игры, ценят ее лишь за познавательное содержание.
Они совершенно не указывают на то, что игра способствует развитию умственных способностей и служит этой цели. Нельзя забывать, что нервная система, органы чувств, мозг требуют совершенствования через упражнения.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, но они приносят большую пользу тем, что учат детей применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявление различных форм умственной деятельности.
Например, дети средней группы знают голоса животных. В игре-загадке «Чей голос» дети не знают ничего нового, но, чтобы определить голос, они должны прислушиваться, сравнивать. Упражнение в слушании, сравнение и составляет обучающий элемент игры.
Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируется разнообразные умственные процессы.
Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные играми, требуют сосредоточение внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Дидактические игры являются одним из средств формирования способности к умственной деятельности, т. е. готовности к решению задач разнородного характера.
Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей. По своему характеру эти затруднения различны, как различны и причины, их вызывающие. Выражаются они в том, что уровень знаний и навыков у отдельных детей отстает от уровня всех детей группы. Отставание в развитии речи, бедность словаря затрудняют участие детей в рассказах о пережитом, по картинкам.
Пропуск, какого - либо звена в обучении счету вызывает затруднения в выполнении заданий на занятиях по счету. Замедленный темп работы вызывает задержку и отставание от общего темпа.
Такие затруднения могут быть успешно преодолены в индивидуальной дидактической игре, организуя которую воспитатель создает благоприятные условия индивидуального общения, глубже выясняет причины отстаивания, многократно упражняет детей незаметно для них самих и поднимает уровень их развития.
Дидактическая игра имеет и глубоко воспитательное влияние, о котором писала еще Е. И. Тихеева: «Эти игры также нельзя оценивать только со стороны их явно дидактической цели - ориентировке детей в том или ином представлении или усвоении знаний. Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность. Если они проводятся живо, умелой воспитательницей, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение».
Воспитательное значение дидактической игры заключается в формирование взаимоотношений детей, умение вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Многие игры дают возможность формирование таких качеств человека, как честность, правдивость.
В игре создаются для детей жизненные различные условия. Одним из таких условий является деятельность детей в коллективе. В игре каждому ребёнку хочется достичь результата - выиграть. Имеется возможность достичь этого результата честным выполнением правил игры или их нарушением в личных интересах.
У детей иногда возникает борьба мотивов, а иногда и стремление к использованию правил и игровых действий в личных целях.
Борьба мотивов и честная победа даёт детям моральное удовлетворение, радость, формирует положительный моральный опыт.
Нарушений правил игры, требование коллектива, суровая оценка воспитателя и коллективом неправильных действий, разъяснение воспитателем их не допустимости. Всё это оказывает на детей воспитательные воздействия, укрепляет их волю.
Воспитательное влияние дидактической игры заключается в том, что она содействует развитию самостоятельности детей.
В игре, руководимой воспитателем, всегда есть возможность поощрения самостоятельности детей при выборе того или иного действия, при решении задачи.
Кроме того, многие игры типа лото, домино, парные игры и другие по мере усвоения их переходят в самостоятельные игры детей и проводят в часы игр.
Следовательно, значение дидактической игры определяет и тем, что она создает условия для морального воспитания детей.
Следовательно, в процессе воспитания и обучения дидактическая игра применяется:
а) как игровой прием обучения,
б) как игровая деятельность коллектива детей под руководством воспитателя,
в) как самостоятельная игра.
В системе общественного воспитания дидактическая игра проводиться, по возможности, с участием детей всей группы или значительной ее частью.
Но это не исключает возможности проводить игры и с небольшими группами детей и даже с одним ребенком, особенно в младшей группе.
Проблему дидактической игры исследуют в теории и на практике разнообразные педагоги психологи. Различия и сходства между дидактической, творческой и подвижной игрой.
Дидактическая игра, как и творческая, является отражательной деятельностью. Однако между творческой и дидактической игрой имеется не только сходство, но и существенные различия. Сходство - в характере деятельности детей. И в творческой и в дидактической игре ребёнок играет, и свою деятельность он осознает как игровую. И в той и в другой основой является интерес детей к своей деятельности. Но творческая игра - более непосредственное отражение окружающей действительности, замысел игры более подвижен, и часто начало игры по замыслу не совпадает с концом.
Игровые действия, как и правила, в творческой игре устанавливаются самими детьми, отражают отношения и взаимоотношения детей и окружающих их людей; они условны, изменчивы, не всегда обязательны, не играют той роли, какую они выполняют в дидактической игре. По-иному осуществляется и руководство со стороны взрослых в той или другой игре.
Руководство творческой игрой имеет, как бы скрытый характер, оно направлено на обогащение впечатлений детей, подбор игрушек и материалов и оберегает непосредственность переживаний детей в игре, их инициативу, образ, создаваемее ролью. В дидактической игре руководство игрой со стороны воспитателя носит прямой, открытой характер.
Воспитатель побуждает детей к игре в большинстве случаев прямым предложением «будем играть», он разъясняет правила и игровые действия, следит за ходом игры, принимает в ней участие. Явное различие между этими видами игр допускает и их взаимодействие. В дидактической игре дети овладевают разнообразными игровыми действиями.
Игра по правилам является в известной мере школой организованного поведения, формирования правильных взаимоотношений. Кроме того, знания, применяемые в дидактической игре, закрепляются и легко переносятся в творческую игру, обогащая ее замысел. С другой стороны, непосредственность переживаний в творческой игре, свободное вхождение в роль переноситься в дидактическую игру и делают её более живой и интересной. Проводя наши наблюдения, за играми детей мы всё время видели взаимное обогащение этих двух видов игровой деятельности. То, что было содержанием дидактической игры, зачастую становилось и содержанием творческой игры. Примером могут служить игры - путешествия, игры в школу, магазин, кино и др. И хотя вопрос взаимопроникновении игр творческих и дидактических ещё не изучен, опыт убеждает нас в том, что основа их является одна форма деятельности - игровая. Доказательством взаимопроникновения игр является тот факт, что в тех детских садах, где интересно проходит творческая игра, хорошо проводится и игра дидактическая. Несравненно ближе взаимоотношения между дидактической и подвижной игрой, потому что и в той и в другой есть почти структурные одинаковые элементы. Очень часто одна и та же игра попадает и в разряд дидактических и подвижных игр. Различие между ними не столько в структуре, столько в содержании: в основе подвижной игры лежит движение, которое определяет игровые действия и правила. В основе дидактической игры - познавательное содержание и познавательная деятельность. В педагогике не раз возникал вопрос, куда следует отнести дидактическую игру: в раздел игровой деятельности или в раздел дидактики, в средство обучения.
Видимо, всё-таки по форме деятельности она примыкает к игре. И позволяет средствами игры осуществлять разнообразные задачи воспитания и обучения
Выводы.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы, каждая дидактическая игра детей требует большой подготовки педагога. Педагог перед проведением игры должен четко наметить цель, с которой проводиться игра, перед каждым ребенком поставить определенные задачи, чтоб, решая, их он преодолевал какие-либо препятствия, трудности, а не получал все в готовом виде. Условия, которые дети выполняют в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творческой самостоятельности.
Развитие мышления у детей не происходит само по себе, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребенка. При правильном использование дидактических игр, у детей формируются усидчивость, умение тормозить свои чувства, желания, подчиняться правилам игры.
В дидактической игре реализуется не только то, что получают в организованном процессе обучения на занятиях, но и то, что дети усваивают через книгу, что узнают путём личного опыта.
Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что дидактическая игра, создаваемая управляемая воспитателем, вносят в жизнь детей интересное содержание, обогащает её, удовлетворяет потребность в игре.
А потребность в игре, создание «умной игры» является мощным орудием воспитания, что признаётся педагогикой и более старших возрастов.
|