|
Сценарий урока по биологии в 9 классе «Гипотезы возникновения жизни на Земле» Сценарий урока по биологии в 9 классе
«Гипотезы возникновения жизни на Земле».
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с основными гипотезами
возникновения жизни на Земле.
2. Рассмотреть опыты Ф. Реди и Л. Пастера, доказавшие
«живое – из живого».
3. Познакомить с теорией Опарина и опытами С.Миллера,
подтвердившего предположения русского академика.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка Д/з. (устный опрос по предыдущему параграфу).
Изучение нового материала.
Жизнь – одно из сложнейших явлений природы. (слайды 1,2,3)
Со времен глубокой древности жизнь казалась таинственной и непознаваемой – вот почему по вопросам ее происхождения всегда шла острая борьба между материалистами и идеалистами.
Гипотезы возникновения жизни:
Гипотеза креационизма
Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни
Гипотеза стационарного состояния
Гипотеза панспермии
Биохимическая гипотеза
Креационизм (создание) – религиозно-философская концепция, в рамках которой все живые существа и сама планета в целом созданы неким божеством.
Гипотеза креационизма находится вне поля научных изысканий, так как она неопровержима: невозможно научно доказать, как то что Бог не создавал жизнь, так и то, что Бог её сотворил. Самозарождение жизни:
На протяжении тысячелетий люди верили в самопроизвольное зарождение жизни, считая его обычным способом появления живых существ из неживой
материи.
Например, Аристотель приписывал вшам происхождение из мяса, дождевым червям – из ила прудов.
Эксперименты Франческо Реди:
В 1688 году итальянский биолог и врач Ф. Реди опровергнул возможность зарождения мух из мяса. Реди покрыл мясо кисеей, не ограничивающей доступ воздуха, и показал, что при этом на мясе не появляется личинок мух.
Опыт Луи Пастера:
В 1860 году в результате ряда экспериментов французский химик Луи Пастер окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения жизни.
Принцип «все живое только из живого» был доказан!
Гипотеза стационарного состояния:
Согласно этой теории Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь. Гипотеза в корне противоречит данным современной астрономии, которые указывают на конечное время существования любых звезд и планетных систем. Возраст Земли исчисляется в 4,6 млрд. лет. Гипотеза панспермии:
Согласно этой гипотезе жизнь на Земле появилась в результате переноса с других планет неких зародышей жизни (Г. Рихтер в 1865 г.) Наиболее вероятно попадание на планету живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. (Нет достоверных фактов). Гипотеза биохимической эволюции:
В 1924 году русский академик А.И. Опарин одним из первых решил проблему возникновения жизни на Земле. Он утверждал, что при мощных электрических разрядах и жестком ультрафиолетовом излучении в первичной земной атмосфере могли из неорганических соединений возникнуть простейшие органические вещества, необходимые для возникновения жизни.
Опыт Стенли Миллера:
Предсказание Опарина в 1953 г. подтвердил американский ученый С. Миллер, который, пропуская электрические разряды через смесь метана, аммиака, водорода и паров воды под большим давлением и высокой температуре, получил в лабораторных условиях простейшие жирные кислоты, мочевину, уксусную и муравьиную кислоты и несколько аминокислот.
В настоящее время теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический и философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий.
Теория панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, хотя и не может исключаться как гипотеза об источниках возникновения жизни на нашей планете.
Теория биохимической эволюции является предметом научных изысканий.
!!! Возникновение живых организмов в настоящее время возможно только в результате размножения.
Просмотр видеофильма о возникновении жизни. |
|
|