| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
 
 «Детский сад комбинированного вида № 133 «Алые паруса»
 
 
 Конспект НОД
 
 для показа родителям
 
 с детьми подготовительной группы,
 
 на тему: «Звуки [Р] – [Р’]. Буква Р.
 
 Животные жарких стран и севера».
 
 Учитель – логопед 1 квалификационной категории Пешкова Е. Н.
 Курган, 2012
 
 Тема: «Звуки [ Р ] и [ Р' ]. Буква Р. Животные
 
 жарких стран и севера».
 Цели:
 
  Познакомить детей с буквой Р.
 
Упражнять в использовании притяжательных прилагательных по лексической теме.
 
Развивать пространственную ориентировку: справа, слева, сверху, снизу, между; посредством определения геометрических форм и их расположения между собой.
 
Вызвать положительные эмоции, удовлетворённость собой.
 
 
 Оборудование:
 
  Картинки для артикуляционной гимнастики, с изображением тигрицы с тигрятами, слонёнка, носорога, зебры.
 
Музыкальный инструмент: колокольчик.
 
Зеркала по количеству детей (7 шт.).
 
Изображение буквы и картинки на что похожа буква.
 
Конструктор букв.
 
Изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.
 
Дидактическое пособие домик.
 
Фишки для звукового анализа.
 
«Телеграммы» - предложения по количеству детей, в которых все слова написаны слитно.
 
Схемы предложений.
 
Бумажные круги на тесьме с изображением букв: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.
 
 
 Ход:
 
  Организационный момент.
 
 (Дети входят в группу и встают в круг.)
 
 - Ребята, сегодня у нас в группе гости. Наши самые близкие люди: мамы и папы. Я предлагаю поприветствовать гостей. А друг друга мы поприветствуем ещё одним способом. Подайте левую руку соседу справа. Почувствовали тепло наших рук?
 2. Упражнять в умении расслабляться по контрасту с напряжением.
 
 Теперь представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя. (Дети поднимают руки с расставленными в стороны пальцами к голове.) Трудно так держать руки. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте и повторяйте упражнение.
 
 А сегодня мы – олени,
 
 Ветер рвётся нам навстречу.
 
 Ветер стих, расправим плечи,
 
 Руки бросим на колени.
 3. Развивать артикуляционную моторику.
 
 - А что же в жаркой Африке?
 
 Скалит зубы тигр у ветки –
 
 Там тигрица мать и детки.
 
 (заборчик)
 
 Хобот вытянул слонёнок –
 
 Он совсем ещё ребёнок.
 
 (хоботок)
 
 По тропинке мы пойдём
 
 Носорога там найдём.
 
 (ступеньки)
 
 Громко зебра цокает
 
 за травой высокою.
 
 (лошадка)
 
 4. Развивать физиологическое дыхание.
 
 Ветер траву колышет. Поможем ветерку.
 
 - Мы подуем высоко,
 
 (руки вытянуть над головой, потянуться и подуть вверх)
 
 - мы подуем низко,
 
 (наклон вниз, подуть вниз)
 
 - мы подуем далеко,
 
 (руки на пояс, наклон вперёд и подуть прямо)
 
 - мы подуем близко
 
 (руки на поясе, подбородок прижать к груди и подуть на грудь).
 5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
 
 - Колокольчик звенит, заниматься нам велит.
 
 (Дети складывают пальцы в замок, поднимают его. Средний палец правой руки проходит между ладоней и «превращается» в язычок колокольчика, двигаясь из стороны в сторону. Настоящим колокольчиком издаётся звук.)
 6. Закреплять умение анализировать артикуляцию звуков.
 
 Пройдите к своим столам и сядьте на стульчики. Плечи расправили, ноги стоят прямо, руки полочкой. Поставьте зеркала перед собой и сделайте так, как я скажу.
 
 - Губы разомкнуть, зубы разомкнуть. Язык поднять к нёбу. И если сильная, холодная воздушная струя пройдёт по центру язычка, его кончик задрожит.
 
 - Какой звук мы услышим?
 
 - Губы разомкнулись и улыбнулись. Зубы разомкнуты. Язык поднят к бугоркам. А от сильной, холодной воздушной струи кончик его, тоже задрожит. Какой звук мы услышим?
 
 Зеркала положите, пожалуйста, на край стола.
 7.Закреплять навык характеристики звуков.
 
 Поскорее улыбнитесь, в звуки [ Р ], [ Р’] превратитесь!
 
 - В какой звук превратилась Оля? Владик? Рома? Алёна?
 
 Пусть сами звуки расскажут о себе. (Дети дают характеристику звукам)
 8. Знакомство с буквой.
 
 - Звуки [ Р ], [ Р’] на письме обозначаются буквой Р. (Показываю букву.) Посмотрите, на что похожа буква Р? (Дети дают ответы. Затем идёт показ картинки: на что она похожа.)
 
 Дрожу от страха
 
 До сих пор! –
 
 Воскликнуло полено. –
 
 Похожа буква на топор!
 
 Расколет непременно!
 
 - Из каких элементов состоит буква Р?
 
 - Из скольких элементов состоит буква Р?
 
 - Составьте её, пожалуйста, из конструктора букв.
 
 А сейчас, я вам предлагаю немного размяться. Для этого, сначала – девочки, а потом – мальчики, встанут в полукруг на ковре.
 9. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные.
 
 (Выставляется изображение, состоящее из частей различных животных: носорога, зебры, тигра.)
 
 Это что за чудо-юдо,
 
 Прибыло оно откуда?
 Это зверь из дальних мест.
 
 Расскажи, что чьё в нём есть.
 
 (Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.)
 10. Физминутка.
 
 - У какого животного очень длинная шея? Покажем его?
 
 С длинной шеею жираф
 
 Выступает, словно граф.
 
 Смотрит влево, смотрит вправо:
 
 Нет ли тигра иль удава;
 
 Нет ли в небе самолёта,
 
 Под ногами бегемота.
 
 И вращает головой –
 
 Ищет веточки с листвой.
 11. Развивать пространственные ориентировки, через определение соотношения предметов между собой. Развивать фонематический слух.
 
 - Ребята, колокольчик звенит, заниматься нам велит! Проходите, пожалуйста, на свои места.
 
 (Выставляется дидактическое пособие: домик.)
 
 - Кто же в домике живёт? Чтобы узнать, нужно открыть окошки, назвав их расположение и определить, находятся ли в слове звуки, которые мы сегодня учили. Затем назвать место звука в слове: начало, середина, конец.
 
 (Дети называют форму окон, их расположение и жильцов дома. Определяют наличие звуков и их место в слове.)
 12. Упражнять в звуковом анализе слова.
 
 Последний жилец – тигр. Сделайте, пожалуйста, звуковой анализ слова ТИГР. А Алёна выполнит у доски.
 
 
 13. Упражнять в чтении слов и предложений, составлении схем предложения.
 
 Животные прислали телеграммы. Пока они к нам дошли, в них все слова склеились. Помогите прочитать и выложить схемы предложений, чтобы понять из скольких слов они состоят.
 14. Итог.
 
 А сейчас встаньте, пожалуйста, в шеренгу на ковре, лицом ко мне
 
 (Подводится итог занятия.)
 15. Оценка.
 
 Вы сегодня хорошо поработали. Но, хочется посмотреть, как вы справитесь с последним испытанием. Закройте, пожалуйста, глаза. До семи считаю, детей в буквы превращаю!
 
 (На шею каждого ребёнка надевается тесьма, с бумажным кругом. На кругах изображены буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы. Буквы вешаются на поверхность спины.) Нужно не поворачивая головы и не трогая ничего руками, определить в какую букву вы превратились. Одному из вас, нужно будет сделать 3 шага назад, посмотреть на буквы на спинах других детей и назвать себя. (Ребёнок выполняет действия.) Перетяни, пожалуйста, свою букву на грудь и проверь правильность ответа.
 
 Когда каждый определит, в какую букву он превратился, нужно прочитать получившееся слово. (МОЛОДЦЫ)
 
 - Вы, действительно молодцы! Когда вы снимите карточки с буквами с себя, вы превратитесь в ребят.
 Список используемой литературы:
 
  Воробьёва, Татьяна Анатольевна. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика /Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук; под ред. Ф. Салимжанова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
 
 ISBN 978-5-94455-145-0.
 
  Лопатина, Людмила Владимировна. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие/Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с. – (Коррекционная педагогика). –
 
 ISBN5–94033–041–Х.
 
  Цвынтарный, Валерий Викторович. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем: научно-популярное издание / В. В. Цвынтарный; под ред. Л. Мартьянова. – Москва: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 63 с.
 
 ISBN5-227-01743-3.
 |