|
Протокол № 2012 г. 2012г. 2012г Муниципальное казенное образовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского
муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утвержден»
на заседании ШМО учителей с зам. директора по УВР директор школы
Протокол № «____»__________2012 г. «____»_________2012г. «____»_________2012г.
_________/Кузнецова О.Н./ _________/Полунина Н.В./ _________/Зубков А.А./
Рабочая программа
по химии
«Исследовательская деятельность»
для обучающихся 11 б класса
(базовый уровень)
на 2012-2013 учебный год.
Учитель: Искра О.Ю.
г.Бутурлиновка, 2012г
Пояснительная записка
Рабочая программа является авторской. Она составлена на основе многолетней опытно-экспериментальной работы, результаты которой неоднократно публиковались в официальных средствах массовой информации (журналы «Химия в школе -№1, 2002 г.»; «Образование в современной школе»-№1, 2007г.), а также в сборниках научно-исследовательских работ, изданных на основе проведения научно-практических конференций студентов и школьников (напр., сборник работ «Талантливая молодежь Воронежской области -2011-2013гг.»).
За организацию исследовательской деятельности среди обучающихся в ходе проведения региональной НП конференции «Ступени в будущее» автор рабочей программы имеет официальную благодарность.
За последние 3 года со своими исследовательскими работами обучающиеся стали лауреатами (имеются соответствующие дипломы) конкурсов:
- «Юность, наука, культура» (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ);
- «Национальное достояние России» (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ);
- «Талантливая молодежь Воронежской области»;
- «Конкурс исследовательских работ им. Вернадского» (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ);
- «Конкурс проектно-исследовательских работ «Портфолио»» (Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ) и др.
Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлений окружающего мира, под руководством специалиста учителя предметника, научного сотрудника и т.п.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики:
1. выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;
2. развитие навыка формулирования развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной;
3. умение формулировать гипотезы;
4. обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методика сбора материала, сравнения и др.);
5. знакомство с первоисточниками.
Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Исследовательская позиция - значимые личностные основания, исходя из которых человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но и ощущает потребность искать и находить ранее ему неизвестное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
Педагогический проект руководителя исследовательской работы - организация образовательного процесса на основе учебного исследования. Его главной целью является достижение образовательного результата - развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности и предлагает те или иные темы исследований, адаптирует методики, создает условия для проведения познавательной инициативы обучающихся.
Исследовательские умения – умения, относящиеся к структурным компонентам исследовательских способностей:
- формулировать актуальность темы исследования;
- видеть и выделять проблемы;
- выдвигать гипотезы;
- структурировать полученный в ходе материал исследования;
- анализировать, конкретизировать, обобщать, оценивать теоретические положения исследования;
- подбирать и применять соответствующие методы и методики исследования;
- организовывать эксперимент;
- делать выводы и умозаключения.
Главными составляющими содержания образования при реализации исследовательской деятельности являются:
- построение ориентационных сетей, позволяющих вписывать любое явление или информацию в общую систему;
- приобретение исследовательского опыта, выражающегося в самостоятельном проведении исследовательского цикла от начала до конца и освоение его структурных элементов;
- выстраивание личностного отношения к объекту исследования, а также результатам, включая развитие рефлексивного мышления, а также эмоционально- нравственную оценку собственных действий;
- способность строить эффективные коммуникации для достижения результата, включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску. (6).
Основные функции учебного исследования в образовательном процессе:
- путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков; освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;
- инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;
- способ профориентации и начальной профессиональной подготовки;
- средство обретения молодым поколением культурных ценностей и традиции научного сообщества
Исходя из этого, логично сформулировать исследовательское обучение:
- создание познавательной базы исследовательской компетентности - представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом;
- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;
- введение ребенка в мир культуры с помощью культуры научного общества - освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.
- приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом.
Формы реализации.
Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:
1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы. Реализуется проблемный подход к ведению урока: учитель представляет различные точки зрения по конкретной теме, организовывает дискуссию, в процессе которой проходит анализ предлагаемых первоисточников и высказываются различные мнения. Можно организовать доклады учащихся по проблемным вопросам (с написанием проблемно-реферативных работ). 2. Курсы в рамках школьного компонента - элективные курсы педпрофильного и профильного обучения в области естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
3. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата в виде законченной исследовательской работы.
4. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных работ.
5. Организация походов и экспедиций как самостоятельных форм исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.
6. Проведение научно-практических конференций и конкурсов-форм презентации исследовательской деятельности.
При проектировании организации указанных форм педагог планирует ряд этапов, перечень которых в целом остается одним и тем же для разных форм организации исследовательской деятельности.
Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предмета:
- степень связи с базовой программой соответствующего класса,
- наличие собственной практики научной работы в избранной области;
- возможности консультационной помощи специалистов и ее формы;
- форма образовательной деятельности в плане работы учреждения
Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса (занятия):
- доступность- соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);
- опора на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляют большей части программы);
- необходимость и достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.
Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижения гипотезы:
- соответствие выбираемой темы, преподанному теоретическому материалу;
- соответствие сложности темы и объема работы возможностям учащихся;
- исследовательский характер темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;
- соответствие задач цели, адекватность, гипотезы.
Этап 4. Подбор и освоение методики исследования:
- методологическая корректность методики- соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;
- соответствие методике целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;
- доступность освоения и реализации школьниками.
Этап 5. Сбор и первичная обработка материала:
- доступность запланированного объема работ учащихся;
- доступность объекта исследования;
- адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.
Этап 6. Анализ, выводы:
- наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;
- соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам сформулированной цели.
Этап 7. Презентация:
- правильность оформления итогов;
- отражение этапов исследования;
- отражение авторской позиции учащегося.(11).
Содержание программы
формирования учебных исследовательских
умений старшеклассников.
Программа развития общих исследовательских умений у школьников 8-11 классов общеобразовательной школы предполагает постепенное целенаправленное формирование следующих основных умений и навыков:
1. Формулировать актуальность темы исследования.
2. Видеть и выделять проблемы.
3. Выдвигать гипотезы.
4. Структурировать полученный в ходе материал исследования.
5. Анализировать, конкретизировать, обобщать, оценивать теоретические положения исследования.
6. Подбирать и применять соответствующие методы и методики исследования.
7. Организовать эксперимент.
8. Делать выводы и умозаключения.
В данной последовательности они и представлены ниже. Умения и навыки исследовательской деятельности школьников совершенствуются с 8 по 11 класс в процессе целенаправленного, активного их формирования.
8 класс.
Уметь отвечать на вопрос «Почему я заинтересовался этой проблемой?». Анализировать предложенную проблемную ситуацию, рассматривать предмет с разных точек зрения, видеть новые функции и структуру объекта, высказывать простейшую гипотезу, строить план решения познавательной задачи по схемам, правилам – ориентирам. Осуществлять учет альтернатив при решении проблем, самостоятельно ставить вопросы. Проверять по общей схеме результаты решения, осуществлять перенос знаний и способов действий в пределах одной темы. Уметь подбирать литературу к определенной проблеме исследования. Учится находить ключевые слова и понятия в несложном тексте, производить группировку материала. Учится делать вывод о главной мысли информации. Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный эмпирический анализ различной информации. Разделять целое на составные части в практических действиях, при восприятии и осмысление изображений в тексте, в логических играх. Различать существенные и несущественные признаки несложных объектов. Проводить элементарный смысловой анализ текста, рассказа учителя. Учится анализировать ответ товарищей по плану, разделять задачу на простые элементы. Осуществлять весь комплекс действий, составляющий элементарную эмпирическую конкретизацию: анализировать условие задания; выделять известное и неизвестное; распознавать в реальной жизни изученные общие понятия, закономерности. Осуществлять весь комплекс действий, составляющий индуктивное эмпирическое обобщение: проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого словесного плана условной схемы, правильного умозаключения. Заполнять обобщающие таблицы по готовым данным. Учится планировать эксперимент, работать по предложенным учителем методикам исследования. Анализируя и сравнивая простейшие организационные и практические действия и их результаты, делать выводы по данным критериям. Учится давать оценку полученных результатов.
9 класс.
Овладеть умениями определять, формулировать тему исследования и обосновывать ее актуальность. Совершенствовать опыт понимания предложенных проблемных ситуаций, рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и структуру объекта. Высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач, осуществлять учет альтернатив при решении проблем. Учится переформулировать проблему, формулировать аналогичные, ставить вопросы. Сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме (простого описания, отчета, формулы). Осуществлять внутри – предметный перенос знаний и способов действий на решение новых задач, на другие виды учебно – познавательной и практической деятельности. Совершенствовать умение работать с литературными источниками, усвоить требования к выбору источников. Упражняться в умении выделять главное в различной по характеру, способу предъявления и назначению информации. Развивать умение выделять главное в более сложных текстах. Учится читать опорные конспекты. Совершенствовать умение конкретизировать различную информацию практического, вербального и аудиовизуального характера. Использовать различные приемы и виды конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков. На основе планов, характеристик, схем, моделей реконструировать конкретную информацию. Совершенствовать умение обобщать различную информацию практического, вербального и аудиовизуального характере. Применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний. Учиться использовать различные средства для обобщения информации, полученной в учебной и внеклассной работе познавательного характера. Обобщать информацию более сложного характера и широкого объема: двух параграфов, темы несложных межпредметных связей, составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы. Учится обобщать умение и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения. Овладеть умением планировать эксперимент, подбирать различные методики исследования, различать виды и этапы эксперимента. Совершенствовать умения формулировать выводы, умозаключения. Делать из сравнения и анализа теоретические, практические выводы. Оценивать полученные результаты в ходе работы.
10 класс.
Совершенствовать умения определять, формулировать тему исследования и обосновывать ее актуальность. Применять опыт творческой деятельности, полученный в 8-9 классах, при решении задач. Понимать предложенную проблему, оценивать проблемную ситуацию, формулировать аналогичные проблемы. На основе наблюдений, опытов, анализа различной информации учится формулировать гипотезу, обосновать ее, доказать и проверять. Строить план решения, комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывать возможные альтернативы, сравнивать разные варианты решения, искать новые. Переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем внутрипредметного и межпредметного характера, в домашнюю и другую внеклассную работу познавательного и практического характера. Совершенствовать умения подбирать литературу к определенной проблеме. Усвоить требования к выбору источников исследования, этапы и способы работы с текстом, отработать умение определять виды информации и способы изложения научного стиля. Пользоваться сформированными умениями выделять главные для выделения системы понятий и свертывания информации с помощью правила- ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов и т.д. Учиться самостоятельно составлять сложные планы, тезисы, конспекты и др. Пользоваться сформированными умениями анализа. Совершенствовать умения целостного анализа в единстве содержания и формы. Упражняться в анализе учебной информации межтематического и межпредметного характера, учиться анализировать межпредметные связи и умения. Совершенствовать анализ проблемного изложения, познавательных задач. Учиться применять освоенные виды анализа в творческой деятельности. Учиться применять сформированные в предыдущих классах умения конкретизации в работе с различной по источнику, характеру сложности и назначению информаций, выражая результаты в развернутом рассказе, отчете, докладе. Начать формирование конкретизации типа «восхождения от абстрактного к конкретному». Учиться исследовать общие положения, тенденции, законы соотнося с явлениями, процессами реального мира. Конкретизировать межпредметные связи параграфы, темы, разделы. Широко применять сформированные в 8-9 классах умения эмпирического и теоретического обобщения, начать формирование обобщений диалектического типа. Обобщать материал нескольких учебных тем, тенденций, закономерностей, связей, отношения при выполнении проблемных заданий сравнительно-систематического характера. Овладевать проблемным обобщением информации, результатов дискуссий, деловой игры. Совершенствование умение подбирать различные методики эксперимента, учиться формулировать задачи экспериментального исследования, на основании задач эксперимента, разрабатывать методику его проведения. Находить способы реализации отношений между объектом исследования и условиями его существования. На основе анализа и обобщения материала делать выводы, умозаключения. Уметь оценивать результаты своей деятельности.
11 класс.
Применять известные процедуры творческой деятельности для понимания проблем и проблемных ситуаций, совершенствовать все процедуры, необходимые для решения проблем. Использовать приемы проблемного изложения, уметь активно включаться в эвристическую беседу, решать различные познавательные задачи учиться применять тактические и стратегические способы познавательной деятельности к формулировке и решению новых проблем. Переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем межпредметного характера, во внеклассную работу различного характера. Совершенствовать умения определять виды информации и способы изложения научного стиля. Овладеть умением работы с текстом различными способами. Учиться выделять главное в различной информации, в сложных методах познавательной деятельности, фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме. Понимать зависимость результатов выделения главного от цели и точки зрения. Широко применять сформированное умение анализа классной, домашней и внеклассной работе различного характера. Уметь определять суть и структуру информации совершенствовать умение анализировать информацию межпредметного характера, вычленять и анализировать межпредметные связи. Уметь в единстве формы и содержания анализировать художественное произведение, научно-популярный текст, диалогическую речь, вопросы, строить ответ учитывать логику вопросов, диалога. Творчески использовать сформированные умения конкретизировать для исследования и расшифровки различной по источнику, объему и сложности информации. Применяя методы системно-структурного анализа, сравнения и обобщения, учиться выражать результаты конкретизации в развернутой системе суждений (рассказ, отчете о наблюдений, лабораторной и практической работе, докладе, дискуссии). Творчески применять сформированные умения обобщать для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и назначению информации. На основе теоретических знаний и правил-ориентиров выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи. Фиксировать обобщение удобной и экономной форме. Творчески применять сформированные умения подбирать различные методики для решения проблем, умения организовывать эксперимент. Уметь анализировать этапы эксперимента. Овладеть умением формулировать обоснованные выводы различными способами. Уметь применять различные виды умозаключения. Творчески подходить к оценке полученных результатов своей деятельности.
Тематическое планирование
курса «Исследовательская деятельность»
для обучающихся 11 б класса
№ п/п
| Кол-во часов
| Тема
| 1
| 2
| Введение. Погружение в тему курса.
| 2
| 2
| Цели, задачи, гипотеза научного исследования.
| 3
| 2
| Методы научного исследования.
| 4
| 2
| Итоги исследования. Понятие о проектном продукте.
| 5
| 2
| Анализ исследовательской деятельности.
| 6
| 2
| Исследование склонностей обучающихся к определенным темам химии.
| 7
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека молока и молочных продуктов.
| 8
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека газированных напитков.
| 9
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека шоколада.
| 10
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека фтора.
| 11
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека кофе и чая.
| 12
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека пива.
| 13
| 2
| Исследование влияния на здоровье человека энергетических напитков.
| 14
| 4
| Исследование витаминной недостаточности.
| 15
| 4
| Самопрезентация проектных продуктов исследовательской деятельности.
| Литература:
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
1.Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
2.Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
3.Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
4. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.
5. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе – М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)
1.Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009
2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
3.Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Дополнительная литература для самообразования учителя (подго-товки школьникам к олимпиадам и конкурсам)
1. Введение в химию окружающей среды. Андруз Дж. и др. (1999, 271с.)
2. Задачи по органической химии с решениями. Курц А.Л. и др. (2004, 264с.)
3. Краткий справочник по химии. Под ред. Куриленко О.Д. (1974, 992с.)
4. Краткий химический справочник. Рабинович В.А., Хавин З.Я. (1991, 432с.)
5. Курс общей химии. Мингулина Э.И., Масленникова Г.Н., Ко-ровин Н.В. (1990, 446с.)
6. Механизмы реакций в органической химии. Сайкс П. (1991, 448с.)
7. Начала органической химии. В 2 книгах. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. (1969, 664с.; 1970, 824с.)
Начала современной химии. Рэмсден Э.Н. (1989, 784с.)
8. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Ахметов Н.С. (2001, 4-е изд., 743с.)
9. Общая и неорганическая химия. (Учебник) Угай Я.А. (1997, 527с.)
10. Общая химия. Глинка Н.Л. (1985, 702с.)
11. Свойства элементов. Справочник. Под ред. Дрица М.Е. (1985, 672с.)
12. Теория строения молекул. Минкин В.И., Симкин Б.Я., Миняев Р.М. (1997, 560с.)
13. Химические свойства неорганических веществ. (Уч. пос.) Лидин Р.А. и др. (2000, 480с.)
14. Химический энциклопедический словарь. Гл. ред. Кнунянц И.Л. (1983, 792с.)
15. Химия в действии. В 2 частях. Фримантл М., пер. с англ. (1998, 528с., 620с.)
16. Химия окружающей среды. Под ред. Бокриса Дж., пер. с англ. (1982, 672с.)
Список полезных интернет-ресурсов
https://rsr-olymp.ru/ - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).
https://chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г.
https://olimp.distant.ru/ – Российская дистанционная олимпиада школьников по химии и Международная дистанционная олимпиада школьников по химии "Интер-Химик-Юниор".
https://eidos.ru/olymp/chemistry/ – Всероссийский дистанци-онный эвристические олимпиады по химии (положение, рекомендации, методические материалы).
https://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Ежегодный Турнир имени Ломоносами (творческая олимпиада для школьников, конкурсы, се-минары).
https://step-into-the-future.ru/ программа «Шаг в будущее (вы-ставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);
https://iteach.ru - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных про-ектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы и тренинги).
https://it-n.ru/ - сетевое сообщество учителей химии «Химоза» и сообщество учителей-исследователей «НОУ-ХАУ» (интересные материалы, конкурсы, форумы, методические рекомендации по организации исследовательской деятельности).
https://alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор (сайт будет полезен как для учеников, так и для учителей). .
https://dnttm.ru/ – Дом научно-технического творчества молодежи г. Москва (on-line конференции, тренинги, обучения для творческих ребят по физике и химии)
https://redu.ru/ – Цент развития исследовательской деятель-ности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).
https://chemistry-chemists.com/ – «Химия и Химики» - форум журнала (эксперименты по химии, практическая химия, проблемы науки и образования, сборники задач для подготовки к олимпиадам по хи-мии). |
|
|