|
Спирты их свойства и влияние на организм человека
План-конспект урока Комбинированный урок по химии
на тему: «СПИРТЫ их свойства и влияние на организм человека» Тип урока: комбинированный урок систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
Образовательные:
Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий, закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов;
Систематизировать знания учащихся о свойствах спиртов, показать общность свойств предельных одноатомных спиртов, обусловленную сходным строением.
закрепить навыки написания уравнений реакций.
ознакомить учащихся с веществами, которые наносят вред организму при употреблении спиртных напитков, проинформировать о заболеваниях, вызванных алкоголем.
Развивающие:
Повысить информационную культуру учащихся, интерес к предметам химия и ОБЖ;
Развить познавательную активность, положительную мотивацию к предметам.
Развить умения применять полученные знания в конкретной ситуации.
Воспитательные: ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, оборудование и реактивы для проведения демонстрационных работ (пробирки со спиртом, чашка Петри, лучина, стеклянная палочка, колба, яйцо куриное). Учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс.
Ход урока.
№
п/п
| Хроно
метраж
| Этапы, методы
| Деятельность
учителя
| Примерное содержание ответов
учащихся
| I
| 3 мин
| Организационный момент
| Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Дежурный перечислите отсутствующих.
Сегодня мы проводим необычный урок - урок на границе наук ОБЖ и химии. Мы познакомимся с физическими и химическими свойствами одноатомных спиртов.
|
| II
| 15 мин
| Актуализация знаний -фронтальный опрос
| Для начала повторим домашнее задание.
1.Какие вещества называются спиртами?
2. По каким признакам классифицируют спирты?
3. Как правильно давать названия спиртам?
| Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп -ОН, соединения с углеводородным скелетом.
По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала ( предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа ( первичные, вторичные, третичные).
По систематической номенклатуре название спирта производят от названий углеводородов с добавлением окончания –ОЛ и цифры, обозначающей номер углеродного атома, при котором стоит гидроксильная группа.
|
| 30 сек
| Вывод- связка
| Итак, мы с вами повторили общие понятия спиртов. Теперь мы обобщим свойства одноатомных спиртов на примере этанола.
|
| III
IV
| 20 мин
5 мин
| Изучение нового материала
Метод: д.о.
Объяснение.
Д.О.
Д.О. Объяснение.
Закрепление.
| Предлагаю определить физические свойства спирта.
Давайте проделаем небольшой эксперимент.
Растворение в воде.
Реактивы: этанол, вода.
Добавим воду к спирту. Что наблюдаем.
Какой вывод мы можем сделать?
Подожжем чистый спирт, что мы видим?
Запишите температура испарения=78,3 С.
Каков характер пламени?
От чего зависит такой характер пламени?
А теперь рассмотрим химические свойства одноатомных спиртов.
Химические свойства:
Реакция горения
C2H5OH + 3O2 → 2CO2 ↑ + 3H2O
Реакция этерификации
Спирт + кислота → эфир + вода
C2H5OH + CH3COOH = CH3-COO-CH3 + H2O
Взаимодействие спиртов с металлическим натрием
2CH3 –CH2–OH + 2Na → 2CH3 –CH2–ONa + H2 ↑
Реакция дегидратации (H2SO4, t)
СН3 - СН2 - ОН →СН2 = СН2 + H2O (внутримолекулярная)
С2Н5 -ОН + НО- С2Н5 → С2Н5 -О-С2Н5 + H2O (межмолекулярная). Давайте проделаем еще 1 небольшой эксперимент.
Осаждение белков этанолом.
Реактивы: раствор яичного белка, этанол, хлорид натрия (крист.)
В пробирку налейте 2мл раствора белка и добавьте на кончике шпателя хлорид натрия. Затем прилейте 2-3мл этанола.
Пронаблюдайте, что происходит с белком? Какие предположения можно сделать о воздействии этилового спирта на живые организмы? 5 дней назад мы с вами положили фасоль в стакан с водой и стакан со спиртом. Теперь наблюдаем результат. Какой вывод можно сделать?
Правильно. Длительное злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям внутренних органов. На фоне хронического алкоголизма развиваются такие заболевания, как:
Риск кровоизлияния в головной мозг.
Нарушение иммунной системы: нарушаются процессы кроветворения, снижается выработка лимфоцитов, способствует развитию аллергии.
Алкогольная энцефалопатия: представляет собой тяжёлую форму алкогольного психоза, связанную с поражением клеток в головном мозге. Психические расстройства всегда сочетаются с нарушениями функционирования внутренних органов и поражением нервов.
Алкогольная нефропатия: острая хроническая почечная недостаточность.
Алкогольный гепатит: исчезает аппетит, появляется тошнота, рвота, температура тела до 380, возникают боли в суставах, мышцах, ломота в теле. Появляется печеночная желтуха.
Алкогольный панкреатит: проявляется приступом резчайших болей, во время или в ближайшие часы после употребления спиртных напитков.
Алкогольный гастрит: характеризуется разнообразными болевыми ощущениями в эпигастральной области.
А теперь давайте вспомним: где применяются спирты?
Предлагаю заполнить таблицу «Положительная и отрицательная роль спиртов для живых организмов».
Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод о спиртах?
Правильно, мы узнали состав спиртов, их свойства, применение, влияние на живые организмы. Как же мы противостоим вредным привычкам? Как мы организуем свой досуг?
| Вывод: Этанол – бесцветная жидкость, имеет специфический запах. Хорошо растворяется в воде.
Горит.
Пламя яркое, голубоватое
От содержания атомов С в молекуле (на доске производим расчет процентного содержания углерода в молекуле этанола).
Обучающиеся самостоятельно расставляют коэффициенты в уравнении.
Спирт денатурирует белок, следовательно опасен для живых организмов.
Спирт губит все живое.
Семена в водке перестали развиваться, а с водой набухли и готовы дать черешок. Этим опытом мы еще раз доказали вредные свойства спирта.
Косметика и парфюмерия, средства гигиены.
Положительная роль спиртов
| Отрицательная роль спиртов
| Спирты играют важную роль в жизни человека:
1.Экологически чистое топливо
2.Растворители
3.Лекарственные препараты
4.Лаки, краски
5.Сложные эфиры
6.Уксусная кислота
7.Косметическая промышленность
| Спирты вредят организму человека:
1.Слабый наркотик
2.Производство ликероводочных изделий
3.« алкоголь»
(арабское – одурманивающий)
4.«Пьянство есть упражнение в безумии»
( Пифагор)
|
Спирты бывают одно, двух и трехатомными. Спирт выполняет как положительную, так и отрицательную роль.
Это:
Конный спорт
Горные лыжи
Брейк-данс
Коллекционирование
-Моделей самолетов
-Почтовых марок
Рукоделие.
| Совместно с обучающимися делаем вывод
| Завершая урок, мы даем рекомендации:
Спите не меньше 8 часов в сутки
Занимайтесь зарядкой
Закаляйтесь
Веселитесь
Потребляйте витамины и белки
Посещайте сауну или русскую баню.
Занимайтесь любимым делом
| V
| 1 мин
| Д.З.
| §32, вопросы к параграфу.
| Презентации «Влияние алкоголя на подростка» - по желанию обучающихся.
| |
|
|