|
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями цели
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ
Цели: познакомить со способом определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями; формировать навык правописания безударных окончаний глаголов. Познавательные УУД
-умение делать простые выводы в результате работы;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД
-владение монологической и диалогической речью;
-формируем умение реализовывать высказывание на заданную тему;
- умение слушать и понимать других;
--формируем умение учиться высказывать своё предположение;
--формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
-формируем умение оценить свою работу
Личностные УУД
-формируем умение оценивать свои поступки и действия;
Ход урока
I. Организационный момент
II. П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.
Жарить, резать, чистить, учить.
Выделите суффиксы у данных глаголов.
– Сегодня нам на помощь мы снова пригласим нашего хорошего знакомого Инфинитива. Он поможет в правописании глаголов настоящего и будущего времени.
– Что вы уже знаете об инфинитиве?
III. Группировка глаголов по месту ударения.
Нес..шь, зна..шь, зна..м, говор..шь, стро..те, стро..т, бер..те, стро..шь, пиш..т, пиш..те.
Выпишите те глаголы, в которых нет сомнений в правописании окончаний глаголов.
П р о в е р к а.
– Почему окончания этих глаголов пишутся так же, как и слышатся?
– Зачитайте оставшиеся глаголы. Можно ли точно утверждать, какую гласную нужно вставить? Почему? (Окончания безударные, сомнительное написание.)
– Можем ли безошибочно определить спряжение?
– Да, с этими глаголами произошла история, которая помогла им разобраться, к какому спряжению они относятся, какая гласная должна стоять в их окончании.
А теперь послушайте историю про глаголы с безударными окончаниями.
Дело было так. Однажды жители города Первоспряженска и жители города Второспряженска отправились в лес. Они даже не сговаривались между собой, просто в один день взяли и пошли по грибы. И заблудились.
Приближалась ночь, уже и туман сгустился. А дороги обратно не видно. Лес да тьма кругом! И чем дольше шли по лесу глагольчики, тем дальше уходили они от своих домов. Но главное – без мэра Ударения никак нельзя было разобраться, кто из Первоспряженска, а кто из Второспряженска. К утру вышли они на полянку и увидели рыцаря на белом коне.
«Ты кто?» – спросили его глагольчики.
«Я рыцарь Инфинитив. Я из древнего старинного рода. Вот мой флаг, а на нём – герб».
«А вы кто?» – спросил в свою очередь рыцарь Инфинитив.
«Мы глагольчики из Первоспряженска и из Второспряженска, только без нашего мэра, без Ударения, мы не можем вспомнить, кто из какого города».
«Ах, так вы, значит, глагольчики с безударными окончаниями?! – догадался рыцарь. – Ну, вашему горю можно помочь. Я знаю дорогу в оба ваших города. И я вас отвезу.
Только, чур, по одному, а то моему верному коню будет слишком тяжело».
Как только глагольчик садился в седло, рыцарь сразу спрашивал, какая гласная стоит перед -ть у этого глагольчика в неопределённой форме.
Если в неопределённой форме глагольчик оканчивался на -ить, рыцарь отвозил его в город Второспряженск.
Если же у глагольчика в неопределённой форме перед -ть была какая-нибудь другая гласная, но не И, то рыцарь отвозил его в город Первоспряженск. А для точности ещё поставил эти глаголы в форму 3-го лица множественного числа.
– Вот так наш герой Инфинитив помог нашим глагольчикам с безударными окончаниями.
IV. Способ определения спряжения глаголов и правописания окончаний.
– А сейчас нам необходимо из этой сказочной истории добыть научную информацию и обработать её. Но прежде давайте мы проделаем такую же работу с нашими глаголами и определим их спряжение.
– Напомните, как определял рыцарь местожительство глаголов. (По гласной перед суффиксом -ть.)
– Что он делал с глаголами с безударными окончаниями? (Ставил их в неопределённую форму.)
З а п и с ь н а д о с к е (коллективная работа):
Знать – знаешь, знаем (I спр.)
Строить – строите, строит (II спр.)
Писать – пишет, пишете (I спр.)
В ы п о л н е н и е упражнения 140.
Прочитайте глаголы 1-й группы.
– К какому спряжению они относятся? Докажите.
Прочитайте глаголы 2-й группы.
– К какому спряжению они относятся? Докажите.
Ч т е н и е в ы в о д а, с. 102.
З а п и с ь и н с т р у к ц и и в тетрадях:
1. Поставить глагол в неопределённую форму (или в форму 3-го лица).
2. Определить, какая гласная стоит перед -ть.
V. Закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 143.
VI. Итог урока.
– Как определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями?
– Как определить спряжение у глаголов с безударными окончаниями?
V11Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
- Кому было интересно?
Кто испытывал затруднения?
Какое у вас настроение? Домашнее задание: выполнить упражнение правило с.102, №144. |
|
|