|
Презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты» Конспект урока: «Белки и нуклеиновые кислоты».
Цель урока- формировать знания о строении, свойствах и функциях белков и НК в клетке.
Задачи:
Образовательные:
1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;
2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.
Развивающие:
1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.
2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.
3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами. Воспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.
Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрационный материал: Таблица - "Белки", модели структуры белка, НК., презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»
Этап урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность учащихся
| примеч
| 1.Организационный момент урока.
1.1. Постановка задач.
| Приветствие учащихся.
| Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
|
| Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.
| 2.Проверка пройденного материала
1. Каков химический состав клетки?
2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?
3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;
4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;
5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
|
| 2. Изучение новой темы.
| Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?
Как вы уже поняли тема нашего урока:
« Белки и нуклеиновые кислоты».
|
| Слайд 1-3
| 2.1.
| Работа с текстом № 1
Обсуждение знаков
Уровни организации белковых молекул.
Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?
Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)
Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)
Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)
Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс
Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.
1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин. 2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.
3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин) 4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. 5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген) 6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.
7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин)
8. Запасающая- резерв для организма, плода
| На тексте под цифрой 1
делают пометки:
V знаю
_ противоречит моим представлениям
? требуется разъяснения
+ новое, но понятное
Вывод формулируется и записывается самостоятельно.
| Слайд 4
Слайд 5-6
| 2. 2. Строение и функции НК
| Биологическая роль нуклеиновых кислот.
Открыты они в 1869 г. швейцарским химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.
|
| Слайд 7-8
| ДНК
| 2.Организует беседу по вопросам
а) Что представляют собой НК?
Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды.
| На тексте под цифрой 2 и 3
делают пометки:
V знаю
_ противоречит моим представлениям
? требуется разъяснения
+ новое, но понятное
Записывают определение в тетрадь.
| Презентация Слайд 9
|
| б) Из чего же состоит нуклеотид?
. Нуклеотид состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями.
| Заполняют схему
| Слайд 10
| в) Где находиться ДНК?
Каково строение ДНК и РНК?
Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа.
| В ядре, в хлоропластах, в митохондриях
Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь.
| Слайд 11-12
Слайд 14-15
Слайд 16
|
|
|
|
|
| РНК
| Организует самостоятельную работу и подводит к выводу:
РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер, состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.
а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках.
б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка.
в) транспортная РНК (т-РНК) состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам
|
| презентация Слайд 17
| 3. Закрепление материала.
| Работа в группах по карточкам.
1. В чем сходство между ДНК и РНК?
2.В чем различие между ДНК и РНК?
3.Сравнить белки и НК
4. Структуры белка и типы связей
Вставьте нужные слова
Выберите правильное утверждение
| Обсуждают задания выбирают оратора.
Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц
| Презентация
Слайд
18-25
| 4. рефлексия
| Игра «Что я за птица?»
критерий
| 3 балла
| 2 балла
| 1 балл
| Активность на уроке
| высокая
| средняя
| низкая
| Материал урока усвоил
| хорошо
| частично
| слабо
| Тему могу объяснить
| Могу сам
| Могу, но с подсказкой
| Затрудняюсь
|
| 3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)
7-6 баллов
Соловей (поведай свои знания другим)
8-9 баллов
Орел (открывает тайны бытия)
| Слайды
26-27
| 5. Дом. задание
| параграф № 6 читать.
|
| Слайд 28
|
|
|
|