Главная страница

Роль дидактических игр при обучении детей элементам математики



НазваниеРоль дидактических игр при обучении детей элементам математики
страница1/2
Дата15.08.2016
Размер0.51 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 комбинированного вида»

Советского района г.Казани

Методическая разработка на тему:
Роль дидактических игр при обучении детей элементам математики.

Старший воспитатель

Дубровина Оксана Владимировна

Введение.

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

врывается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов. И я эту тему выбрала не случайно ведь игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра - неотъемлемая часть человеческой культуры. По сей день высказываться взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаться по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и географических, экономических условий. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает. А тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаться и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. В последнее время в играх детей произошли определенные изменения: дети стали меньше играть. Основная причина, как считают ученые, - недостаток времени. И действительно, во многих детских садах больше времени отводится на занятия. В результате не умение играть в игры.

В настоящее время многие взрослые, воспитатели, родители, отодвигают игру на задний план, так как считают, что главное научить детей читать, писать, решать задачи. На первый план выходит учеба и в этом наша ошибка ведь именно в игре, и зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

В своё время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, облегчает формирование прочных навыков. Родителей и воспитателей, как правило, это мало волнует. Главным показателем является готовность к школе. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Являясь, ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов.

Эта тема была актуальна и раньше. Над ней работали такие известные педагоги, как Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, К.Д Ушинский.

Она остается актуальной, и по сей день так, как еще не до конца изучена. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». В основу своей работы мы положили гипотезу, усвоение детьми дошкольного возраста элементов математики происходит успешнее, если в работе используются дидактические игры.

Цель моей работы является расширить знания детей о геометрических понятиях в процессе дидактических игр по математике.

Исходя, из цели моей работы мы наметили следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2.Изучить особенности усвоения и закрепления знаний о геометрических представлениях в игре.

3.Выявить уровень знаний детей элементов математики (геометрических понятий).

4.Экспериментально опробовать систему использования дидактических игр направленных на формирование элементов математики (геометрических понятий).

Объектом исследования является дидактическая игра. Предмет исследования повышения уровня знаний по элементам математики в процессе игровой деятельности. В работе нами были использованы такие методы исследования, как теоретические и эмпирические.

Новизной исследования в нашей работе является использование техники оригами для закрепления знаний геометрических понятий.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это, как мы сказали выше, период наиболее интересного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Надо понимать и помнить: заставляя ребенка, учится, мы отнимаем у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, отношений

Глава I Дидактические игры.

1.1История возникновения дидактических игр.

Дидактические игры существуют многие века. Их первым создателем был народ, подметив удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшими частью её культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчётливо прослеживается сложившиеся в представлениях разных народов взгляд на ребёнка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познания окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общение с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребёнка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Для народных дидактических игр характерно чётко выраженное обучающее эмоционально - познавательное содержание, воплощённое в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т. е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определённый эмоциональный отклик у ребёнка и обогащающее его социальный опыт.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего возраста до школьного. Они входят в жизнь ребёнка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ребёнком 7-9 мес. От роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям.

Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развитие активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается огромная пища для работы ума, воображения. Выдумка, юмор, шутка, оптимистический характер - отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребёнка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, как «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, чёрное с белым не выбирать). Ненавязчиво учит ребёнка выдержки, умению подчинять чувства рассудку; развивать память, гибкость мышления.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги - практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, учёные создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и практической деятельности многих педагогов.

По существу, в практике дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задачи первоначального образования состоят не в учение в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф. Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребёнка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика провидения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, - всё это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. И. Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая известная всемирная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последние, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы «клавишные доски, числовые штанги, рамки с застёжками, кубы-вкладыши и др.» были устроены так, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Автором одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение).
Совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве.

Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимание, коммуникативных умений) потребовала изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов.

Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые сегодня используются в дошкольных учреждениях.

Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие.

В последнее время поиски учёных З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются, гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.

В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно-дидактическими.
1.2. Виды дидактических игр

В дошкольной педагогике сложилась традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения искусства и др.). Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, корни). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательные - образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Среди игр с предметами, особое место занимают сюжетно - дидактические игры и игры - инсценировки.

В сюжетно - дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швеи в игре «Ателье» и др.
Игры - инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествия в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного типа.

Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, чёткий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребёнка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развитие умение ориентироваться в пространстве. Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширить представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Такие игры как лото, домино, лабиринт.

В лото ребёнок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очерёдности хода. Тематика домино также разнообразна. В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счётный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно - печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют логическому мышлению, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что одна картинка подходит к другой. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых детям по личному опыту. В настоящее время популярны пазлы. В детских садах должны быть и разнообразные готовые дидактические игры типа лото, домино, квартетов, гуськов, шашек. В подборе игр также должна быть известная системность, определяемая программой детского сада.

В создании таких игр большая роль принадлежит воспитателям детских садов. Имеющиеся дидактические настольно - печатные игры по тематике приближаются к программному содержанию и задачам воспитания умственных способностей детей, но все они рассчитаны на объединение в игре маленькой группы в 4-6 человек, а для детских садов нужны игры, которые можно проводить при участии всей группы.
Перед авторами новых игр и стоит одна из задач - создание игр, отвечающих программе детского сада, потребностям самих детей и возможности организовать игры со всеми детьми группы или с большей частью ее.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.

Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?». Называют профессии в игре «Кем быть?». Определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?». Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.

Не меньше педагогическое значение имеют игры - загадки, игры - предположения («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь, память.


1 .3. Значение дидактических игр.

Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Огромный вклад в разработку теории игры в свое время внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: « Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, количество, свойства материала, пространственные и числовые отношения, изучает растения, и животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности.

У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечала, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве.

Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и, вместе с тем, требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Однако сейчас снова мы на опыте убеждаемся, что с детьми дошкольного возраста не желательно проводить занятия в такой же форме что и в школе. Необходимо соединить игровую форму занятия и классическую (ту по которой занимаются в школе). Это позволит добиться наилучших результатов.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей.

Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.

Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель.

Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствие с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направленно на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, дети решают дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать

Разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, разбирать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли в определенной ситуации игры. Ребенок действует так. Как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей.

Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т.п.

Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.

В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне.

Игровое действие представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создаёт у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети её решают. Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребёнка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три… десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число оказавшееся на верхней стороне кубика, кладётся в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа - семь, слева - девять». В этой игре игровое действие-подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создаёт у детей интерес к игре, сосредотачивает их внимание.
Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, скорее выполнить поставленную перед ними задачу.

В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные с правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели не могли долго отгадать)- один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребёнок, взявший себе этот цвет, уходит с ним - второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по… дорожке на одной ножке»- это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски по труднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание детей на содержание и правилах игры на более длительное время и создаёт благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнение «Считай правильно» дети складывают в определённом порядке карточки с числами или цифрами - «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведённое действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение - решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил.
Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекало детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти в ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна - никакой дидактической задачи в ней нет, а есть только игра ради игры.

Разберем это же игровое действие в сочетании с правилами игры. Правила указывают: соединятся в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например, так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи - закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра не заменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляются аналитическое и синтетическая деятельность.

Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщённые понятия (чайная, столовая, кухонная посуда).

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности.

Чем содержательнее игровое действие и правило дидактических игр, тем активнее действует ребёнок. А это даёт возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей.

В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребёнком в достижении поставленной цели. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая чётко и ясно правила игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность.

Если ребёнок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребёнок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

Дети всех возрастных групп играют в игры. Такие игры, как «Угощение кукол», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие.

Используются игры в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи.

Кукла - любимая игрушка детей. Она обращаются с ней так, как мама обращается с ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей положительные качества, такие как нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной.

Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества, то ребенок не будет таскать куклу за ногу и не бросит ее на пол. Сформированные положительные моральные качества постепенно будут переноситься на взаимоотношения самих детей.

Как же использовать дидактические игры на занятиях в детском саду?

По мнению Е. И. Удальцова главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.

Дидактические игры - это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний.

В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются разные качества. Как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, умение жить в коллективе сверстников.

Рассмотрим связь дидактических игр с занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена в день занятия или на следующий день. Это зависит от наличия и развития детей.

Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы закрепить названия животных. А позже задачу можно усложнить - предложить узнать не только животное, но и детенышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры - знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре - закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка.

Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления.

Игровое действие - вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка».
Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что знает.

Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2-3 дня.

Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитательница дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого сделаны эти игрушки, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.

С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись».

В зависимости от программных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т.д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая ига «Не ошибись».

В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.

Дети сидят в кругу. Воспитательница бросает одному из них мяч и говорит: «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно - платит фант.

Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например, «Поле», а поймавший мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие на поле.

В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово.

Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе.

В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т. д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или « Магазин самообслуживания ».

В этой игре дидактической задачей будет закрепление названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине.

Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов.

У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.

Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей.

Она еще и верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.


Своеобразие дидактических игр

Дидактическая игра давно применяется в воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Своеобразие дидактической игры как средство воспитания и обучения, и её отличие от других средств, в том, что она даёт возможность осуществлять обучение, упражнение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и взаимоотношений детей форме деятельности.

Сочетание элементов обучения с игрой является характерной особенностью процесса обучения детей дошкольного возраста. Ещё Н.К. Крупская указывала, что «малышей нужно вооружить знаниями довольно широкого охвата, но делать это нужно не школьным путём, а в форме игры…».

В настоящие время уже найдены и теоретически обоснованы прямые способы сообщения знаний путём обучения на занятиях. Но в отношении детей младшего дошкольного возраста дидактическая игра не потеряла своего обучающего значения.

Истоки дидактической игры, сочетающей элементы обучения и игру, следует искать в народной педагогике, в материнских обучающих играх, потешках, игровых песенках, подвижных играх. Уже в «Ладушках», «Сороке-белобоке», в играх с пальчиками мать учит ребёнка выделять из множества отдельные предметы, части собственного тела ребёнка. Она обозначает их словом и тем самым учит родному языку, через слово привлекает внимание ребёнка к окружающим людям, вещам, явлениям. Игры, применяемые в народной педагогике для воспитания и обучения детей с самых ранних лет. Они отличились теплотой взаимоотношений играющих, непосредственностью и искренностью переживаний и вместе с тем серьёзным отношением к решению поставленной в игре задачи, высоким уровнем умственной деятельности.
«В них нет даже тени педагогической навязчивости и вместе с тем все они вполне педагогичны», - справедливо указывает А. П. Усова, говоря об играх, созданной народной педагогике. Воспитательная ценность дидактической игры, заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся им, входят в фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми, и становится содержанием их самостоятельной деятельности.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность и дает удовлетворение детям, а педагогу - возможность решить разнообразные задачи воспитания.

В дидактической игре привлекается внимание детей к обычному, тому, что детей окружает. Но об обычном, в дидактической игре рассказывается необычно, так, что возбуждает интерес, желание увидеть, проверить, спросить.

Своеобразие дидактической игры, как игровой деятельности детей, заключается и в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой имеют характер именно игровых взаимоотношений. Воспитатель является участником игры или ее организатором; дети часто выполняют ту или иную роль, которая обусловливает и игровые действия.

В играх типа «Магазин» дети-продавцы продают, дети-покупатели что-то выбирают, покупают. Роль в игре отражает её замысел, придаёт ей некоторую сюжетность. В целом дидактическая игра должна быть подобно книге, в которой через занимательный и интересный сюжет, через фабулу показываются многие явления жизни, уточняются представления детей о мире.

Дидактическая игра через игровой замысел, игровые действия даёт толчок мысли детей, побуждает их применять уже имеющиеся знания в новых, специально созданных воспитателем или определенных игрой условиях.

Игра, как книга, возбуждает интерес детей к тем или иным явлениям, обостряет их внимание, способствует возникновению пытливых вопросов «почему?» и формирует отношению детей к окружающему.

В этом своеобразие дидактической игры.

Значительный вклад в разработку теории дидактической игры вносят воспитатели детских садов. Так как они лучше знают интересы детей потому, что воспитатели больше других общаются с ними.

Содержание дидактических игр в зависимости от возрастных групп.

Дидактические игры созданы специально для детей. Авторство большинства из них уже забыто, и они вошли в педагогику как опыт дошкольных работников. Многие дополнялись, усложнялись или упрощались и включались в фонд воспитательных средств под тем или иным названием. В самой практике возникли подразделение игр на разные виды или типы: домино, лото, квартет, гусёк, парные и т д.

По материалу этой игры с картинками, с дидактическими игрушками, настольно-печатными и др. Опыт создания игр ещё очень незначителен и научной классификации типов или видов игр дать нельзя. Правильнее всего их делать по содержанию.

Уже имеется ряд работ, в котором даны описания дидактических игр разного содержания. В книге В. Н. Блехер «Дидактические игры» подобраны и систематизированы игры по счету; в книге В. И. Городиловой и Е. И. Радиной даны описания очень ценных дидактических игр по развитию правильной речи; в брошюре А. И. Сорокиной «Игры с народными дидактическими игрушками» описаны дидактические игры, упражняющие детей в распознавании предметов по цвету, форме, количеству, положению в пространстве и т. д. Много ценных находок в создании и использовании дидактических игр сделали сами воспитатели.

Содержание дидактических игр расширяется и обогащается в соответствии с расширением программного материала, который от группы к группе усложняется.

Поэтому и игра по содержанию могут быть сходны, но по глубине познавательного материала и умственной деятельности различны, хотя вместе с тем преемственно связаны между собой.
Этим и объясняется, что многие игры, проводимые воспитателем в младшей группе, применяются и в старшей группе.

При условии усложнению содержания игровых действий и правил.

В младшей группе в центре ознакомления детей с окружающей жизнью находится предметы, непосредственно окружающие детей, и люди, действующие с ними. Дети под руководством воспитателя знакомится с этими предметами, их назначением и с разнородными качествами предметов и явлений. Воспитатель знакомит детей с помещением, обстановкой групповой комнаты, предметами быта (одежда, игрушки, пособия, посуда), учит правильно называть их, пользоваться ими в жизни и обозначать словами действия с ними, воспринимать их количество, положение в пространстве. Основными непосредственно видимыми качествами предметов являются форма, цвет, величина.

Ознакомление детей с окружающим предметным миром главным образом происходит в дидактических играх. Содержание дидактических игр в большей степени зависит от возраста дошкольника.

Программа ознакомление детей средней группы с окружающим значительно сложнее и шире по охвату явлений. Её содержанием является ознакомление детей с названием и назначением помещений детского сада, знакомство с названием и назначением предметов домашнего обихода, предметов обстановки, предметов труда, названием основных кушаний продуктов, из которых они приготовлены.

Расширяется круг представлений о труде. В связи с расширением представлений детей ставится задача обогащения языка и развитие связной, грамматически правильной речи, а также правильного произношения.

Следовательно, и в средней группе содержанием дидактической игры является программное содержание, усваиваемое детьми на занятиях и используемое в дидактической игре в целях закрепления, применения знаний в игровой деятельности.

Усложнение содержание дидактических игр в средней группе по сравнению с младшей заключается в следующем. Если в младшей группе воспитатель ставил в поле внимание детей единичные предметы и пользовался приёмом выделения внешних видимых признаков предмета, то в средней группе с усложнением содержания внимание направляется на существенные признаки предметов, т. е. на признаки, без которых не может существовать предмет.

Усложняется и характер умственной деятельности. Воспитатель более широко использует сравнение, как приём, помогающий установлению различия и сходства, сходство и тождества. Сравнение - это новая ступень мышления, требующая аналитического восприятия, ибо, чтобы сравнить один предмет с другим, одно явление с другим, нужно уметь рассмотреть предмет, выделить его основные качества, сравнить их с качествами другого предмета.

Только на основании установления сходство и различия, выделения существенных признаков возможно обобщение, усвоение обобщенных родовых понятий. Овладение обобщёнными понятиями перестраивает взаимосвязь наглядного образца наглядного образца и слова.

Слово, выражающее понятие, возникли на наглядной основе, обобщает наглядные представления и вместе с ним в известной мере освобождается от непосредственного наглядного восприятия, а тем самым делает возможным переход к первым зачаткам логического мышления - мышления в понятиях.
Конечно, понятия детей 5-6 лет ещё очень просты, неглубоки, но, тем не менее, они знаменуют новую ступень в развитие мышление умственной деятельности детей.

Однако не следует забывать, что дети должны усвоить не только слово, выражающее обобщенное понятие, а именно глубокое его содержание. Дидактические игры, в основе которых лежит непосредственное восприятие, разнообразные действия, обозначения того или другого действия словом, отнесение знакомых детям конкретных предметов к роду или виду, и служат упражнениями в закрепление обобщённых понятий, применение их при решении умственной задачи, заключённой в дидактической игре.

Значительно изменяются содержание и характер дидактических игр детей в старшей группе детского сада.

Для закрепления знаний, их применения в практике, используются разнообразные формы деятельности, но главным является дидактическая игра.

В дидактических играх ставятся задачи, требующие обобщения, умения выделить наиболее существенные признаки предмета, запоминать и воспроизводить виденное или слышанное, произносить нужные слова, отгадывать загадки.

Эти указания определяют программное содержание и характер дидактических игр. Дети уже способны охватить более широкий круг явлений, непосредственно не данных в восприятии. Им доступно содержание детских книг, рассказов, сказок. Поэтому содержание дидактических игр расширяется. Наглядные предметы могут быть заменены иллюстрациями - картинками, что также обогащает содержание игр.

Умение руководствоваться заданием, воспроизвести содержание его в рассказе позволяет ввести интересные игры в путешествия и др.

В старшей группе рекомендуются игры, требующие смекалки, ловкости координации движений, - игры с элементами соревнования: шашки, гуськи. Большое место занимают так называемые «словесные» игры, требующие точности в отборе слов, выражений, замене одних слов другими.

Значительное место занимают игры типа «головоломок», которые, как показывает само название, требуют обдумывания условий их выполнения, поисков решения задачи, поставленной воспитателем в игре или самой игрой. В старшей группе особое место должны занять игры, упражняющие детей в закреплении пространственных ориентировок. Вне пространства не может существовать ни одна вещь, предмет; каждое явление протекает во времени и пространстве.

Поэтому воспитатели в каждой группе обращают внимание детей на положение предмета, пространственные и обозначают пространственные представления словом.

Педагоги и психологи замечают, что многие слова, выражающие пространственные отношения, показывающие глубину, удаленность, протяженность, расположение, усваиваются детьми с трудом. «В начале изучения арифметического материала учащиеся слова больше - меньше понимают слишком широко. Здесь у них и размер, и объем, и рост, и глубина. Выражения вроде «Эта яма больше (глубже)», «Это лента больше (шире)», «Это бревно больше (толще)», «Эта книга стоит больше (дороже)» очень часто встречаются в языке семилеток».

Дидактические игры являются прекрасным средством уточнения всех этих представлений, и дети овладевают ими исподволь, на базе конкретного материала. В старшей группе эти представления приобретают особое значение потому, что от овладения ими зависит готовность детей к обучению и успешность их обучения в школе.

Дети должны ориентироваться в расположении парт, колонок, на странице книги, в расположении картинки, столбиков для чтения, в расположении цифр. При письме они должны безошибочно владеть пространством строки, направления буквы, знака.

Такой пространственной ориентировки требуют уроки рисования, физкультуры, а также пения, так как усвоение и чтение нот требуют точного указания их расположения и обозначения словами. Четких пространственных ориентировок требуют уроки ручного труда, где направление линий, сгибов и т. д. имеет большое значение.

Не менее серьезного отношения требует воспитание слухового внимания, умения слушать, прислушиваться.

В играх для детей старшей группы многие игровые действия производятся как бы «в уме», выражаются в характере умственной деятельности. Моторные действия, которыми так богаты игры младших детей, заменяются более обобщенными.

Дети ставятся игрою в такие условия, что прежде чем что-либо сделать, они должны припомнить, подумать, сообразить, соотнести одно явление с другим и лишь после этого действовать.

Например, играя в домино, старшие дети не просто подставляют картинку к картинке, как это делают малыши.

Они обдумывают, какую лучше использовать картинку, чтобы усложнить возможности хода противника.

В играх типа бирюлек они внимательно изучают расположение бирюлек с тем, чтобы, взяв одну, не пошевелить другую, тогда как детей даже средней группы интересует сам процесс растаскивания крючком привлекательных маленьких предметов. Во многих играх старших детей имеет место соревнование.

Таково в основном содержание и усложнение игр для детей разного возраста. Таким образом, содержание дидактической игры составляет программное содержание. Своеобразие дидактической игры позволяет использовать разнообразные игрушки и материалы.

Центром игры является игрушка и игровое действие с нею.

По содержанию игрушки подбираются так, чтобы они помогли усвоить программу по ознакомлению детей с окружающим, обучению языку, счету и др. Е. И. Тихеева рекомендовала в каждом детском саду иметь дидактически оборудованную куклу. Кукла должна быть такого размера, чтобы она была хорошо видна всем детям группы, примерно 40-50 см. Для такой куклы требуется одежда, посуда и другие предметы обихода крупного размера, что позволяет использовать их для детального рассмотрения и действия детей с ними.

В детском саду должны быть куклы - девочка и мальчик, так как мальчики и девочки воспитываются вместе и интересы их должны быть одинаково удовлетворены. Мальчики, как и девочки, любят играть с куклой, но предпочитают куклу мальчика - товарища игр и необходимого персонажа игр в летчиков, шоферов, моряков. Игрушки, особенно комплектные и пропорциональные кукле, можно подобрать лишь постепенно. Любовно собранные, они составляют большие педагогические накопление, используемые воспитателем в разнообразных целях.

Дидактические игрушки хранятся в специальном шкафу и используются детьми под руководством воспитателя.

Но такое их применение оправдано лишь тогда, когда в расположении детей есть другие игрушки. К сожалению, в практике бывает еще и так, что дидактические игрушки находятся под «семью замками», а творческие игры игрушками не обеспечены.

Такого положения допускать нельзя: нужно постепенно накапливать дидактический фонд игрушек, а до этого в дидактических целях могут быть использованы обычные игрушки.

Народные дидактические игрушки - дар народа малым детям.

Цветные конусы, шары, кольца, вкладыши, бочонки, грибы, новые формы игрушек - башни со звездами, маяки - должны сверкать, радовать детей в играх. Традиционный образ матрешки, чисто русской игрушки, широко используется в дидактических играх, радует детей неожиданностью, необходимостью проявить усилие мысли и действия. Воспитателю же дает возможность решать ряд задач и научить детей различать величину в ее постепенном увеличении или уменьшении, воспринимать на конкретном материале множество, число, упражнять детей в расположении предметов в пространстве и обозначать пространственные отношения словами, замечать тонкие различия в расцветке.

А какое богатство дает эта незатейливая игрушка для сравнения как приема познания и мыслительной деятельности!

Среди народных дидактических игрушек должны быть и наборы разнообразных бирюлек. О них А.П.Усова справедливо говорит: «Бирюльки - образец искуснейшей работы - представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняют ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывают терпение и настойчивость».

Для дидактических игр могут быть использованы обычные предметы обихода: посуда, мебель, орудия труда и др.

Широко могут использоваться в дидактической игре природные материалы: плоды, семена, цветы, деревья, кустарники, злаки. Сколько

Традиционных игр в «Магазин» можно создать, используя природные материалы.

Природные материалы подчиняются разнообразным игровым действиям, сортировке, сравнению, подлежат счету, классификации; они представляют богатейшие возможности для лингвистического развития детей.

Сами явления природы, их смена, отображение их в загадке, в поэтическом отрывке, сохраняющем образ, - все может быть использовано для игры. На площадке, полянке, в саду можно организовать разнообразнейшие игры типа «Мальчик с пальчик», «Найди флажок», «Разведчик», «Следопыты» и др.

В практике воспитания и обучения детей организуется игры без всякого оборудования, так называемые словесные игры. Содержанием их являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.

К таким играм относятся известные и рекомендуемые игры: «Эхо», «Наоборот», игры-считалки: «Что дальше», «Чёрное - белое», «Смешинка», «Молчанка» и др.

Источником многих дидактических игр является детская литература, раскрывающая различные явления жизни, дающая сюжет игр.

Игра «Мальчик с пальчик» порожденная темой и сюжетом соответствующей сказки; сама воспитательница, или под её руководством одна группа детей даёт задание другой - найти по камушкам дорогу к задуманному месту или предмету.

Образ Алёши питает идею и содержание игры «Что я видел»; одна группа детей по очереди рассказывает, а другие должны отгадать, где был тот, кто рассказывает.


«Видел я рубиновые звезды да седые ели», - говорит мальчик, и дети сразу узнают, что он был в Москве на Красной площади.

«Ветер чуть-чуть что-то колышет. И бегут, как волны, но не волны… жужжит пчела.…И солнце светит и очень сильно греет. Когда и где это было?» Задумываются дети, их мысль работает напряженно, воображение воссоздает, дополняет мысль.

Нелегко догадаться, что это было летом в поле.

Таким образом, мы ведем, что дидактическая игра может быть богатой, содержательной, что для организации её можно использовать обычные игрушки и специально дидактические.

От мастерства воспитателя, как создателя игр и их руководителя, зависит их обучающая и воспитательная ценность.
  1   2