Главная страница


Спирты их свойства и влияние на организм человека



Скачать 99.36 Kb.
НазваниеСпирты их свойства и влияние на организм человека
Дата15.02.2016
Размер99.36 Kb.
ТипПлан-конспект


План-конспект урока
Комбинированный урок по  химии

на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека»
Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов;

  • Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.

  • закрепить навыки написания уравнений реакций.

  • ознакомить учащихся с веществами, которые наносят вред организму при употреблении спиртных напитков, проинформировать о заболеваниях, вызванных алкоголем.

Развивающие:

  • Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;

  • Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.

  • Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.

 Воспитательные:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения демонстрационных работ (пробирки со спиртом, чашка Петри, лучина, стеклянная палочка, колба, яйцо куриное). Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс.


Ход урока.



п/п

Хроно

метраж

Этапы, методы

Деятельность

учителя

Примерное содержание ответов

учащихся

I

3 мин

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Дежурный перечислите отсутствующих.

Сегодня мы проводим необычный урок  - урок на границе наук   ОБЖ и химии. Мы познакомимся с физическими и химическими свойствами одноатомных спиртов.





II

15 мин

Актуализация знаний
-фронтальный опрос


Для начала повторим домашнее задание.

1.Какие вещества называются спиртами?

2. По каким признакам классифицируют спирты?

3. Как правильно давать названия спиртам?

Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп -ОН, соединения с углеводородным скелетом.

По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).

По систематической номенклатуре название спирта производят от названий углеводородов с добавлением окончания –ОЛ и цифры, обозначающей номер углеродного атома, при котором стоит гидроксильная группа.





30 сек

Вывод- связка

Итак, мы с вами повторили общие понятия спиртов. Теперь мы обобщим свойства одноатомных спиртов на примере этанола.




III

IV

20 мин

5 мин


Изучение нового материала

Метод: д.о.


Объяснение.


Д.О.

Д.О.
Объяснение.

Закрепление.

Предлагаю определить физические свойства спирта.

Давайте проделаем небольшой эксперимент.

Растворение в воде.

Реактивы: этанол, вода.

Добавим воду к спирту. Что наблюдаем.

Какой вывод мы можем сделать?


Подожжем чистый спирт, что мы видим?

Запишите температура испарения=78,3 С.

Каков характер пламени?

От чего зависит такой характер пламени?

А теперь рассмотрим химические свойства одноатомных спиртов.

Химические свойства:

Реакция горения

C2H5OH + 3O2 → 2CO2 ↑ + 3H2O

Реакция этерификации

Спирт    +    кислота → эфир + вода

C2H5OH + CH3COOH = CH3-COO-CH3 + H2O

Взаимодействие спиртов с металлическим натрием

2CH3 –CH2–OH + 2Na → 2CH3 –CH2–ONa + H2

Реакция дегидратации (H2SO4, t)

СН3 - СН2 - ОН →СН2 = СН2 + H2O (внутримолекулярная)

С2Н5 -ОН + НО- С2Н5 → С2Н5 -О-С2Н5 + H2O (межмолекулярная).
Давайте проделаем еще 1 небольшой эксперимент.

Осаждение белков этанолом.

Реактивы: раствор яичного белка, этанол, хлорид натрия (крист.)

В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола.

Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы?
5 дней назад мы с вами положили фасоль в стакан с водой и стакан со спиртом. Теперь наблюдаем результат. Какой вывод можно сделать?

Правильно. Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов. На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания, как:

Риск кровоизлияния в головной мозг.

  • Нарушение иммунной системы: нарушаются процессы кроветворения, снижается выработка лимфоцитов, способствует развитию аллергии.

  • Алкогольная энцефалопатия: представляет собой тяжёлую форму алкогольного психоза, связанную с поражением клеток в головном мозге. Психические расстройства всегда сочетаются с нарушениями функционирования внутренних органов и поражением нервов.

  • Алкогольная нефропатия: острая хроническая почечная недостаточность.

  • Алкогольный гепатит: исчезает аппетит, появляется тошнота, рвота, температура тела до 380, возникают боли в суставах, мышцах, ломота в теле. Появляется печеночная желтуха.

  • Алкогольный панкреатит: проявляется приступом резчайших болей, во время или в ближайшие часы после употребления спиртных напитков.

  • Алкогольный гастрит: характеризуется разнообразными болевыми ощущениями в эпигастральной области.

А теперь давайте вспомним: где применяются спирты?

  Предлагаю заполнить таблицу «Положительная и отрицательная роль спиртов для живых организмов».

Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод о спиртах?

Правильно, мы узнали состав спиртов, их свойства, применение, влияние на живые организмы. Как же мы противостоим вредным привычкам? Как мы организуем свой досуг?


Вывод: Этанол – бесцветная жидкость, имеет специфический запах. Хорошо растворяется в воде.

Горит.

Пламя яркое, голубоватое

От содержания атомов С в молекуле (на доске производим расчет процентного содержания углерода в молекуле этанола).

Обучающиеся самостоятельно расставляют коэффициенты в уравнении.

Спирт денатурирует белок, следовательно опасен для живых организмов.

Спирт губит все живое.

Семена в водке перестали развиваться, а с водой набухли и готовы дать черешок. Этим опытом мы еще раз доказали вредные свойства спирта.

Косметика и парфюмерия, средства гигиены.


Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Спирты играют важную роль в жизни человека:

1.Экологически чистое топливо

2.Растворители

3.Лекарственные препараты

4.Лаки, краски

5.Сложные эфиры

6.Уксусная кислота

7.Косметическая промышленность

Спирты вредят организму человека:

1.Слабый наркотик

2.Производство ликероводочных изделий

3.« алкоголь»

(арабское – одурманивающий)

4.«Пьянство есть упражнение в безумии»

( Пифагор)


Спирты бывают одно, двух и трехатомными. Спирт выполняет как положительную, так и отрицательную роль.

Это:

  1. Конный спорт

  2. Горные лыжи

  3. Брейк-данс

  4. Коллекционирование

-Моделей самолетов

-Почтовых марок

  1. Рукоделие.




Совместно с обучающимися делаем вывод

 Завершая урок, мы даем рекомендации:

  1. Спите не меньше 8 часов в сутки

  2. Занимайтесь зарядкой

  3. Закаляйтесь

  4. Веселитесь

  5. Потребляйте витамины и белки

  6. Посещайте сауну или русскую баню.

  7. Занимайтесь любимым делом

V

1 мин

Д.З.

§32, вопросы к параграфу.

Презентации «Влияние алкоголя на подростка» - по желанию обучающихся.