Доклад на тему:
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Подготовила
воспитатель первой категории
МКОУ «Кирпичнозаводская СОШ»
детский сад с. Фунтово
Юсупова Оксана Николаевна
В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора. Приобщении детей с помощью фольклора к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитии личности, решают задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. К.Д.Ушинский писал: «…воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах воспитания …». Актуальность использования фольклора в ДОУ. Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс».
Цель – развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
Задачи:
Развитие творческой индивидуальности.
Эмоциональное развитие.
Развитие музыкальных способностей.
Развитие духовной сферы. Развитие самостоятельности.
Физическое развитие.
Воспитание эстетических чувств.
Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни;
потешки; прибаутки; заклички; приговорки ;детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры. Фольклор любого народа необычайно богат и многообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, сговорки, считалки, дразнилки, зазывалки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, народные игры, игрушки, былины, песни, сказки). Детский фольклор используется : в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной и театрализованной деятельности.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью моего педагогического процесса в ДОУ. Я разработала перспективный план кружковой работы для детей старшей и группы. Занятия проводились со старшими дошкольниками 2раза в неделю, во второй половине дня. Для того, чтобы создать условия для творческого развития детей я подобрала и изготовила предметы и декорации различных видов театра: кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр, театр Киндер-сюрприза, театр мягкой игрушки.
Этапы организации театрализованной игры
Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений
Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер»)
Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Так постепенно шаг за шагом мы открываем увлекательный мир театра, в котором так много познавательного и поучительного, таинственного и загадочного.
Театрализованные игры включены в различные виды деятельности в течение дня. Так как они всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- игры – драматизации;
- режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Приглашение артистов
Посещение театров
семья
Особое внимание мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников. Целенаправленное и систематическое использование фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка. |