Главная страница

Самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено



Скачать 114.87 Kb.
НазваниеСамым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено
Дата14.04.2016
Размер114.87 Kb.
ТипДокументы

Детско-родительский проект

«Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»


«…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,

САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ

ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,

ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО

НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…

В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».

М.И. КАЛИНИН.

   

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА.

Актуальность.

      Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному,

в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями.

 

Новизна проекта:

        Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

 

Обоснование:  модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

 

Инновационная направленность: формирование  у детей устойчивого интереса к народному творчеству,   желание  знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Сроки реализации проекта: 1 год.

Вид проекта: творческий, групповой, комплексный. 

Участники: дети  старшей группы.

Возраст детей:  5-6 лет.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое  творчество.

Постановка проблемы

      Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании 

дошкольников трудно переоценить.   Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

      Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Краткое описание проекта.

       Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

        Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал.  Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.

       Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных занятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников.

      Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

      Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

      В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

      Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

      Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованных представлениях.

          Всего в проект будут вовлечены 20  детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

      Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

      

Цель проекта: 

Приобщать детей к истокам русской культуры,  воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства. 

 

Задачи:

Ø Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.

Ø Развивать воображение, творческие и актерские способности;

Ø Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Ø Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Ø Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т.п.).

Ø Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;

Ø Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.

Ø Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

Ø Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.

Ø Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 

Формы организации музыкальной деятельности.

Ø Проведение совместной образовательной деятельности педагога с детьми  различного типа;

Ø Проведение народных праздников русского крестьянства: Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Сороки, Пасха и пр.

Ø Проведение развлечений на материале русского фольклора: «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», «Русские богатыри» и другие для старших дошкольников;

Ø Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Ø Организация праздников, совместных с родителями

 Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение  свободно и  непринужденно  общаться,  умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету,  выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии,  умение  сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная,  красочная, полная ярких сравнений, речь.

 

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.

      Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной  деятельности, через просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников.

      По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.

План реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (2 месяца – сентябрь, октябрь). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.

2 этап – основной (6  месяцев – ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

3этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы - дети
Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая  колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

5. Создание мини-музея «Русская изба».

5. Консультация для родителей «Музыкатерапия»
Оборудование и оснащение педагогического процесса.

1. Доклады, консультации,  конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий методические  рекомендации для   воспитателей и родителей, практический материал, фотоматериалы, наглядные и дидактические пособия.

2. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Пасхальное яйцо»

3. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

5. Создать фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.

Литература



Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.- Волгоград: Учитель, 2012.-204 с.



Барсукова Н.Г., Вершинина Н.Б., Суворова В.М., Фролова Н.Г. Музыка в детском саду. Планирование, тематические и комплексные занятия.- Волгоград: Учитель, 2011.- 191 с.



Вайнфельд О.А. Музыка, движение, фантазия. Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002.- 32 с.



Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 1989.- 270 с.



Власенко О.П., Гальцова Е.А., попова Г.П. Праздник круглый год. Утренники, развлечения и вечера досуга в детском саду.- Волгоград: Учитель, 2007.- 205 с.



Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 656 с.



Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.- 256 с.



Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.- 240 с.



Истомина С.М. Жар-птица творчества: учебно-методическое пособие к музыкальным интегрированным занятиям с детьми старшего дошкольного возраста для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений: выпуск 1.- Тюмень: МАОУ ИМЦ, 2013.- 45 с.



Истомина С.М. Жар-птица творчества: учебно-методическое пособие для учителей музыки, руководителей музыкальных студий, музыкальных воспитателей: выпуск 2.- Тюмень: МАОУ ИМЦ, 2013.- 40 с.



Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением / Сост. О.А. Орлова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.



Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М.: Просвещение, 1990.- 159 с.



Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.- Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2004.- 108 с.



Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 72 с.



Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 240 с.



Роот З.Я. Танцевальный калейдоскоп: Авторские композиции для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). – М.: АРКТИ, 2004.- 48 с.



Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий / Под ред. Г.В. Стюхиной.- Волгоград: Учитель, 2011.- 111 с.