Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 133 «Алые паруса»
Конспект НОД
для показа родителям
с детьми подготовительной группы,
на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р.
Животные жарких стран и севера».
Учитель – логопед 1 квалификационной категории Пешкова Е. Н. Курган, 2012
Тема: «Звуки [ Р ] и [ Р' ]. Буква Р. Животные
жарких стран и севера». Цели:
Познакомить детей с буквой Р.
Упражнять в использовании притяжательных прилагательных по лексической теме.
Развивать пространственную ориентировку: справа, слева, сверху, снизу, между; посредством определения геометрических форм и их расположения между собой.
Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.
Оборудование:
Картинки для артикуляционной гимнастики, с изображением тигрицы с тигрятами, слонёнка, носорога, зебры.
Музыкальный инструмент: колокольчик.
Зеркала по количеству детей (7 шт.).
Изображение буквы и картинки на что похожа буква.
Конструктор букв.
Изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.
Дидактическое пособие домик.
Фишки для звукового анализа.
«Телеграммы» - предложения по количеству детей, в которых все слова написаны слитно.
Схемы предложений.
Бумажные круги на тесьме с изображением букв: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.
Ход:
Организационный момент.
(Дети входят в группу и встают в круг.)
- Ребята, сегодня у нас в группе гости. Наши самые близкие люди: мамы и папы. Я предлагаю поприветствовать гостей. А друг друга мы поприветствуем ещё одним способом. Подайте левую руку соседу справа. Почувствовали тепло наших рук? 2. Упражнять в умении расслабляться по контрасту с напряжением.
Теперь представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя. (Дети поднимают руки с расставленными в стороны пальцами к голове.) Трудно так держать руки. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте и повторяйте упражнение.
А сегодня мы – олени,
Ветер рвётся нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки бросим на колени. 3. Развивать артикуляционную моторику.
- А что же в жаркой Африке?
Скалит зубы тигр у ветки –
Там тигрица мать и детки.
(заборчик)
Хобот вытянул слонёнок –
Он совсем ещё ребёнок.
(хоботок)
По тропинке мы пойдём
Носорога там найдём.
(ступеньки)
Громко зебра цокает
за травой высокою.
(лошадка)
4. Развивать физиологическое дыхание.
Ветер траву колышет. Поможем ветерку.
- Мы подуем высоко,
(руки вытянуть над головой, потянуться и подуть вверх)
- мы подуем низко,
(наклон вниз, подуть вниз)
- мы подуем далеко,
(руки на пояс, наклон вперёд и подуть прямо)
- мы подуем близко
(руки на поясе, подбородок прижать к груди и подуть на грудь). 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Колокольчик звенит, заниматься нам велит.
(Дети складывают пальцы в замок, поднимают его. Средний палец правой руки проходит между ладоней и «превращается» в язычок колокольчика, двигаясь из стороны в сторону. Настоящим колокольчиком издаётся звук.) 6. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков.
Пройдите к своим столам и сядьте на стульчики. Плечи расправили, ноги стоят прямо, руки полочкой. Поставьте зеркала перед собой и сделайте так, как я скажу.
- Губы разомкнуть, зубы разомкнуть. Язык поднять к нёбу. И если сильная, холодная воздушная струя пройдёт по центру язычка, его кончик задрожит.
- Какой звук мы услышим?
- Губы разомкнулись и улыбнулись. Зубы разомкнуты. Язык поднят к бугоркам. А от сильной, холодной воздушной струи кончик его, тоже задрожит. Какой звук мы услышим?
Зеркала положите, пожалуйста, на край стола. 7.Закреплять навык характеристики звуков.
Поскорее улыбнитесь, в звуки [ Р ], [ Р’] превратитесь!
- В какой звук превратилась Оля? Владик? Рома? Алёна?
Пусть сами звуки расскажут о себе. (Дети дают характеристику звукам) 8. Знакомство с буквой.
- Звуки [ Р ], [ Р’] на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.) Посмотрите, на что похожа буква Р? (Дети дают ответы. Затем идёт показ картинки: на что она похожа.)
Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено. –
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
- Из каких элементов состоит буква Р?
- Из скольких элементов состоит буква Р?
- Составьте её, пожалуйста, из конструктора букв.
А сейчас, я вам предлагаю немного размяться. Для этого, сначала – девочки, а потом – мальчики, встанут в полукруг на ковре. 9. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.
(Выставляется изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.)
Это что за чудо-юдо,
Прибыло оно откуда? Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что чьё в нём есть.
(Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.) 10. Физминутка.
- У какого животного очень длинная шея? Покажем его?
С длинной шеею жираф
Выступает, словно граф.
Смотрит влево, смотрит вправо:
Нет ли тигра иль удава;
Нет ли в небе самолёта,
Под ногами бегемота.
И вращает головой –
Ищет веточки с листвой. 11. Развивать пространственные ориентировки, через определение соотношения предметов между собой. Развивать фонематический слух.
- Ребята, колокольчик звенит, заниматься нам велит! Проходите, пожалуйста, на свои места.
(Выставляется дидактическое пособие: домик.)
- Кто же в домике живёт? Чтобы узнать, нужно открыть окошки, назвав их расположение и определить, находятся ли в слове звуки, которые мы сегодня учили. Затем назвать место звука в слове: начало, середина, конец.
(Дети называют форму окон, их расположение и жильцов дома. Определяют наличие звуков и их место в слове.) 12. Упражнять в звуковом анализе слова.
Последний жилец – тигр. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова ТИГР. А Алёна выполнит у доски.
13. Упражнять в чтении слов и предложений, составлении схем предложения.
Животные прислали телеграммы. Пока они к нам дошли, в них все слова склеились. Помогите прочитать и выложить схемы предложений, чтобы понять из скольких слов они состоят. 14. Итог.
А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу на ковре, лицом ко мне
(Подводится итог занятия.) 15. Оценка.
Вы сегодня хорошо поработали. Но, хочется посмотреть, как вы справитесь с последним испытанием. Закройте, пожалуйста, глаза. До семи считаю, детей в буквы превращаю!
(На шею каждого ребёнка надевается тесьма, с бумажным кругом. На кругах изображены буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы. Буквы вешаются на поверхность спины.) Нужно не поворачивая головы и не трогая ничего руками, определить в какую букву вы превратились. Одному из вас, нужно будет сделать 3 шага назад, посмотреть на буквы на спинах других детей и назвать себя. (Ребёнок выполняет действия.) Перетяни, пожалуйста, свою букву на грудь и проверь правильность ответа.
Когда каждый определит, в какую букву он превратился, нужно прочитать получившееся слово. (МОЛОДЦЫ)
- Вы, действительно молодцы! Когда вы снимите карточки с буквами с себя, вы превратитесь в ребят. Список используемой литературы:
Воробьёва, Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика /Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук; под ред. Ф. Салимжанова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
ISBN 978-5-94455-145-0.
Лопатина, Людмила Владимировна. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие/Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. – (Коррекционная педагогика). –
ISBN5–94033–041–Х.
Цвынтарный, Валерий Викторович. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем: научно-популярное издание / В. В. Цвынтарный; под ред. Л. Мартьянова. – Москва: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 63 с.
ISBN5-227-01743-3. |