Главная страница

Презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»



Скачать 65.48 Kb.
НазваниеПрезентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»
Дата06.03.2016
Размер65.48 Kb.
ТипПрезентация


Конспект урока: «Белки и нуклеиновые кислоты».

Цель урока- формировать знания о строении, свойствах и функциях белков и НК в клетке.


Задачи:

Образовательные:

1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;

2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.

Развивающие:

1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.

2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.

3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.

4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.
Воспитательные: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.

Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные, групповые, проблемные, критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Демонстрационный материал: Таблица - "Белки", модели структуры белка, НК., презентация по теме: «Белки и нуклеиновые кислоты»

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

примеч

1.Организационный момент урока.

1.1. Постановка задач.

Приветствие учащихся.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя.




    1. Организация проверки изученного на прошлом уроке материала.




2.Проверка пройденного материала

1. Каков химический состав клетки?

2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов?

3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов;

4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами;

5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов.

Учащиеся отвечают на вопросы.




2. Изучение новой темы.


Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты?

Как вы уже поняли тема нашего урока:

« Белки и нуклеиновые кислоты».




Слайд 1-3

2.1.

Работа с текстом № 1

Обсуждение знаков

Уровни организации белковых молекул.

Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул?

Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные)

Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей)

Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи)

Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс

Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам.

1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин.
2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза.

3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин)
4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям.
5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген)
6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж.

7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин)

8. Запасающая- резерв для организма, плода

На тексте под цифрой 1

делают пометки:

V знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное

Вывод формулируется и записывается самостоятельно.


Слайд 4

Слайд 5-6


2. 2. Строение и функции НК

Биологическая роль нуклеиновых кислот.

Открыты они в 1869 г. швейцарским  химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях.




Слайд 7-8

ДНК

2.Организует беседу по вопросам

а) Что представляют собой НК?

 Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды.

На тексте под цифрой 2 и 3

делают пометки:

V знаю

_ противоречит моим представлениям

? требуется разъяснения

+ новое, но понятное

Записывают определение в тетрадь.

Презентация Слайд 9




б) Из чего же состоит нуклеотид?

. Нуклеотид   состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. 

Заполняют схему

Слайд 10

в) Где находиться ДНК?

Каково строение ДНК и РНК?

Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа.

В ядре, в хлоропластах, в митохондриях

Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь.

Слайд 11-12

Слайд 14-15

Слайд 16















РНК

Организует самостоятельную работу и подводит к выводу:

РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер,  состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты.

  а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на  которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках.

б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка.

в) транспортная РНК (т-РНК)  состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам




презентация Слайд 17

3. Закрепление материала.

Работа в группах по карточкам.

1. В чем сходство между ДНК и РНК?

2.В чем различие между ДНК и РНК?

3.Сравнить белки и НК

4. Структуры белка и типы связей

Вставьте нужные слова

Выберите правильное утверждение

Обсуждают задания выбирают оратора.

Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц


Презентация

Слайд

18-25


4. рефлексия

Игра «Что я за птица?»

критерий


3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке


высокая

средняя

низкая

Материал урока усвоил

хорошо

частично

слабо

Тему могу объяснить

Могу сам

Могу, но с подсказкой

Затрудняюсь



3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам)

7-6 баллов

Соловей (поведай свои знания другим)

8-9 баллов

Орел (открывает тайны бытия)

Слайды

26-27

5. Дом. задание

параграф № 6 читать.



Слайд 28