|
Сложение и вычитание смешанных чисел (1 урок) Дата:
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел (1 урок)
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание смешанных чисел производится на основе свойств сложения и вычитания. Ход урока
I. Организационный момент
П. Устный счет
1. Решение цепочек (стр. 175, № 1121)
82: 4 33 2 102 3 43 :8 52
+ 56 :6 : 150 :40
: 18 7 48 +19
25 +7 +44 :13 -120
-61 +230 :7 :30
39 258 20 840 6
2. Арифметический диктант.
• Запиши в тетрадь только ответы.
• Из 1 вычесть 7/9.
• К 1 прибавить 7/9.
• 5 уменьшить на 1/3.
• 9 увеличить на 5/7 .
• Уменьшаемое 10/11, вычитаемое 3/11. Найдите разность.
• Половина восьмушки. Какая часть?
• Запишите из двух дробей ту, которая больше: 7/6 или 6/7.
• Сколько минут в 1/12часа?
• Сколько метров в 1/8 км?
Проверка:
III Сообщение темы урока
На доске:
- Прочитайте числа.
- Что заметили? (Это смешанные числа, в знаменателе 3 или 8.)
- Составьте примеры на сложение и вычитание, используя данные числа.
Учащиеся предлагают примеры, а учитель записывает их на доске.
(Возможны и другие выражения.)
— Кто может сформулировать тему урока?
IV. Работа по новой теме
Работа по статье учебника и ответы на вопросы (стр. 173—174).
— Расскажите, как выполняется сложение и вычитание смешанных чисел?
— Что является основой для выполнения сложения и вычитания смешанных чисел?
— Как выполняется вычитание, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого?
— Найдите такие выражения. (Решение с объяснением.)
— Как поступить, если при сложении смешанных чисел в дробной части получается неправильная дробь?
— Найдите такие выражения. (Решение с объяснением.)
— Как вычесть дробь из натурального числа?
— Придумайте свои примеры. (Решение нескольких примеров с объяснением.)
— Решите те примеры, которые остались нерешенными.
— На чем же основано сложение и вычитание смешанных чисел?
V. Закрепление изученного материала
Стр. 175, №1117.
Работа над задачами. а) Стр. 175, №1115.
- Прочитайте задачу.
- Сколько конфет в одной коробке?
- Сколько конфет в другой коробке?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Решите задачу.
- Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 кг конфет.)
б) Стр. 175, №1116.
- Чему равна длина красной ленты?
- Что сказано про длину белой?
- Что значит на 2 — м короче?
- Как будете решать эту задачу?
- Решите.
- Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 метра.)
VI Повторение изученного материала (стр. 178, № 1134)
- Прочитайте первую задачу.
- Сколько учеников в классе?
- Какая часть учащихся умеет играть в шахматы?
- Как вы это понимаете?
- Можем ли узнать, сколько учеников умеют играть в шахматы?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу.
- Прочитайте ответ. (Не научились играть в шахматы 10 человек.)
- Эту задачу можно решить иначе. Целое в математике принято принимать за единицу.
- Можем ли узнать, какая часть учащихся не научилась играть в шахматы?
-Как? (1 - 5/7 = 2/7.)
- Как вы понимаете 2/7 ?
- Как записать второе действие? (35 : 7 2 = 10.)
- Прочитайте вторую задачу.
- Что можно о ней сказать? (Она аналогичная.)
- Решите эту задачу самостоятельно любым способом.
- Прочитайте ответ. (Двумя специальностями в бригаде владеют 9 человек.)
VII. Самостоятельная работа (стр. 178, № 1135)
Вариант I Вариант II
(38 35 - 35) : 259 = 5 (43 21 + 1671) : 429 = 6
3835 = 1330 4321 = 903
1330 - 35 = 1295 903 + 1671 = 2574
1295 : 259 = 5 2574 : 429 = 6
VIII. Подведение итогов урока
- На чем основано сложение и вычитание смешанных чисел?
- Может ли при сложении смешанных чисел получится натуральное число?
- Приведите свои примеры.
- Молодцы!
Домашнее задание
Стр. 178, №1136, 1137. |
|
|